Слайд 1
Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке как одного из
принципов системно-деятельностного подхода
Дударчук Н.А.
МБОУ лицей № 6
г. Данкова
Слайд 2«Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик
учится"
Виктор Фёдорович Шаталов
Слайд 3
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит
перед учителями новые задачи. Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Индивидуальный подход к ученикам. Развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.
Слайд 4Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных
принципов:
- деятельности;
- системности;
-минимакса;
-психологического комфорта;
- творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Слайд 5Принцип психологического комфорта
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство,
спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка ).
Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Принцип психологического комфорта:
- учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.
Слайд 6Благоприятная обстановка, эмоциональный комфорт на уроке поможет ученикам в развитии и
становлении себя как успешной личности.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Положительный эмоциональный настрой на уроках
Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.
Слайд 7Создание ситуации успеха
Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в
себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.
Слайд 8Игровые технологии
Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается
игра. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Игра выступает как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний учащихся.
Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.
Слайд 9В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному
предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.
Физкультминутки
Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.
Слайд 10Релаксация (под музыку звуков природы).
Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на
здоровьесбережение учащихся и учителей.
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
Словесные поощрения детей