Презентация, доклад на тему Проблемы диагностики семейных отношений. Диагностика молодых людей в добрачный период

Содержание

диагностика семейных отношений.Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации, дисгармоничного воспитания, установление причинноследственных связей между психологическими нарушениями и отклонениями в развитии ребенка.  Клиникобиографический метод позволяет изучить биографию семьи, психологические отношения в настоящий момент при

Слайд 1Проблемы диагностики семейных отношений. Диагностика молодых людей в добрачный период.
Выполнила: Цыганцова

Я.П.
Проблемы диагностики семейных отношений.  Диагностика молодых людей в добрачный период.Выполнила: Цыганцова Я.П.

Слайд 2диагностика семейных отношений.

Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации,

дисгармоничного воспитания, установление причинноследственных связей между психологическими нарушениями и отклонениями в развитии ребенка. 
Клиникобиографический метод позволяет изучить биографию семьи, психологические отношения в настоящий момент при сопоставлении разных оценок членами семьи тех или иных ситуаций («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами терапевта»). 
диагностика семейных отношений.Под диагностикой семейных отношений понимается определение типа семейной дезорганизации, дисгармоничного воспитания, установление причинноследственных связей между

Слайд 3
Метод включенного наблюдения близок к естественному эксперименту, дает живое

изображение существующих отношений в семье. Психологические методы позволяют выявить отклонения в воспитании и причины их возникновения. 
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» разработан в двух вариантах – детском и подростковом, для изучения проблем семейного воспитания и причин его нарушений.(Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий (1987, 1990).
Метод включенного наблюдения близок к естественному эксперименту, дает живое изображение существующих отношений в семье. Психологические методы

Слайд 4
Этот опросник (АСВ) показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны

при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и отклонения личностного развития в детском и подростковом возрасте. Одновременно дается описание шкал опросника, которые дают представление о типах негармоничного воспитания. 

Этот опросник (АСВ) показывает особенности воспитания, которые наиболее типичны при изучении этиологии непсихотических нарушений поведения и

Слайд 5
Уровень протекции в процессе воспитания: 
1) гиперпротекция (шкала Г+). Родители

уделяют ребенку слишком много внимания, сил, времени. В опроснике по анализу семейных взаимоотношений (АСВ) можно найти типичные высказывания родителей, склонных к гиперпротекции: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)»; «Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни»; 
2) гипопротекция (шкала Г). Ребенок в семье остается без должного родительского внимания, «до него не доходят руки». Ребенок часто оказывается вне поля их зрения. Примерами гипопротекции служат такие высказывания: «У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью), пообщаться, поиграть». 

Уровень протекции в процессе воспитания:  1) гиперпротекция (шкала Г+). Родители уделяют ребенку слишком много внимания,

Слайд 6Диагностика семейных отношений необходима как в начале совместного проживание, так и через

нескольких лет брака.
Диагностика семейных отношений необходима как в начале совместного проживание, так и через нескольких лет брака.

Слайд 7 Добрачное общение:
На данном этапе необходимо достиг­нуть

частичной психологической и материальной независимос­ти от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоцио­нального и делового взаимодействия с ним.

Добрачное общение:  На данном этапе необходимо достиг­нуть частичной психологической и материальной независимос­ти от

Слайд 8

Брак :

Брак — принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст от­ношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудно­сти, возникающие при решении указанных задач, для преодоле­ния которых нередко нужна и профессиональная психологичес­кая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свой­ственные только ему особенности.

Брак :Брак — принятие супружеских социальных

Слайд 9 Молодая семья:
Для данного этапа свойственно разделение ролей,

связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обес­печение новых условий жизни семьи, приспособление к боль­шим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточ­ной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Молодая семья:Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и

Слайд 10 Зрелая семья:
Задачи данного этапа определяются

созданием новой структуры отношений. Если на четвертом этапе семья пополни­лась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в бе­зопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной неза­висимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решенными, когда психологическое влияние де­тей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Зрелая семья: Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на

Слайд 11Семья людей старшего возраста:

На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое

содержание семейным функциям (например, воспитательная функция вы­ражается участием в воспитании внуков).

Семья людей старшего возраста:На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция

Слайд 12 В современной отечественной психологии известна перио­дизация Э. К. Васильевой, которая

выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:
зарождение семьи до рождения ребенка;
рождение и воспитание детей;
окончание выполнения семьей воспитательных функций;
дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

В современной отечественной психологии известна перио­дизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:зарождение

Слайд 13В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он

выделяет:
стадию монады;
стадию вступления в брак;
стадию рождения ребенка;
стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;
стадию «вылета детей из гнезда»;
стадию смерти одного из супругов;
вновь стадию монады.

В зарубежной психологии распространена периодизация жизненного цикла семьи Р. Хилла. Он выделяет:стадию монады;стадию вступления в брак;стадию рождения

Слайд 14
М. Эриксона. Согласно этой пе­риодизации выделяются:

период ухаживания;
брак и его следствия

(брачное поведение);
рождение ребенка и взаимодействие с ним;
зрелая стадия брака;
отлучение детей от родителей;
пенсия и старость.

М. Эриксона. Согласно этой пе­риодизации выделяются:период ухаживания;брак и его следствия (брачное поведение);рождение ребенка и взаимодействие с

Слайд 16Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период:
Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить

истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком-либо из этапов жизненного цикла.
Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы: первая – позволяет исследовать оценку юношами и девушками себя как будущих супругов и родителей; вторая – направлена на оптимальный подбор пар для знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские отношения в перспективе.
Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период:Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо

Слайд 17Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской

пары исследуются с помощью специальных методик:

1) Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик:

Слайд 18
2) Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность

общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
2) Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах,

Слайд 19
3) Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов

о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

3) Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех

Слайд 204)Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень

реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
4)Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская) определяет степень реализации мужем и женой той или

Слайд 21
5)методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность.
5)методика «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида

Слайд 22 6)«Семейная гемограмма» (Э.Г.Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической

схемы родственные связи в семье, представить характер взаимоотношений, неосознаваемый членами семьи.
6)«Семейная гемограмма» (Э.Г.Эйдемиллер). Методика позволяет изобразить в виде графической схемы родственные связи в семье, представить

Слайд 237)методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной

совместимости и информирования супругов об особенностях характера друг друга (А. Н. Волкова, Т.М.Трапезникова).
Личностная совместимость (психологический уровень супружеской совместимости) – это автоматическое распределение психологической нагрузки, выработка оптимальных способов общения, понимание спонтанных проявлений партнера и адекватное реагирование на них.
7)методы исследования индивидуальности супругов. Результаты индивидуально-психологического исследования используют для установления меры личностной совместимости и информирования супругов об особенностях

Слайд 24 8)Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра социальной психологии

МГУ) дает возможность выявить взгляды человека по десяти сферам жизни, наиболее значимым в семейном взаимодействии: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям;
8)Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, кафедра социальной психологии МГУ) дает возможность выявить взгляды человека

Слайд 25Литература :
1.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.
2. Психология

семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.
3. Хрестоматия по психологии семьи с основами семейного консультирования / Сост. П.А. Ковалев, С.А. Попова – Уссурийск, 2007.

Литература :1.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000. 2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:

Слайд 26 Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть