Презентация, доклад на тему Психолого-педагогические основы диагностики образовательных результатов

Содержание

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯВ процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями,

Слайд 1

Психолого-педагогические основы диагностики образовательных результатов


Учитель гимназии 26 г. Миасса Чурикова

Галина Юрьевна


,
Психолого-педагогические основы диагностики образовательных результатов Учитель гимназии 26 г. Миасса Чурикова Галина Юрьевна    ,

Слайд 2

ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения важную роль играет так

называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом.
Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Ученики могут и должны сами получать информацию о своих успехах или неуспехах, что именуется внутренней обратной связью.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения.
ДИАГНОСТИКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯВ процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та

Слайд 3

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии,

степени достижения целей обучения.
Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.
Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.Контроль - операция сопоставления,

Слайд 4

Система оценки достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования в

школе предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Содержанием оценки личностных результатов на ступени основного общего образования служит:
сформированность внутренней позиции обучающегося;
сформированности основ гражданской идентичности;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
.
Система оценки достижения результатов освоения образовательной программы основного общего образования в школе предполагает комплексный подход к оценке

Слайд 5



Личностные результаты выпускников основной общей школы не подлежат итоговой оценке.


Оценка личностных

результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований педагогом-психологом школы.
Она должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Личностные результаты выпускников основной общей школы не подлежат итоговой оценке.Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе

Слайд 6

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленых на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: итоговых контрольных работ по предметам, комплексных работ на межпредметной основе, тематических контрольных работ.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные

Слайд 7

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по

отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана основной школы.
Предметные результаты содержат систему предметных знаний и предметных действий.
В системе предметных знаний выделяются опорные знания: знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие для последующего изучения учебных предметов.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО способность обучающихся решать учебно-познавательные, учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания по результатам тематического контроля, итоговых контрольных работ.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.Достижение этих результатов обеспечивается за

Слайд 8

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг

друга: письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии учащегося.
Для оценки динамики образовательных достижений учащегося может служить его портфолио.
Портфолио – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях деятельности в соответствии с Положением о портфолио учащегося.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в профильной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: письменные работы, проекты, практические работы,

Слайд 9

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения

планируемых результатов (пункт 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии

Слайд 10

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные

и метапредметные результаты, она формируется на основе:
• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных
листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, она формируется на

Слайд 11

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания

(на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания

Слайд 13

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Алгоритм самооценки (основные

вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)1. Какова была

Слайд 14

Критерии оценивания работы над проектом
Актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время,

которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);
самостоятельность (уровень самостоятельной работы , планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия);
проблемность (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию);
содержательность (уровень информативности, смысловой емкости проекта);
научность (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими)
работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа);
системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности, выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе);
интегративность (связь различных областей знаний);
коммуникативность .

Критерии оценивания работы над проектомАктуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной

Слайд 15

Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности
Полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения

исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);
соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции вос­питания, складывавшиеся годами);
соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.);
социальная (практическая, теоретическая) значимость;
эстетичность;
потребность дальнейшего развития проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).
Критерии оценивания «продукта» проектной деятельностиПолнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте,

Слайд 16

Критерии оценивания оформления проектной работы
Правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления,

нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);
композиционная стройность, логичность изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видео­ряда, Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов);
 качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);
наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия);
самостоятельность.
Критерии оценивания оформления проектной работыПравильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов,

Слайд 17

Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта):
Качество доклада (композиция, полнота представления

работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);
объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей);
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории) ;
ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие);
деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность) ;
правильно оформленная презентация
Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта): Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);

Слайд 18

Пример оформления оценочного листа
определить систему критериев заранее,
определить систему начисления и

подсчетов баллов,
оценивать все достижения учащихся (предметные, метапредметные и личностные).

Пример оформления оценочного листаопределить систему критериев заранее, определить систему начисления и подсчетов баллов,оценивать все достижения учащихся (предметные,

Слайд 19

Самоанализ учителя
Какие формы, методы и приемы вы используете в процессе руководства

проектной деятельностью учащихся (метод свободной дискуссии, метод «мозгового штурма», метод дидактической игры и другие?;
степень самостоятельной работы учащихся (предельно самостоятельная, частично самостоятельная, с элементами самостоятельности);
инициирование познавательной активности учащихся (каким образом, в чем причины неудачи);
уровень квалифицированности проектантов;
психолого-педагогические приемы, применяемые вами в подготовке учащегося к публичной защите проекта (совместные консультации со школьным психологом, тренинги по отработке отдельных умений и другое);
причины успешности /неуспешности проекта;
на какие результаты была направлена проектная деятельность и каких удалось достичь.
Самоанализ учителяКакие формы, методы и приемы вы используете в процессе руководства проектной деятельностью учащихся (метод свободной дискуссии,

Слайд 21

Оценка проектной деятельности учащихся

Оценка проектной деятельности учащихся

Слайд 22

Общий  уровень  достижений  учащихся  переводится  в  отметку  по  следующей 
шкале:  28-21 

баллов:  «5»;  20-16  баллов:  «4»;  15-8  баллов:  «3»;  70  баллов:  «2».
1.  Планирование  и  раскрытие  плана,  развитие  темы.  Высший  балл  ставится, 
если  ученик  определяет  и  четко  описывает  цели  своего  проекта,  дает 
последовательное  и  полное  описание  того,  как  он  собирается  достичь  этих
целей,  причем  реализация  проекта  полностью  соответствует  предложенному  им  плану.
2.  Сбор  информации.  Высший  балл  ставится,  если  персональный  проект 
содержит  достаточное  количество  относящейся  к  делу  информации  и  ссылок  на  различные  источники.
3.  Выбор  и  использование  методов  и  приемов.  Высший  балл  ставится,  если 
проект  полностью  соответствует  целям  и  задачам,  определенным  автором, 
причем  выбранные  и  эффективно  использованные  средства  приводят  к  созданию  итогового  продукта  высокого  качества.
4.  Анализ  информации.  Высший  балл  по  этому  критерию  ставится,  если  проект  четко  отражает  глубину  анализа  и  актуальность  собственного  видения  идей 
учащимся,  при  этом  содержит  по-настоящему  личностный  подход  к  теме.
Общий  уровень  достижений  учащихся  переводится  в  отметку  по  следующей  шкале:  28-21  баллов:  «5»;  20-16  баллов:  «4»;  15-8 

Слайд 23

 
5.  Организация  письменной  работы.  Высший  балл  ставится,  если  структура 
проекта  и 

письменной  работы  (отчета)  отражает  логику  и  последовательность 
работы,  если  использованы  адекватные  способы  представления  материала 
(диаграммы,  графики,  сноски,  макеты,  модели  и  т.  д.).
6.  Анализ  процесса  и  результата.  Высший  балл  ставится,  если  учащийся 
последовательно  и  полно  анализирует  проект  с  точки  зрения  поставленных  целей,  демонстрирует  понимание  общих  перспектив,  относящихся  к  выбранному  пути.
7.  Личное  участие.  Считается  в  большей  степени  успешной  такая  работа,  в 
которой  наличествует  собственный  интерес  автора,  энтузиазм,  активное 
взаимодействие  с  участниками  и  потенциальными  потребителями  конечного 
продукта  и,  наконец,  если  ребенок  обнаружил  собственное  мнение  в  ходе 
выполнения  проекта.
С  критериями  оценивания  проектов  учащиеся  знакомятся  заранее.  Также  они 
сами  могут  предложить    дополнения  в  содержание  критериев  или  даже  дополнительные  критерии,  которые,  на  их  взгляд,  необходимо  включить  в  критериальную  шкалу.  Критерии  оценивания  являются  своего  рода  инструкцией  при  работе  над 
проектом.  Кроме  того,  учащиеся,  будучи  осведомленными  о  критериях 
оценивания  их  проектной  деятельности,  могут  улучшить  отдельные  параметры 
предлагаемые  для  оценивания,  тем  самым  получить  возможность  достижения 
наивысшего  результата.
 5.  Организация  письменной  работы.  Высший  балл  ставится,  если  структура  проекта  и  письменной  работы  (отчета)  отражает  логику  и 

Слайд 24

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические

материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть