Слайд 1Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений.
Слайд 2Исключительную значимость для детского развития представляет своевременное формирование пространственных функций. Они
тесно взаимосвязаны со становлением познавательной деятельности и с развитием специфических школьных навыков и умений.
Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность этих функций обусловливает:
47 % трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике,
24 % трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма,
16 % трудностей при обучении чтению.
Слайд 3Установить объективные причины такого рода неблагополучий и выработать правильные методические ориентиры
при их преодолении помогает знание особенностей раннего развития пространственных функций.
Элементарные функции ориентировки в пространстве возникают уже в первые месяцы жизни ребенка. В их основе лежит тесная взаимосвязь двигательных, зрительных, кинестетических и осязательных ощущений; главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами в это время для ребенка является активное осязание руками вместе со зрением.
Слайд 4Но пространство, как только «видимая масса и вычленяющиеся из нее предметы»
существует для ребенка непродолжительное время. С трех-четырех месяцев «звук и слух создают новую, очень существенную для развития установку на невидимое пространство», в связи с чем, оно становится не только видимым, но и распознаваемым на слух.
Слайд 5школа пространственного видения
Для обеспечения адекватной ориентировки в столь сложном и асимметричном
мире, утверждает А. Р.Лурия (1975), помимо содружественной деятельности различных анализаторов нужны и добавочные механизмы, к которым в первую очередь относится выделение ведущей руки. Опираясь на нее, дети осуществляют сложный анализ пространства и овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т.д.). До тех пор пока ведущая рука не будет определена (а это происходит обычно в возрасте 3 лет и позже), дети путаются в симметричных сторонах пространства и окончательное, правильное усвоение системы пространственных понятий не представляется возможным.
Слайд 6Степень адекватности отражения пространственных отношений
• от опыта различения и выделения пространственных
признаков и оперирования ими в различных ситуациях;
• от точности использования взрослыми каждого обозначающего их слова.
Слайд 7к концу дошкольного возраста дети усваивают 3 категории элементарных знаний о
пространстве:
отражение удаленности предмета и его местоположение;
ориентировку в направлениях пространства;
отражение пространственных отношений между предметами.
Слайд 8С поступлением в школу:
объем пространственных представлений значительно расширяется;
заметно повышаются требования к
уровню их дифференцировки;
возрастает степень отвлеченности и обобщения пространственных признаков
Слайд 9Наиболее типичными ошибками пространственного различения у детей в этот период являются:
в
поведении — пространственные ошибки в расположении учебных предметов на парте и требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону);
в чтении — суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;
Слайд 10При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие
школьные трудности, как:
Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.
Слайд 11на первом этапе учащимся могут быть предложены следующие виды коррекционно-развивающих заданий:
Слайд 12Посмотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты (ДК).
Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками (ДК) или ромбами (ДК). Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные... Закончив, отложи карандаш.
Слайд 13Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному,
но среди них есть один, нарисованный так же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.
Задания 3, 4 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее.