Слайд 1Профессиограмма «Лётчик»
Подготовила Волужева Татьяна Васильевна
Программа «Психологическое консультирование в образовании»
Слайд 2Профессиограмма «Летчик»
Наименование профессии – летчик гражданской авиации
Тип «Человек-техника»
Доминирующий способ мышления –
приложение-процедура
Профессиональная область – транспорт
Межличностное взаимодействие – по типу «рядом»
Слайд 3 «Авиация заставляет человека заняться собой и заключить свою свободу, свою волю
в рамки, которые жестки, но целесообразны. Только большая любовь к небу помогает человеку переносить ту тяжесть, которую он добровольно возлагает на себя в служении авиации». «Попав в авиацию, забудь такое основополагающее слово как режим дня. Его не будет никогда. Забудь слова: рациональное питание, спорт, воскресенье, праздник, отпуск летом, супружество, друзья, дети...
Нет, все это будет присутствовать. Где-то рядом.
Урывками. Суррогатом. Как исключение, как удача, как подарок судьбы. Если случайно совпадут сразу несколько факторов».
Слайд 4Интерес
Доминирующий – реалистический (практический) тип
Дополнительный – конвенциональный (стандартный) тип
Слайд 5Условия работы
Вне помещения, сидячий
Слайд 6Доминирующие виды деятельности
подчинение командиру корабля, точное и четкое взаимодействие с членами
экипажа;
выполнение отдельных предписанных действий и операций при необходимости полное управление воздушным судном;
строгое соблюдение соответствующих правил, инструкций, мер безопасности;
своевременное выполнение планов, предписаний полета, ведение необходимой документации.
Слайд 7Качества
аккуратность;
дисциплинированность;
организованность, самодисциплина;
ответственность;
пунктуальность, педантичность;
способность к мобилизации в сложной ситуции;
самоконтроль, способность к самонаблюдению;
способность
организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач;
острота зрения, быстрая адаптация к темноте и свету;
контрастная чувствительность слуха;
мышечно–суставная чувствительность усилий или сопротивления;
острота слуха;
ощущение равновесия;
ощущение ускорения;
хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами;
хороший глазомер: линейный, угловой, объемный;
хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
способность к различению отрезков времени;
способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
хорошее цветовое восприятие;
внимание к деталям;
помехоустойчивость внимания;
переключаемость внимания (способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую);
развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
Слайд 8Качества
ассоциативность мышления;
образность (наглядные образы, схемы, планы и т.д.) мышления;
оперативность (скорость мыслительных
процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
техническое мышление;
хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
хорошая координация движений рук и ног;
навки точной манипуляции и ловкость;
согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность);
твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
хорошее общее физическое развитие – выносливость, координированность, сила, быстрота;
умение четко и кратко формулировать информацию;
переносимость динамических физических нагрузок;
переносимость статических физических нагрузок;
сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
сохранение бдительности в режиме ожидания;
сохранение работоспособности в условиях воздействия разнонаправленных перегрузок;
физическая подготовленность к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности;
быстрота реакции;
выносливость к эмоциональным нагрузкам;
способность четко действовать в экстримальных ситуациях;
умение решать проблемные ситуации в короткие сроки;
физическая работоспособность (выносливость);
способность переносить физическое и психическое напряжение;
умение прогнозировать ситуацию.
Слайд 9Противопоказания
заболевания сердца или нарушения артериального давления;
нервно–психические расстройства;
судороги, потери сознания;
употребление наркотиков, зависимость
от алкоголя;
некорректируемое снижение остроты зрения;
нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
расстройства слуха;
вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
расстройства координации движений;
дрожание рук;
Слайд 10Противопоказания
расстройства речи;
боязнь высоты;
заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
хронические инфекционные заболевания;
аллергии;
кожные заболевания;
заболевания
органов дыхания;
заболевания органов пищеварения и выделения;
сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
выраженные физические недостатки.
Слайд 11Область применения профессиональных знаний
Авиакомпания
Службы МЧС
Работа в отраслях сельского хозяйства
Слайд 12Учебные заведения
Ульяновское высшее авиационное училище
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
и филиалы
Слайд 13Профессиональные перспективы
Командир воздушного судна
Полеты на международных рейсах
Административные должности в авиакомпаниях
Инструктор для
начинающих пилотов
Летчик-испытатель