Презентация, доклад на тему Психология для непсихологов. 4. Общепсихологические представление о деятельности

Содержание

План лекции1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа2 Ведущие виды деятельности3 Освоение деятельности4 Взаимодействие навыков

Слайд 1Общепсихологическое представление
о деятельности
ПСИХОЛОгия
для непсихологов

Общепсихологическое представление о деятельностиПСИХОЛОгия для непсихологов

Слайд 2План лекции
1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
2 Ведущие виды

деятельности
3 Освоение деятельности
4 Взаимодействие навыков
План лекции1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа2 Ведущие виды деятельности3 Освоение деятельности4 Взаимодействие навыков

Слайд 31 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
В психологии деятельность рассматривается

как методологическая основа, определяющая подход к пониманию природы психики. Этот подход нашел свое выражение в одном из научных принципов психологии – принципе единства сознания и деятельности.

Определение по К.К. Платонову
Деятельность – это взаимодействие человека и окружающей действительности, в ходе которого он сознательно и целенаправленно изменяет эту действительность и самого себя.

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основаВ психологии деятельность рассматривается как методологическая основа, определяющая подход к

Слайд 4К. К. Плато́нов 
Советский психолог, доктор психологиче-ских наук и доктор
медицинских наук,

профессор

1906 - 1984

К. К. Плато́нов Советский психолог, доктор психологиче-ских наук и доктор медицинских наук, профессор1906 - 1984

Слайд 5Подчеркнем в этом определении слово «целенаправленно». Оно обозначает ту особенность человека,

которая отличает ее от поведения животного.
Активность того и другого определяется потребностями. Но у человека активность носит опосредствованный характер, т.е. между потребностью и ее удовлетворением имеется промежуточное звено – сознательно поставленная цель.
Так, человек работает не потому, что это удовлетворит его потребность в пище, а потому, что это позволяет выполнить порученное дело. Содержание деятельности определяется не потребностью как таковой, а целью – выполнением определенной работы, которую требует общество. То, почему человек действует, часто не совпадает с тем, для чего он действует.
Подчеркнем в этом определении слово «целенаправленно». Оно обозначает ту особенность человека, которая отличает ее от поведения животного.

Слайд 61 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
Анализ структуры

как материальной,
так и собственно психической деятельности обнаруживает следующие элементы.

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основаАнализ структуры   как материальной,   так и

Слайд 71 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
Нейрофизиологической основой деятельности является

функциональная система, теория которой разработана П.К. Анохиным. Функциональная система – это определенная организация центральных и периферических нервных аппаратов, избирательно объединенных для получения полезного результата.
Ее общее строение и место, занимаемое различными психическими явлениями в регуляции поведения, показаны на схеме.

Пётр Кузьми́ч Ано́хин (1898 - 1974) - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972).

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основаНейрофизиологической основой деятельности является функциональная система, теория которой разработана П.К.

Слайд 9Начальной стадией формирования ФС является афферентный синтез, представляющий взаимодействие мотивации, информации

о среде и извлеченного из памяти опыта. Под обстановочной афферентацией (ОА) понимается совокупность разнообразных воздействий среды. Пусковая афферентация (ПА) служит для выбора тех стимулов, которые вызывают интерес. ОА и ПА отражаются в ощущениях и восприятии. Соотнесение этого с актуальной мотивацией и памятью порождает образ. В сознании возникает несколько вариантов действий, которые могут удовлетворить имеющиеся потребности.
Далее, необходимо взвесить и выбрать один из вариантов и принять решение: «что делать».

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа

Начальной стадией формирования ФС является афферентный синтез, представляющий взаимодействие мотивации, информации о среде и извлеченного из памяти

Слайд 11На основе принятого решения вырабатываются план и программа действий. В ЦНС

ожидаемый результат представлен в виде акцептора результата действия (акцептор с лат. – принимающий).
Затем начинается осуществление действия через эфферентные возбуждения. Сведения о результате и его параметрах с помощью механизма обратной афферентации попадает в акцептор. Происходит сличение получаемой информации с акцептором действия. Заметим, что уже в начале действия воля включается в процесс его регуляции.

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа

На основе принятого решения вырабатываются план и программа действий. В ЦНС ожидаемый результат представлен в виде акцептора

Слайд 13Если параметры действия не соответствуют акцептору, возникает отрицательная эмоция. Она создает

дополнительную мотивацию к повторению действия по скорректированной программе, пока результат не совпадет с акцептором. Совпадение приводит к положительной эмоции.
Теория ФС показывает, как взаимоотносятся физиологические и психологические процессы.

1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа

Если параметры действия не соответствуют акцептору, возникает отрицательная эмоция. Она создает дополнительную мотивацию к повторению действия по

Слайд 15План лекции
1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
2 Ведущие виды

деятельности
3 Освоение деятельности
4 Взаимодействие навыков
План лекции1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа2 Ведущие виды деятельности3 Освоение деятельности4 Взаимодействие навыков

Слайд 16Ведущий вид деятельности, по Д.Б. Эльконину, -
это главная деятельность среди других

по ее значению для психического развития, которая «ведет» за собой психическое развитие растущего человека:
внутри ее возникают другие, новые виды деятельности (например, в игровой деятельности – учебная);
в ней формируются или перестраиваются психические процессы;
- от нее зависят наблюдаемые на том или возрастном этапе изменения личности и, в первую очередь, центральные новообразования в психике.

Ведущий вид деятельности, по Д.Б. Эльконину, -это главная деятельность среди других по ее значению для психического развития,

Слайд 17http://present5.com/docs/10_mnogoobrazie_vidov_deyat_images/10_mnogoobrazie_vidov_deyat_2.jpg

http://present5.com/docs/10_mnogoobrazie_vidov_deyat_images/10_mnogoobrazie_vidov_deyat_2.jpg

Слайд 19
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой являются обучение,

воспитание, образование и развитие обучающихся.

– воспитатель детского сада

– школьный учитель

– репетитор

– вожатый в лагере труда и отдыха

– преподаватель колледжа, лицея, техникума, вуза

– мастер производственного обучения

– преподаватели различных курсов, ИПК

– воспитатель группы продлённого дня (ГПД)

– социальный педагог

– педагог-психолог

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.– воспитатель

Слайд 20Каждый человек занимается непрофессиональной педагогической деятельностью: родители, общественные организации, СМИ, взрослые

люди, вступающие в отношения с детьми. Эти люди не имеют специальных педагогических знаний и опираются на здравый смысл, жизненный опыт, интуицию, ранее полученные знания.
Каждый человек занимается непрофессиональной педагогической деятельностью: родители, общественные организации, СМИ, взрослые люди, вступающие в отношения с детьми.

Слайд 21Основные признаки профессиональной педагогической деятельности:
в) результаты педагогической деятельности (особенно в обучении)

могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом «отсрочены» во времени
Основные признаки профессиональной педагогической деятельности:в) результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут быть проверены; ее итогом являются

Слайд 22Структура педагогической деятельности
Субъекты
Объект
При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической

деятельности становится субъектом.
Структура педагогической деятельностиСубъектыОбъектПри самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности становится субъектом.

Слайд 23Структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности

Слайд 24Структура педагогической деятельности
Предмет
– содержание педагогического процесса;
– всевозможные носители информации (литература,

СМИ, технические средства и др.)
Структура педагогической деятельностиПредмет– содержание педагогического процесса; – всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства и др.)

Слайд 25Структура педагогической деятельности
Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельностиРезультат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.

Слайд 26Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с умением учителя стимулировать процесс

учения через создание атмосферы психологической поддержки в классе. Американский психолог, крупнейший представитель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987) считал, что для этого учитель должен опираться на методику диалогового общения.
Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы психологической поддержки

Слайд 27Важнейшими принципами диалогового общения являются:
– демонстрация доверия детям на протяжении всего

учебного процесса;
– помощь детям в постановке и выполнении учебных задач;
– опора на внутреннюю мотивацию детей в учении;
– способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
– открытое выражение своих чувств детям и др.
Важнейшими принципами диалогового общения являются:– демонстрация доверия детям на протяжении всего учебного процесса;– помощь детям в постановке

Слайд 29Методика диалогового общения предполагает владение учителем пятью реакциями:

Методика диалогового общения предполагает владение учителем пятью реакциями:

Слайд 30Виды профессиональной педагогической деятельности

Виды профессиональной педагогической деятельности

Слайд 31План лекции
1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
2 Ведущие виды

деятельности
3 Освоение деятельности
4 Взаимодействие навыков
План лекции1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа2 Ведущие виды деятельности3 Освоение деятельности4 Взаимодействие навыков

Слайд 32Под освоением деятельности понимается освоение знаний, навыков и умений, необходимых для

осуществления определенного вида деятельности.
Знание – адекватное отражение в сознании реальности в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий (К.К. Платонов).
Первоначально знания возникают в виде ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих формах знания сохраняются в памяти.

3 Освоение деятельности

Под освоением деятельности понимается освоение знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления определенного вида деятельности.Знание – адекватное

Слайд 33 Навык, по С.Л. Рубинштейну, «возникает как сознательно автоматизируемое действие и

затем функционирует
как автоматизированный способ выполнения действия».
Различают навыки: моторные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные.
Необходимое условие выработки навыка – упражнение: многократное выполнение действия, имеющее целью его освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся корректировкой.
Физиологически в процессе упражнения вырабатываются и упрочиваются условнорефлекторные связи.

3 Освоение деятельности

Навык, по С.Л. Рубинштейну, «возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения

Слайд 34Психологические требования к упражнению в процессе выработки навыка:
положительное отношение к упражнениям;
начинать

с простых действий, постепенно их усложняя;
наличие успеха в упражнении;
контроль, переходящий в самоконтроль.
Если на ошибки указывать после выполнения упражнений, то затрачивается много времени на перестройку временных нервных связей.

3 Освоение деятельности

Психологические требования к упражнению в процессе выработки навыка:положительное отношение к упражнениям;начинать с простых действий, постепенно их усложняя;наличие

Слайд 35Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний

и навыков. Оно формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

если навыки в основном относятся к двигательным функциям, то умения, как правило, – действия интеллектуальные
(например, обобщенные способы решения задач);

Чем отличаются умения от навыков?

2) если навыки вырабатываются в процессе однотипных упражнений, то умение охватывает разнообразные варианты задач;
3) выработка навыков имеет свои пределы, а умение как бы безгранично (например владение музыкальным инструментом);
4) умения в процессе профессиональной деятельности становятся качествами личности (не случайно известный кинематографист Никита Михалков однажды сказал, что режиссура – это черта характера).

3 Освоение деятельности

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Оно формируется путем упражнений

Слайд 36http://900igr.net/up/datas/190834/004.jpg

http://900igr.net/up/datas/190834/004.jpg

Слайд 37План лекции
1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа
2 Ведущие виды

деятельности
3 Освоение деятельности
4 Взаимодействие навыков
План лекции1 Понятие о деятельности и ее физиологическая основа2 Ведущие виды деятельности3 Освоение деятельности4 Взаимодействие навыков

Слайд 38Когда человек овладевает каким-л. видом деятельности, то уже имеющиеся навыки могут

оказывать положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка. Это явление называется взаимодействием навыков.
Общий закон выработки навыка заключается в том, что столкнувшись с новой задачей, человек пытается сначала использовать такие операции, которыми он уже владеет.
Здесь возможны 2 случая.

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-л. видом деятельности, то уже имеющиеся навыки могут оказывать положительное или отрицательное влияние на

Слайд 391-й случай - когда цель и условия двух действий воспринимаются человеком

как сходные, между тем как в действительности эти действия различны. В этом случае обнаружение ошибок, преодоление и замена другими действиями требует времени и многократных попыток. Это явление называется интерференцией навыков. Отрицательное влияние навыков, которое сильно мешает при обучении, может быть значительно ослаблено, если интерферирующие задачи разносятся во времени, а до сознания учеников доводятся существенно различающиеся признаки.

Взаимодействие навыков

1-й случай - когда цель и условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, между тем как в

Слайд 40Взаимодействие навыков: интерференция

Например, когда дети обучаются двум близким языкам, делается много

ошибок. Отсюда следует, что нельзя ставить в расписании эти предметы рядом.

Второй пример. Предупреждая интерференцию, учитель может обратить внимание учащихся на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

Взаимодействие навыков: интерференцияНапример, когда дети обучаются двум близким языкам, делается много ошибок. Отсюда следует, что нельзя ставить

Слайд 41Напомним: когда человек овладевает каким-л. видом деятельности, то уже имеющиеся навыки

могут оказывать положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка. Это явление называется взаимодействием навыков.
Общий закон выработки навыка заключается в том, что столкнувшись с новой задачей, человек пытается сначала использовать такие операции, которыми он уже владеет.
Здесь возможны 2 случая.
Напомним: когда человек овладевает каким-л. видом деятельности, то уже имеющиеся навыки могут оказывать положительное или отрицательное влияние

Слайд 422-й случай – когда цели и условия двух деятельностей внешне различны,

тогда как действия, необходимые для их выполнения, сходны. Здесь отправной точкой служат верные действия и формирование навыка значительно облегчается. Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется индукцией, или переносом навыков. Обучение значительно ускоряется, если ученикам демонстрируют черты существенного сходства целей и условий деятельности внешне различных в разных видах деятельности.

Взаимодействие навыков

2-й случай – когда цели и условия двух деятельностей внешне различны, тогда как действия, необходимые для их

Слайд 43
Взаимодействие навыков: перенос (индукция)
Например, усвоить второй иностранный язык легче, если сложились

навыки работы над одним языком.

В школе можно постоянно наблюдать перенос навыка решения задачи из математики в физику, химию и наоборот. Учителя часто говорят учащимся: а теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так как только что разобранная. Так учащиеся упражняются в
сознательном переносе
навыка.


Взаимодействие навыков: перенос (индукция)Например, усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В

Слайд 44Был рад вашему вниманию.

Был рад вашему вниманию.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть