Слайд 1Атомян К.С. – учитель начальных классов МБОУ НОШ 39
Презентация на тему
«Проблемы здоровьесбережения в учебном заведении»
Слайд 2Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей
и подростков в России.
Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась их физическая работоспособность.
Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшемся в детском возрасте. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.
Введение
Слайд 3Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство,
указывается на особую роль образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далёк от того, чтобы оценить его как здоровый, и анализ негативных составляющих является предметом изучения специалистов в различных научных областях.
Слайд 5
- это специально организованное , развивающееся во времени и определённо
в рамках образовательной системы взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровьесберегающий
педагогический процесс
образовательного учреждения
Слайд 6Медико- профилактические
Физкультурно- оздоровительные
Образовательные обеспечения социально психологического благополучия ребёнка
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Виды здоровьесберегающих
технологий
Здоровье – это:
ВОЗ – «не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Н.М. Амосов (1987), В.А. Лищук ( 1992), И.И. Брехман (1987) – реализация специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию.
Современные подходы к сохранению и формированию
здоровья обучающихся на уроке
Слайд 9 Современная система образования претерпевает целый ряд изменений
в содержании применения педагогических технологий.
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида.
В педагогической практике сложились различные подходы к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, реализуемые в образовательных учреждениях: гигиенический, дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный.
Здоровьесберегающие технологии:
сущность,назначение,особенность реализации
Таким образом, сами постагенные и патогенные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией обучения ( организационно- педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрацией, сотрудников образовательного учреждения (психолого- педагогические факторы)
Слайд 11Шум;
Освещённость;
Воздушная среда;
Размер помещений (кубатура);
Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);
Используемые стройматериалы, краска;
Качество питьевой
воды, используемой в школе;
Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания);
Экологическое состояние прилегающей к школе территории;
Состояние сантехнического оборудования.
Гигиенические средовые факторы
Слайд 12Объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
Расписание уроков,
распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
Организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц;
Особенности устава школы и норм школьной жизни;
Медицинское и психологическое обеспечение школы;
Психологический климат педагогического коллектива;
Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Учебно-организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы)
Слайд 13Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
Стиль педагогического общения
учителя с обучающимися;
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
Особенности работы с «трудными подростками» в классе;
Личностные , психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Психолого-педагогические факторы
(зависящие в большей степени от учителя)
Слайд 14 В результате сделан вывод, что здоровьесберегающие технологии
в образовании – это комплекс мер и систем мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.
Слайд 16 - это подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен
получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог владея педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Цель современной школы
Слайд 17это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогических приемов и методов
работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем или постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся, включая «кризисные» возрастные периоды, социально психологические этапы и особенности обучения, поступление в школу, адаптация к условиям обучения в первом классе и при переходе в среднюю школу, обучение в классах коррекции, профессиональное самоопределение обучающихся в старших классах;
Опираться на современные научные знания в области здоровья, экологии, гигиены при выборе различных форм практической деятельности;
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 18учитывать регионально- климатические и экологические условия проживания и связанные с ними
особенности самосохранительного поведения;
учитывать условия обучения и влияние их на состояние здоровья и развитие учащихся;
исходить из реального жизненного опыта учащихся;
ставить разнообразные жизненные проблемы, с их постепенным усложнением и определением нравственно- этических, психологических и физиолого- гигиенических критериев для выбора самосохранительного поведения;
развивать оценочные и самооценочные суждения воспитанников относительно культуры здоровья и самосохранительного поведения;
максимально использовать детский потенциал и готовность детей к собственным действиям по защите здоровья,всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью.
Слайд 20организационно- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в
СанПиНах, и способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого- педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно- воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию у них культуры здоровья, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Подразделяются на три подгруппы:
Слайд 21 Сегодня необходимо не просто обеспечить здоровьебезопасное образование, а
сформировать у детей компетентность самореализации, т.е. научить их управлять своим здоровьем и полноценно использовать свои личностные ресурсы.
Здоровьесбережение- ключевой момент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центре внимания здоровье ребенка. Становится, очевидно, что современное образование не может готовить ребенка к выполнению, каких- либо социальных или профессиональных функций без учета его физического, психического и интеллектуального здоровья и целенаправленной работы в этом направлении.
Слайд 22новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и собственное здоровье;
новое
содержание образования, в котором ведущую роль играет ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих на здоровье;
иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера взаимного доверия, диалог;
выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих самостоятельную деятельность учащихся, направленность на самосознание и самовоспитание;
изменение содержания и методов управления на всех уровнях: внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей педагогов и школьников к саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации собственной деятельности, что создает психический комфорт для участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:
Слайд 23 Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения,
имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно идеи оздоровления в младшем школьном возрасте должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школе.
Исходя из вышесказанного, учителя должны уметь организовать свою педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения, корректировать содержание учебных программ, демонстрировать здоровьесберегающие методы, формы обучения и т.д., чтобы дети могли в течении учебного дня правильно распределять интеллектуальные и физические ресурсы организма, а по окончании занятий были бодры и веселы.
Слайд 24 Все используемые на уроках педагогические технологии, как правило,
необходимо рассматривать в трех здоровьесберегающих аспекта:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса физической активности школьников;
разнообразные психолого- педагогические технологии, используемые во внеурочной деятельности педагога.
Здоровьесберегающие технологии, которые использует учитель непосредственно при организации учебной деятельности обучающихся, разделяют на организационно- педагогические, психолого- педагогические (связанные с воздействием педагога на обучающихся), учебно- воспитательные (включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся), социально- адаптирующие, личностно- развивающие (включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление здоровья обучающихся,повышение ресурсов психологической и социальной адаптации личности) и лечебно- оздоровительные технологии.
Слайд 26Обстановка и гигиенические условия в классе:
Учитель работает
над созданием оптимальных санитарно- гигиенических условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски, осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием кабинетов, рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Способы преобразования наиболее существенных элементов
здоровьесберегающего урока
Слайд 27 Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся регламентируется
в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и др. так, для детей младшего школьного возраста существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д. учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации, основанной на научнных физиолого- гигиенических исследованиях и соблюдать их постоянно.
В течение количество уроков с применением ТСО не должно превышать для младших школьников 3-4 раза.
Регламентация длительности основных видов учебной
деятельности обучающихся
Слайд 28 Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания
обучающихся.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
На начальном этапе нормой считается 4-7 видов деятельности за урок средней продолжительностью и частотой чередования различных видов учебной деятельности от 3-8 минут.
Смена видов деятельности на уроке
Слайд 29 Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный,
практическая работа.
По норме количество видов преподавания должно быть не менее трех, не позже, чем через 10-15 минут.
Таким образом, выбирая адекватные младшему школьному возрасту методы ведения урока, учитель начальных классов учитывает базовые потребности обучающихся, акцентируя свое внимание на том, какие именно возрастные особенности лежат в основе того или иного метода. Эти методы, которые превышают обучающихся из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, соображения, самооценки и взаимооценки).
Количество, чередование видов преподавания
Слайд 30 Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз
в соответствии с видом работы. Смена поз каждые 10-15 минут. Так, например, работая в режиме зрительно- пространственной активности, необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения («речевой маршрут» чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)
Работая в режиме дальнего зрения ( сюжетные, предметные картинки, цифровой материал от 1-3см расположены на стенках).
Поза обучающихся,чередование позы
Слайд 31 Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут.
Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится 35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)
Рекомендуется проводить физкультминутки на 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.
Наличие, место, содержание и продолжительность
оздоровительных моментов на уроке
Слайд 32 Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых
двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальны, если не учитываются следующие условия:
состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, их состояние);
обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.
Слайд 33 Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке
На уроке учитель
использует внешнюю мотивацию: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от адекватности, интерес к изученному материалу и т.п.
Учитель констатирует учебный процесс на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности обучающихся, предоставления им инициативы.
Слайд 35 Вывод:
Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и
государства.
Слайд 36 Эмоциональные разрядки на уроке: используются шутка, улыбка,
юмористическая или поучительная поговорка, картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Норма не менее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.
Темп и ритм урока.
Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание школьников в классе после звонка ( на перемене).
Слайд 37Методическое пособие Н.Б. Забиняк, Д.Н.Забиняк «Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя начальной
школы»;
Ю.В.Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы»2010г.
В.С. Лукьянова, М.В.Годовикова «Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика»,2011г.
В.Л.Мамонтова, А.С.Титова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»,2012 г.
Литература