Презентация, доклад на тему Развитие двух культур на Таймыре - долган и нганасан

Содержание

Наша гипотезаГипотеза: известно, что этнос нганасан сложился гораздо раньше другого северного народа - долган, появившегося на Таймыре в XVIII-XIX веках. Значит, культура долган несет в своем развитии отпечаток нганасанской культуры.

Слайд 1Развитие двух культур на Таймыре- долган и нганасан

Развитие двух культур на Таймыре- долган и нганасан

Слайд 2Наша гипотеза
Гипотеза: известно, что этнос нганасан сложился гораздо раньше другого северного

народа - долган, появившегося на Таймыре в XVIII-XIX веках. Значит, культура долган несет в своем развитии отпечаток нганасанской культуры.
Наша гипотезаГипотеза: известно, что этнос нганасан сложился гораздо раньше другого северного народа - долган, появившегося на Таймыре

Слайд 3цель исследования
Цель работы: сравнить появление нганасан и долган на территории Таймыра

и познакомиться с традициями, обычаями двух северных народов, тем самым выяснить, взаимодействовали ли они между собой.

цель исследованияЦель работы: сравнить появление нганасан и долган на территории Таймыра и познакомиться с традициями, обычаями двух

Слайд 4Для достижения цели мы решили следующие задачи :
Изучили и проанализировали литературу

по данной тематике
Сравнили: историю двух народов, расселение и формирование языка, род занятий, традиции, одежду, питание, общественные и семейные отношения и религиозные верования.
Оценили: историю двух народов в наши дни

Для достижения цели мы решили следующие задачи :Изучили и проанализировали литературу по данной тематикеСравнили: историю двух народов,

Слайд 5Самый северные народы нашей страны, живущие в таймырской тундре, выше 72-й

параллели.

Вывод 1. Численность нганасан намного меньше, чем долган.

Самый северные народы нашей страны, живущие в таймырской тундре,  выше 72-й параллели.Вывод 1. Численность нганасан намного

Слайд 6 История народа
Термин «нганасаны» введен в 1930-е г образован от нганаса

— «человек», «мужчина», самоназвание — ня —«товарищ».
Как этнос нганасаны сложились в конце XVII-XVIII веков. В формировании нганасан как этноса приняли участие группы эвенков, а также самодийцы.
Контакты с русскими начались в XVII в.



Сначала долганы называли себя «долган». Известно, что долганы называли себя по имени рода, т. е. тундровые или лесные люди.
Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII-XIX в.в. Эвенкийские роды впоследствии стали ядром долган.
Контакты с русскими начались в первой половине XVII в .


История народаТермин «нганасаны» введен в 1930-е г образован от нганаса — «человек», «мужчина», самоназвание — ня

Слайд 7 Вывод 2. Археологические данные позволяют сделать вывод о древнем происхождении

нганасан, по сравнению с долганами. Долганы являются одной из наиболее «молодых» народов Севера. Контакты с русскими у двух народов начались в одно и тоже время: в первой половине XVII в .
Вывод 2. Археологические данные позволяют сделать вывод о древнем происхождении нганасан, по сравнению с долганами. Долганы

Слайд 8Расселение и формирование языка

Расселение и формирование языка

Слайд 9Нганасаны и долганы расселились в западной части Таймыра, представляя собой различные

популяции. Имеют различный говор.

Вывод 3:

Нганасаны и долганы расселились в западной части Таймыра, представляя собой различные популяции. Имеют различный говор.Вывод 3:

Слайд 10Род занятий
До середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Традиционные

занятия — охота,
оленеводство, рыболовство.

Долганы вели кочевой образ жизни. Традиционные занятия - охота, оленеводство, а в отдельных районах — рыболовство.

Вывод 4. Условия обитания на Крайнем Севере предопределили сходный образ жизни и уклад у двух народов.

Род занятийДо середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Традиционные занятия — охота,оленеводство, рыболовство.Долганы вели кочевой

Слайд 11Традиции
Нганасаны
Традиционное жилище — конический чум, (обычно на 1 — 2

семьи).
Чум покрывали нюками.
Зимой у чума насыпали завалинку, служившую заслоном от ветра. В центре помещали очаг За очагом — «чистое место», куда женщинам ступать запрещалось.
Традиции НганасаныТрадиционное жилище — конический чум, (обычно на 1 — 2 семьи). Чум покрывали нюками. Зимой у

Слайд 12Традиционное жилище долган - конический чум тунгусского типа (как у эвенков),

летом - укрытый покрышками из грубо выделанная оленьями или лосиная замши,а зимой - оленьими шкурами.
С приходом русских долгане начали жить в балках (нартяных чумах) – домиках на полозьях.

Традиции

Традиционное жилище долган - конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом - укрытый покрышками из грубо

Слайд 13 Долганы как и нганасане вели кочевой образ жизни, имели сходное

кочевое жилье- конический чум, однако долгане не заимствовали внутренний уклад и убранство соседей, а больше переняли уклад вначале у эвенков, а затем у русских. Нганасаны же наоборот, заимствовали устройство балка у долган и русских.

Вывод 5:

Долганы как и нганасане вели кочевой образ жизни, имели сходное кочевое жилье- конический чум, однако долгане

Слайд 14Одежда
Мужская одежда
Долганы
Нганасаны

ОдеждаМужская одежда ДолганыНганасаны

Слайд 15Женская одежда
Нганасаны
Долганы

Женская одежда НганасаныДолганы

Слайд 16Долганы имели однослойную верхнюю одежду и больше элементов взяли у эвенков

и русских, влияния нганасан в орнаментах и одежде не отмечается.

Вывод 6:

Долганы имели однослойную верхнюю одежду и больше элементов взяли у эвенков и русских, влияния нганасан в орнаментах

Слайд 17Питание
Летом и осенью женщины заготавливали оленину впрок. Зимой - оленью кровь

для приготовления похлебки. Употребляли мясо гусей, куропаток, песцов, зайцев, снежного барана и птичьи яйца.
Чай , хлеб и табак покупали.

Нганасаны

Долганы

Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу.
Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.

ПитаниеЛетом и осенью женщины заготавливали оленину впрок. Зимой - оленью кровь для приготовления похлебки. Употребляли мясо гусей,

Слайд 18Долганы по сравнению с нганасанами раньше стали использовать хлеб, т.к.

у нганасан пресные лепешки из покупной муки считались лакомством.

Вывод 7:

Долганы по сравнению с нганасанами раньше стали использовать хлеб, т.к.  у нганасан пресные лепешки из покупной

Слайд 19Счет родства у долган велся по мужской линии. Родовая организация распалась

к ХIХ в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. . Во второй половине ХIХ в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русскими и якутскими купцами.

Общественные и семейные отношения

Долганы

Счет родства у долган велся по мужской линии. Родовая организация распалась к ХIХ в., но сохранились коллективные

Слайд 20Общественные и семейные отношения
Руководителями рода были старейшины они представляли свой род

перед русской администрацией, собирали ясак, занимались разбором конфликтов. У родов существовал обычай взаимопомощи. Браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения запрещались.

Нганасаны

Общественные и семейные отношенияРуководителями рода были старейшины они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, занимались

Слайд 21 Браки внутри своей народности позволяли нганасанам сохранять традиционные хозяйство, быт

и обычаи и не пересекаться с другими этносами.

Вывод 8:

Браки внутри своей народности позволяли нганасанам сохранять традиционные хозяйство, быт и обычаи и не пересекаться с

Слайд 22Религиозные верования
В начале XX века практически все нганасаны оставались приверженцами шаманизма.

Долганы

почти все были крещены и исполнили церковные обряды. Также были приверженцы шаманизма.

Нганасаны

Долганы

Религиозные верованияВ начале XX века практически все нганасаны оставались приверженцами шаманизма.Долганы почти все были крещены и исполнили

Слайд 23Нганасаны как и долганы были язычниками, но в отличии от долган

, нганасане остались верными язычеству до начала 20-го века, что позволяет прийти к мнению, что у двух народов Таймыра развитие шло независимо друг от друга в вопросах веры.

Вывод 9 :

Нганасаны как и долганы были язычниками, но в отличии от долган , нганасане остались верными язычеству до

Слайд 24В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора эвенкийских

сказаний, русских сказок. Среди жанров фольклора распространены: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были.
Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.

Культура двух народов

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора эвенкийских сказаний, русских сказок. Среди жанров фольклора

Слайд 25Культура двух народов
Фольклор нганасаны стали изучать с конца 20-х гг.

XX в.
Среди жанров фольклора распространены частушки, загадки, поговорки. Музыка, родственная мелодии ненцев, энцев и селькупов.

Культура двух народов Фольклор нганасаны стали изучать с конца 20-х гг. XX в.Среди жанров фольклора распространены частушки,

Слайд 26Сравнение показывает самобытность двух народов. И все же у долган элементы

фольклоры заимствованы у разных народов . Фольклор нганасан подчеркивает их длинный исторический путь.

Вывод 10:

Сравнение показывает самобытность двух народов. И все же у долган элементы фольклоры заимствованы у разных народов .

Слайд 27В наши дни
На территории Таймыра проживают в основном в Дудинском

и Хатанском районах и во многом утратили традиционный образ жизни. Язык нганасанский. Вера- православие.

Нганасаны

В наши дни На территории Таймыра проживают в основном в Дудинском и Хатанском районах и во многом

Слайд 28Долганы проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов, г. Дудинке. Язык

долганский. Вера-православие.

В наши дни

Долганы

Долганы проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов, г. Дудинке. Язык долганский. Вера-православие. В наши дни Долганы

Слайд 29Несмотря на это нганасанский и долганский народы сохранили свою культуру, обычаи,

традиции, традиционные промыслы, а главное язык.

Вывод 11 :

Несмотря на это нганасанский и долганский народы сохранили свою культуру, обычаи, традиции, традиционные промыслы, а главное язык.Вывод

Слайд 30Вывод
В результате исследования наша гипотеза не подтвердилась, так как, нганасанский и

долганский народы до 1960-1970 годов жили своими родовыми общинами и не вступали в тесное общение друг с другом.
ВыводВ результате исследования наша гипотеза не подтвердилась, так как, нганасанский и долганский народы до 1960-1970 годов жили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть