Слайд 1Психическое и личностное развитие дошкольника
Преподаватель психологии
ГБПОУ БМПК
Шарифуллина М.Ф.
Слайд 2Закономерности детского развития
Неравномерность
Цикличность
Метаморфозы
Сочетание процессов эволюции и инволюции
Слайд 3Закономерности детского развития
Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий,
то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка
Слайд 4БИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы
наследственность человека.
наследуются прежде всего два момента -
темперамент и задатки способностей.
Слайд 5СОЦИАЛЬНЫЕ факторы
Среда
Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно -
через существующие в данной среде виды трудовой деятельности и культуру. Они определяют систему воспитания детей.
Социальная среда - общество, традиции, идеология, религия.
Вне социальной среды ребенок развиваться не может, не может стать полноценной личностью.
Слайд 6Основные и характеристики стадии психического развития
1) социальная ситуация развития
2)
новообразование
3) ведущая деятельность
4) дифференциация
5) интеграция
6) кумулятивность
7) пластичность
8) подражание
Слайд 7
Динамика деятельности дошкольника
7. Дидактическая игра →познавательное занятие
6. ИЗО, лепка, конструирование
5. Восприятие
сказки
4. Сюжетно-ролевая игра
3. Предметная деятельность: отражение внешних свойств предметов→игра-конструирование →ролевая игра
2. Манипулятивная игра
1. Эмоциональное общение
Слайд 8Требования к уровню развития дошкольника и критерии оценки достижений
Слайд 18Психическое развитие
новорожденность
отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности;
- выделение первого объекта в окр. действительности )мама);
- появление первой ответной реакции на воздействия взрослого (улыбка);
- зарождение первой формы поведения _ комплекс оживления;
- развитие органов чувств –зрительное и слуховое сосредоточение.
Слайд 19Психическое развитие
младенчество:
- эмоциональное общение со взрослым и манипулятивная деятельность с предметами;
-
появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении
- возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства;
- развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать;
появляются зачатки мышления как установления первых причинно-следственных связей, возникают предпосылки развития речи (автономность речи), устанавливаются первые связи слова с предметом.
Слайд 20Психическое развитие
ранний возраст
- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми и
со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция;
- осваиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания,
- активная речь.
Слайд 21Психическое развитие
дошкольный возраст
- возникновение новой внутренней позиции, новый уровень осознания
своего места в системе общественных отношений;
- освоение широким кругом деятельности – игровой, трудовой, продуктивной, бытовой, общением.
-овладение моделированием как центральной умственной способностью;
- формирование произвольного поведения;
- освоение средств и способов познавательной деятельности
Слайд 22Развитие личностной сферы
В первый год жизни возникают предпосылки развития личности «предличностные
образования» - активность, положительное самоощущение, исследование окружающей действительности;
складывается ощущение своей важности для другого.
Слайд 23Развитие личностной сферы
ранний возраст
отделяет действие от предмета и себя от
своих действий;
развивается самостоятельность, и появляется целеполагание;
зарождение самосознания («Я сам!», возникает гордость за свои достижения (этому предшествует разрешение кризиса 3-х лет; развитие нравственных мотивов
Слайд 24Развитие личностной сферы
дошкольный возраст
осознание себя во времени;
складывается самооценка
и самокритичность;
усвоение первых этических инстанций;
возникновение произвольности поведения и соподчинения мотивов;
овладевает целеполаганием, планированием, контролем.