Слайд 1«Пути и средства развития творческих способностей у обучающихся»
Выполнила: студентка 2 курса,
22 группы ИПФ Дубяга Ирина Юрьевна Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры методики, педагогики, психологии профессионального образования
Пашкова М.И.
Слайд 2Актуальность
Развитие творческих способностей школьников является сравнительно молодой проблемой. Сегодня существует
множество путей ее исследования. Не вызывает никаких сомнений актуальность данной проблемы, по причине необходимой нужды современного общества в творческих личностях.
Формирование творческих способностей пополняет эмоциональный и практический опыт воздействия на личность, к тому же развивает психику и воспитывает интеллектуальный потенциал, который благоприятствует воспитанию эстетических и умственных способностей, приводит к приобретению профессиональных умений и навыков, развивает природные задатки детей и их нравственные качества. Развитие творчества ориентирует детей на последующую, активную творчески-осознанную самодеятельность обучающихся, что соответствует их духовным потребностям, насыщает их рвение к самореализации, и демонстрированию личностных качеств. Это и есть эффективные средства комплексного развития личности, диагностики воспитания ее творческого потенциала
Слайд 3 Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики,
путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.
Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи:
• изучить сущность творчества и творческих способностей;
• рассмотреть способы диагностики творческих способностей;
• выявить средства и методы развития творчества и творческих способностей.
Объект исследования. Творческая деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования. Средства методы и пути формирования и развития творческих способностей школьников.
Слайд 4Сущность творчества
Cловарь «Психология» определяет творчество как деятельности по созданию новых материальных
и духовных ценностей, но на самом деле творчество, отнюдь, не сводится к этому. Данное понимание верно только с точки зрения «процессуального» подхода. В.В. Давыдов отмечает акт творчества как реальное улучшение культуры, предметной деятельности и самого себя.
Творчество является преобразующей формой воздействия. Другими словами субъект приобщается к объекту (окружающему миру), поглощая его качества, включая сам объект в систему собственной активности и изменяя свои качества.
Слайд 5Творчество как вид человеческой деятельности характеризует ряд существенных признаков:
• наличие противоречия, проблемной
ситуации или творческой задачи;
• социальная и личная значимость и прогрессивность;
• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
• наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
• новизна и оригинальность процесса и результата.
Слайд 6Диагностика творческих способностей (тест Торренса)
Тесты Торренса используются в следующих целях:
• исследование развития
одаренности учащихся;
• индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
• разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
• оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
• поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.
Слайд 7Показатели оценивания ответов теста:
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ;
БЕГЛОСТЬ;
РАЗРАБОТАННОСТЬ;
ГИБКОСТЬ.
Слайд 8Развитие творческих способностей
Творческие способности поддаются развитию. Особенную эффективность приносят специальные занятия
с маленькими детьми, которые в силу своего возраста еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску примерного, разрешаемого взрослыми ответа. Однако и взрослые люди могут тренировать в себе творческие способности и креативность. Это крайне удобно делать в группе при генерировании различных идей -- в виде «мозгового штурма». На Западе данный метод успешно применяется крупными фирмами в кризисных ситуациях, когда устоявшиеся технологии производства оказываются неэффективными. На собрании группы разработчиков генерируются новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором -- отбираются наиболее интересные предложения. На третьем -- проверяется возможность их применения
Слайд 9Психологи выделили следующие психологические предпосылки творческой деятельности:
знания;
умственные способности;
гибкость и беглость
мышления;
радость творения и труда;
понимание проблемы и удовлетворение от её решения;
эмоциональная стабильность;
терпение;
духовное мировоззрение.
Слайд 11Психолого- педагогические условия развития способностей учащихся на уроках технологии:
1.
Создание доброжелательной атмосферы на уроках технологии. С первых дней обучения в классе необходимо создать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» непременно должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, выполняя которые школьники, играя в учителя и ученика приобретут навыки оценки и обоснования своей точки зрения. Когда ребенок ощущает дружескую обстановку формируемую окружающими его людьми, то все его эмоции будут ориентированы на реализуемую им деятельность. Следовательно, его работы всегда будут аккуратными и наиболее творческими.
2. Эмоциональное отношение детей должно стимулировать содержание занятий. Только при глубокой заинтересованности, ребенок начнет эмоционально выражать свое отношение к окружающему миру.
3. На уроках технологии должно присутствовать оптимальная интеграция принципов и технологий, которые наиболее доступны для освоения и восприятия учащимся и способствуют развитию творчества.
Слайд 12Заключение
Итак, творческие способности раскрывается как индивидуальное образование, которое принадлежит субъекту, полагающее
целый комплекс внутренних ресурсов и потенциала, проявляющихся в деятельности, ориентированной на получение новейших (как для личности, так и для общества в целом) результатов, которые обеспечат возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении всей его жизни.
Еще раз стоит отметить тот факт, что действительно необходимо работать в данном тематическом направлении в связи те с постоянно обновляющимися потребностями современного общества.