Презентация, доклад на тему Психология: Дошкольный возраст. Для студентов

Содержание

СодержаниеВведение1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста 2. Развитие психических функций в дошкольном возрасте 2.1. Речь 2.2. Память 2.3. Восприятие3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания в дошкольном возрасте. Заключение

Слайд 1Развитие детей в дошкольном возрасте
Презентацию выполнила: студентка 2нА группы Гордиенко Нина
Преподаватель:

Маремкулова Р.К.
Развитие детей в дошкольном возрасте Презентацию выполнила: студентка 2нА группы Гордиенко НинаПреподаватель: Маремкулова Р.К.

Слайд 2Содержание
Введение
1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста
2.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте
2.1. Речь
2.2. Память
2.3. Восприятие
3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания в дошкольном возрасте.
Заключение
СодержаниеВведение1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста 2. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Слайд 3Введение
Дошкольное детство – большой отрезок жизни

ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
В его рамках выделяют три периода:
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст – от 5 до 6-7лет.
Введение    Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно

Слайд 41. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста    Игра – ведущая деятельность

Слайд 5 Ролевая или как ее иногда называют

творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте.

Слайд 6 В каждой игре свои игровые условия –

участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл.
В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие

Слайд 7Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют

посуду.



Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется.
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Для средних дошкольников главное –

Слайд 8В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и

связанные с ними цели.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

Слайд 92. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

2. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Слайд 102.1. Речь
В дошкольном детстве в основном завершается

долгий и сложный процесс овладения речью. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.

2.1. Речь    В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью.

Слайд 11Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще

сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.
Ребенок 3–5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения "взрослых“ слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообшения – монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков,

Слайд 12 Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям

обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: "А куда летит дым?", "А кто качает деревья?", "Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?", "А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?", "Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами"
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед

Слайд 132.2. Память
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный

для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
2.2. Память    Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал

Слайд 14У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели

что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению.



Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.
Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и т.д., независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не

Слайд 152.3. Восприятие
Восприятие в дошкольном возрасте

благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.
2.3. Восприятие      Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт

Слайд 16 К концу дошкольного возраста появляется тенденция к

обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит, легкий; большой – значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и т.д.).
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно

Слайд 173. Развитие эмоций, мотивов и самосознания в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это "период первоначального фактического склада личности". Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания в дошкольном возрасте     Дошкольный возраст, как писал

Слайд 18Эмоции
Для дошкольного детства характерна в

целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка.
Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Эмоции      Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных

Слайд 19 Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих

ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, – без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Все, во что включается дошкольник, – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не "состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников

Слайд 20Мотивы
Самым важным личностным механизмом, формирующимся

в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей". Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка.

Мотивы     Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно

Слайд 21Самосознание
Самооценка появляется во второй половине

периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
Самосознание     Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки

Слайд 22 Еще одна линия развития самосознания –

осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и в первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: "мне радостно", "мне взгрустнулось". В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
Начинается осознание себя во времени. В 6–7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в

Слайд 23Заключение
Дошкольное детство – период познания

мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно -ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.
Заключение       Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть