Презентация, доклад на тему Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении

Содержание

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась

Слайд 1Атомян К.С. – учитель начальных классов МБОУ НОШ 39


















Презентация на тему
«Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении»

Атомян К.С. – учитель начальных классов МБОУ НОШ 39

Слайд 2Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей

и подростков в России.
Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность.
Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.

Введение

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.Снизились показатели физического

Слайд 3Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство,

указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.
Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывается на особую роль образовательного учреждения

Слайд 5
- это специально организованное , развивающееся во времени и определённо

в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Здоровьесберегающий педагогический процесс образовательного учреждения

- это специально организованное , развивающееся во времени и определённо в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся

Слайд 6Медико- профилактические

Физкультурно- оздоровительные

Образовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнка

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

Виды здоровьесберегающих технологий
Медико- профилактическиеФизкультурно- оздоровительныеОбразовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнкаЗдоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов    Виды здоровьесберегающих

Слайд 8

Здоровье – это:

ВОЗ – «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Н.М. Амосов (1987), В.А. Лищук ( 1992), И.И. Брехман (1987) – реализация специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию.

Современные подходы к сохранению и формированию здоровья обучающихся на уроке

Здоровье – это:ВОЗ –

Слайд 9 Современная система образования претерпевает целый ряд изменений

в содержании применения педагогических технологий.
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида.
В педагогической практике сложились различные подходы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, реализуемые в образовательных учреждениях: гигиенический, дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный.


Здоровьесберегающие технологии: сущность,назначение,особенность реализации

Современная система образования претерпевает целый ряд изменений в содержании применения педагогических технологий.

Слайд 10

Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения ( организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)
Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы,

Слайд 11Шум;
Освещённость;
Воздушная среда;
Размер помещений (кубатура);
Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);
Используемые стройматериалы, краска;
Качество питьевой

воды, используемой в школе;
Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания);
Экологическое состояние прилегающей к школе территории;
Состояние сантехнического оборудования.

Гигиенические средовые факторы

Шум;Освещённость;Воздушная среда;Размер помещений (кубатура);Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);Используемые стройматериалы, краска;Качество питьевой воды, используемой в школе;Пищеблок (ассортимент, качество

Слайд 12Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
Расписание уроков,

распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц;
Особенности устава школы и норм школьной жизни;
Медицинское и психологическое обеспечение школы;
Психологический климат педагогического коллектива;
Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)

Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в

Слайд 13Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
Стиль педагогического общения

учителя с обучающимися;
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
Особенности работы с «трудными подростками» в классе;
Личностные , психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;Стиль педагогического общения учителя с обучающимися;Характер проведения опросов и

Слайд 14 В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии

в образовании – это комплекс мер и систем мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.
В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии в образовании – это комплекс мер

Слайд 16 - это подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен

получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Цель современной школы

- это подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые

Слайд 17это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов

работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, включая «кризисные» возрастные периоды, социально психологические этапы и особенности обучения, поступление в школу, адаптация к условиям обучения в первом классе и при переходе в среднюю школу, обучение в классах коррекции, профессиональное самоопределение обучающихся в старших классах;
Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;

Здоровьесберегающие технологии

это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных

Слайд 18учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними

особенности самосохранительного поведения;
учитывать условия обучения и влияние их на состояние здоровья и развитие учащихся;
исходить из реального жизненного опыта учащихся;
ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения;
развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения;
максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.


учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними особенности самосохранительного поведения;учитывать условия обучения и

Слайд 20организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в

СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Подразделяются на три подгруппы:

организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления,

Слайд 21 Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а

сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы.
Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.
Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а сформировать у детей компетентность самореализации, т.е.

Слайд 22новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье;
новое

содержание образования, в котором ведущую роль играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье;
иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог;
выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание;
изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:

новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье;новое содержание образования, в котором ведущую роль

Слайд 23 Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения,

имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе.
Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития

Слайд 24 Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило,

необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников;
разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога.
Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.
Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило, необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:технологии,

Слайд 26Обстановка и гигиенические условия в классе:
Учитель работает

над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Способы преобразования наиболее существенных элементов здоровьесберегающего урока

Обстановка и гигиенические условия в классе:    Учитель работает над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий

Слайд 27 Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется

в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на научнных физиолого- гигиенических исследованиях и соблюдать их постоянно.
В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.

Регламентация длительности основных видов учебной деятельности обучающихся

Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным

Слайд 28 Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания

обучающихся.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.

Смена видов деятельности на уроке

Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания обучающихся.    Однообразность урока

Слайд 29 Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая работа.
По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут.
Таким образом, выбирая адекватные младшему школьному возрасту методы ведения урока, учитель начальных классов учитывает базовые потребности обучающихся, акцентируя свое внимание на том, какие именно возрастные особенности лежат в основе того или иного метода. Эти методы, которые превышают обучающихся из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, соображения, самооценки и взаимооценки).

Количество, чередование видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.    По

Слайд 30 Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз

в соответствии с видом работы. Смена поз каждые 10-15 минут. Так, например, работая в режиме зрительно- пространственной активности, необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения («речевой маршрут» чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)
Работая в режиме дальнего зрения ( сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).

Поза обучающихся,чередование позы

Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз в соответствии с видом работы. Смена

Слайд 31 Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут.

Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)

Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.

Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в

Слайд 32 Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых

двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия:
состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние);
обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.
Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза.

Слайд 33 Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке
На уроке учитель

использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п.
Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке На уроке учитель использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка,

Слайд 35 Вывод:
Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и

государства.
Вывод: Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства.

Слайд 36 Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка,

юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.
Темп и ритм урока.
Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка ( на перемене).
Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное

Слайд 37Методическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя начальной

школы»;
Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы»2010г.
В.С. Лукьянова, М.В.Годовикова «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»,2011г.
В.Л.Мамонтова, А.С.Титова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»,2012 г.

Литература

Методическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя начальной школы»;Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы»2010г.В.С. Лукьянова, М.В.Годовикова

Слайд 38


Спасибо за
внимание!!!

Спасибо за       внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть