Слайд 1Проектные технологии
Учитель химии
высшей категории
ГОУ «Средняя школа №5»
Паплутина З. И.
Слайд 2Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою
жизнь как проект: большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Слайд 3Сегодня в школе есть все возможности
для развития проектного мышления с
помощью особого
вида деятельности
учащихся — проектной деятельности.
Если в прежние годы серьезную трудность
представлял поиск информации в условиях
ее дефицита, то спецификой сегодняшнего
дня становится работа в условиях обилия
информации.
Эта работа развивает навыки критического
подхода к источнику информации, приучает
к проверке достоверности, отсеиванию
второстепенных или сомнительных сведений.
Это делает школьника устойчивым к разного
рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе
Слайд 5Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность
ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Слайд 6Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться
в школу, но недостаточно продуманно и последовательно.
После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация…
В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
- не было учителей, способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
- отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
Слайд 7
Проект
(от лат. рrojectus,
буквально- брошенный вперед):
1) совокупность документов (планов, расчетов,
чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия
2) предварительный текст какого-либо документа
3) замысел, план
Слайд 8Проект - это «шесть П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация (представление)
Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты
Слайд 12Цель проектного обучения:
создать условия,
при которых обучающиеся
- самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление УУД
Слайд 13Типы проектов:
по ведущему методу или виду деятельности обучающихся
по предметно – содержательной
деятельности
по характеру координации проекта
по количеству участников проекта
по продолжительности выполнения
по характеру контактов
Слайд 141. Характеристика проектов
по ведущему методу
или виду деятельности
Слайд 152. Виды проектов
по предметно – содержательной деятельности:
Монопроекты - в
рамках одного учебного предмета (литературно – творческие , естественно – научные, экологические, языковые (лингвистические), спортивные, культуроведческие, географические, исторические, музыкальные)
Межпредметные проекты - использование знаний по двум и более предметам (в качестве дополнения к урочной деятельности)
Надпредметные проекты – используется в качестве дополнения к учебной деятельности.
Слайд 16
3. Виды проектов по характеру координации проекта
с открытой координацией
с закрытой
координацией
Слайд 174. Виды проектов
по количеству участников проекта:
Личностный
Парный
групповой
Слайд 185. По продолжительности выполнения
Краткосрочные - длятся до недели
Средней продолжительности -
продолжаются от недели до месяца
Долгосрочные - могут длиться от одного до нескольких месяцев
Слайд 196. По характеру контактов
среди участников
одной
группы, класса
училища, школы
города,
региона,
страны,
разных стран мира.
Слайд 20Плюсы
проектной деятельности
+ навыки самообразования и самоконтроля
+ моделируется реальная технологическая цепочка:
задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
Слайд 21Минусы
проектной деятельности
– возрастает нагрузка на учителя
– ученик часто попадает в
стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)
– психологические, коммуникативные проблемы
– проблема субъективной оценки
Слайд 22Рефлексия
Цели рефлексии:
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее
смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Без понимания способов своего учения, механизмов познания и смысла деятельности, учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия — источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления
Слайд 23С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на
всей земле
Не предавался сожаленью о том, Что отдал жизнь ученью.
Спасибо за внимание