Слайд 1Россия
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях,5 микрорайон «Солнечный», д.5А
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа №5
«Этика в медицине»
Выполнил учащийся 3в класса
МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях Мазур Никита Игоревич
Руководитель: Трофимова Елена Александровна, учитель начальных классов
Формирование у сверстников необходимых поведенческих норм взаимоотношения между друг другом в обществе. Воспитание бережного отношения к окружающим.
Воспитание у ребят нашего поколения гуманного, доброго отношения к людям, чувства сострадания к чужой боли.
Проблема: моя мама работает доктором . Я решил написать проект об этических нормах в медицине, так как это очень важный аспект нашей жизни.
Слайд 3Паспорт проектной работы
Название проекта: « Этика в медицине»
Автор: Мазур Никита Игоревич
Руководитель: Трофимова Елена Александровна
Тип проекта:
по содержанию – информационно-исследовательский;
по уровню интеграции – межпредметный (естествознание, физическая культура);
по продолжительности выполнения – долгосрочный;
по способу преобладания деятельности – комбинированный (познавательная, исследовательская, творческая);
по уровню контактов – внутришкольный
Слайд 5Актуальность проекта:
Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек;
сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановления своего здоровья очень важно для всех, особенно для молодых людей.
В процессе соблюдения здоровья необходимо знать и соблюдать этические нормы, которые важны при общении друг с другом и с докторами.
Особое значение этики состоит в том , что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений.
Проблема этического воспитания становится чрезвычайно актуальной.
Слайд 6Гипотеза исследования:
если дети в начальных классах будут знать и соблюдать этические
нормы, то это будет способствовать повышению культуры поведения, уровню воспитанности.
Слайд 7
ЭТИКА (по В.И. Далю)
наука о нравственности;
учение о нравственности
высшей, духовной, по
вере;
наука о законах или нормах человеческого поведения.
Слайд 8ЭТИКА
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «этика»
имеет два значения:
1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе).
Слайд 9ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – привычка, нрав) -
философская наука,
объектом изучения которой является мораль.
«Философский словарь»
учение о нравственности, морали.
«Краткий философский словарь»
Слайд 10Как взаимосвязаны понятия «этика», «мораль», «нравственность»?
Слайд 11Первоначально понятия «этика», «мораль», «нравственность» были тождественны и обозначали сферу нравов,
обычаев, общепризнанных правил поведения.
Латинские аналоги греческих терминов
( в переводе Цицерона):
moralis - моральный (этический);
moralitas – мораль (этика);
моральная философия
(этика как область знания).
Цицерон (Cicero) Марк Туллий
(106–43 до н.э.)
Слайд 12Что такое мораль и нравственность?
Слайд 13
МОРАЛЬ – «нрав», «обычай», «характер», «мода», «поведение», «закон», «правило», «предписание»
Мораль -
нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.
«Толковый словарь русского языка»
Слайд 14НРАВСТВЕННОСТЬ
способность человека отличать добро от зла.
Патриарх Кирилл
Слайд 15Со времени Гегеля принято различать
мораль (нем. Moralitat, англ. moral, morality)
и
нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues).
Нравственность
является внутренней установкой человека
Мораль –
внешнее требование к поведению человека
Слайд 16
МОРАЛЬ
совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
универсальная форма отношений
людей в обществе.
Слайд 17
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
Во всем как хотите, чтобы с вами поступали
люди,
так поступайте и вы с ними .
(Матф. ,7:12).
Слайд 18
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ
о природе морали, ее сущности и источнике;
о
добре и зле, любви, долге, совести, свободе, справедливости, ответственности и других нравственных категориях;
о принципах и нормах должного поведения;
добродетелях и пороках;
о счастье и смысле жизни, назначении человека.
Слайд 19
ЗАДАЧА ЭТИКИ
состоит в том, чтобы научить морали – предложить идеальную модель
межчеловеческих отношений, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром.
Слайд 22Нравственный человек будет:
приносить наибольшую пользу обществу,
слыть разумным,
жить в ладу со
своей совестью,
пребывать в гармонии с природой .
Слайд 25Этика и деонтология в медицине
Первым основные морально-этические правила врача сформулировал ещё
Гиппократ в знаменитой «Клятве», весь текст которой указывает на гуманизм врача-ученого
Слайд 26Личность врача
Диагностический процесс для врача начинается уже с
момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и тому подобное. Однако нельзя забывать, что и больной с первых мгновений оценивает врача.
Слайд 27Клятва Гиппократа
«Клятва» содержит несколько этических принципов или обязательств.
Слайд 28Биомедицинская этика - – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение
общества в целом и профессионалов (медиков и биологов) к человеку, его жизни, здоровью, смерти, и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого гражданина. Круг основных проблем: установление статуса и роли моральных ценностей в профессиональной деятельности медиков и биологов; разрежение нравственных коллизий в конкретных ситуациях, возникающих в процессе биомедицинских исследований и лечения больных; этическая регуляция отношений в сфере медицины и здравоохранения.
этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом.
Слайд 29Аспекты деонтологии
Главный принцип состоит в следующем: относись к заболевшему так, как
хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.
Слайд 30Аспекты деонтологии
Аспектами М.Д. являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и
медиков между собой.
Слайд 32Правило № 1
Врачебная тайна :
Это неразглашение медицинскими работниками ставших им известными
в силу использования профессиональных обязанностей сведений о болезни и семейной жизни пациента.
Слайд 33Правило № 2
Меры ответственности за жизнь и здоровье больных:
Как
в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
Слайд 34Правило № 3
Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе:
Нельзя критиковать или давать
оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.
Слайд 35Правило № 4
Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
Медицинский работник
в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.
Слайд 36Научные исследования и биомедицинские испытания:
Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами
в следующих случаях:
-если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;
-если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;
-если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.
Слайд 37Заключение
Медицинская этика — это наука о нравственных началах в деятельности медицинских
работников. Цельность характера, отвага, оригинальность, доброта, благоразумие, смелость — всё это достоинства. Каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств. Интуитивно это чувствуется, мы стараемся каждый день использовать их в работе и учебе, на отдыхе, в любви, в дружбе. Эти черты присущи каждому из нас, и в наших силах оттачивать и развивать их.
Слайд 39Успехов, понимания, комфортного сосуществования!