Слайд 1Бюджетное образовательное учреждения Орловской области
Среднего профессионального образования
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Творческий
проект по психологии
Тема: Память
Подготовили студенты 22 группы:
Андриянова М.
Ларичева Д.
Рожнова А.
Якунина Д.
Преподаватель: Шварёва Т.Н
Слайд 2 1. Название творческой работы: «Память»
2. Адресованность творческой работы: для студентов 2х курсов в рамках изучения психологии
3. Цель создания творческого проекта по психологии: привлечение внимания студентов 2х курсов к изучению психологии и нестандартное представление материала по вопросу память, в рамках изучения раздела: «Познавательные психические процессы», вовлечение студентов в работу по созданию творческих проектов, развитие креативности и нестандартного мышления.
4. Краткая аннотация проекта: содержание работы входит изучение имеющейся литературы, интернет ресурсов по теме, составление психологического словаря, представление изучаемого процесса в рисунках, схемах, цитатах, стихотворениях, составление рекомендаций, аналитический обзор имеющихся по теме исследований
Слайд 3Содержание
Исследование процесса память в психолого-педагогической литературе
Рисунки процесса память
Терминологический словарь
Мудрые мысли великих
людей о памяти
Процесс память в художественной литературе
Схемы процесса память
Феноменальная память
Памятка для учителей по развитию у детей памяти
Памятка для родителей по развитию у детей памяти
Список литературы
Слайд 4Ассоциативная теория (Г. Эббингауз)
Ассоциация – это связь
между отдельными представлениями, при которых одно из этих представлений вызывает другое.
Ассоциации образуются на случайной основе, поэтому ассоциативная теория не объясняет избирательности памяти.
Гештальттеория памяти(К. Левин)
Основной принцип теории памяти, по гештальту, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает.
Исследование процесса память в психолого-педагогической литературе
Слайд 5Культурно-историческая теория памяти (Л. С. Выготский)
Главный критерий их
различения – использование культурных средств (внешних и внутренних) для организации памяти. Формы памяти: Натуральная (биологическая) память – низшая психическая функция, Память специфически человеческая – высшая психическая функция: системная по строению; произвольно-регулируемая; развивается на основе натуральной памяти в процессе овладения культурными средствами, т.е. их интериоризации; становится опосредованной по структуре.
Теория бихевиористическая (Уотсон)
В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми.
Слайд 6Когнитивная теория (Дж. Сперлинг, Р. Клацки)
Когнитивная психология строится
на положению решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания.
Деятельностная теория памяти (П.И. Зинченко, А.А.Смирнов)
Память неразрывно связана с жизнью людей; основное содержание их жизни – практическая деятельность.
Всегда включённая в какую-либо деятельность, память сама может выступать как особого рода деятельность – мнемическая деятельность (произвольная память), направленная на достижение мнемической цели.
Культурно – историческая теория памяти (Л. С. Выготский)
Главный критерий их различения – использование культурных средств (внешних и внутренних) для организации памяти.
Слайд 7Первое систематическое изучение высших форм памяти у детей осуществил в конце
20-х гг. выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский. Им показано, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Л.С.Выготский проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания.
Слайд 8Немецкий психолог Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Г. Фехнера, первым попытался
распространить объективный экспериментальный метод на исследование высших психических функций — памяти (1885) и интеллекта (1897). В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее экспериментального исследования. Стремясь изучать память в ее «чистом виде», он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти. Работы Эббингауза оказали решающее влияние на внедрение в психологию объективных экспериментальных методов в противовес интроспективным.
Эббингауз впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственного психологического эксперимента.
Слайд 11Словарь терминов
Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания,
сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта
Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия
Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей
Воспроизведение — мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения)
Слайд 12Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации
для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей.
Непроизвольное запоминание — запоминание, которое происходит без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти.
Произвольное запоминание — запоминания, при котором для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное исполнение
Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Слайд 13Мудрые мысли
Как хороши, как свежи были розы ... А ведь помним
об этом благодаря шрамам от шипов.
Аврелий Марков
Слайд 14
Памяти противостоит не забвение, а забвение забвения
Жиль Делёз
Страх отнимает память.
Фукидид
Слайд 15 Что позабудешь, того потом не хватает всю жизнь,
а всё, что запоминается, превращает жизнь в ад
Эрих Мария Ремарк
Слайд 16Процесс память в художественной литературе
Зарыты в нашу память
на века
И даты, и события, и лица,
А память - как колодец глубока.
Попробуй заглянуть - наверняка
Лицо - и то - неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно -
Не разбейте глиняный сосуд!
Слайд 17 Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например,
что сапёр ошибается
Только раз.
Одни его лениво ворошат,
Другие неохотно вспоминают,
А третьи - даже помнить не хотят, -
И прошлое лежит, как старый клад,
Который никогда не раскопают.
И поток годов унёс с границы
Стрелки - указатели пути, -
Очень просто в прошлом заблудиться -
И назад дороги не найти.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
С налёта не вини - повремени:
Есть у людей на всё свои причины -
Не скрыть, а позабыть хотят они, -
Ведь в толще лет ещё лежат в тени
И извлекут до взрыва детонатор!
Слайд 18 Забытые заржавленные мины.
В минном поле прошлого копаться -
Лучше
без ошибок, - потому
Что на минном поле ошибаться
Просто абсолютно ни к чему.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
Один толчок - и стрелки побегут,
А нервы у людей не из каната, -
И будет взрыв, и перетрётся жгут...
Но, может, мину вовремя найдут
Спит земля спокойно под цветами,
Но когда находят мины в ней -
Их берут умелыми руками
И взрывают дальше от людей.
Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз -
Например, что сапёр ошибается
Только раз.
Владимир Высоцкий
Слайд 22Феноменальная память
Боб Петрелла
Способность к запоминанию цифр
и дат дала Бобу Петреллу ту карьеру, к которой он был морально готов. Сегодня он руководит телеканалом, показывающим теннис, и при этом, разумеется, помнит результаты всех мало мальски важных теннисных состязаний. Бобу можно показать любой «замороженный» фрагмент матча с участием его любимой бейсбольной или футбольной команды, и он скажет, что это был за матч, когда, и как сыграли. Петрелла говорит, что с 5-летнего возраста запоминает всё. В отдельной копилке воспоминаний остаются все пин-коды и телефонные номера. Боб, например, помнит, что потерял мобильный телефон 24 сентября 2006 года, но в памяти аппарата не было ни одного номера, так как Петрелла хранит их все в голове.
Слайд 23Памятка для учителей по развитию у детей памяти
Комплекс заданий и упражнений
для развития памяти.
1. Развитие слуховой памяти.
Прочитать слова для запоминания на слух: дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Ребенок должен воспроизвести эти слова.
2. Развитие зрительной памяти.
Показать и прочитать написанные слова: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, малина и другие. Дети воспроизводят слова.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
| Пень | Лето | | Дом | | Зима
I Стол | | Поле | Мама
I Лес | I Клест | | Пожар
Слайд 24Упражнение 1
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите
нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 2
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская и каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить, Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 3.
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 4.
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь
Слайд 25Памятка для родителей по развитию у детей памяти
1. Помните, память
ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.
2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.
3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке).
4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.
5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".
Слайд 266. Развивайте произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями
той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.
7. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.
8. Развивайте волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.
Комплекс заданий и упражнений для развития памяти.
1. Развитие слуховой памяти.
Прочитать слова для запоминания на слух: дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Ребенок должен воспроизвести эти слова.
2. Развитие зрительной памяти.
Показать и прочитать написанные слова: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, малина и другие. Дети воспроизводят слова.
Слайд 27Комплекс заданий и упражнений для развития памяти.
1. Развитие слуховой памяти.
Прочитать слова для
запоминания на слух: дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Ребенок должен воспроизвести эти слова.
2. Развитие зрительной памяти.
Показать и прочитать написанные слова: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, малина и другие. Дети воспроизводят слова.
Слайд 28Итог работы
Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных
направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.
Представленные в работе материалы: словарь терминов, схемы, помогут студенту при изучении данной темы. Разработанные рекомендации могут быть использованы как учителями так и родителями для развития памяти ребенка младшего школьного возраста. При выполнении проекта мы использовали творческий подход к изложению и оформлению материала. Мы работали сплоченно и дружно. В поиске материалов нам пришли на помощь, как книги, так и интернет. На работу мы потратили не более месяца.
Слайд 29Список литературы
А.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии:М., Пр., 1986г
В.А. Крутецкий
Психология: М., Пр., 1986г
Р.С. Немов Общие основы психологии: М., Вл., 2010г
http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=teorii-pamyati