Презентация, доклад на тему Приёмы смыслового чтения

Содержание

Россия на 27 месте среди 32 стран 73,5% нечитателей

Слайд 1Тема педагогического совета:

«Формирование смыслового чтения- необходимое условие развития метапредметных компетенций»
2018

год
Тема педагогического совета: «Формирование смыслового чтения- необходимое условие развития метапредметных компетенций»2018 год

Слайд 2 Россия на 27 месте среди 32 стран 73,5% нечитателей

Россия  на 27 месте среди 32 стран  73,5% нечитателей

Слайд 3Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Фактор

№ 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.


В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информаци­онном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», ха­рактер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям.


Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения,

Слайд 4 Тема: «Приёмы смыслового чтения»

Тема: «Приёмы смыслового чтения»

Слайд 5Существует множество приёмов по формированию смыслового чтения:


Существует множество приёмов по формированию смыслового чтения:

Слайд 61. Приѐм «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом,

понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приѐмом постановки вопросов к тексту.
2. Приѐм «Составь задание».
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования.
3. Приѐм «толстых» и «тонких» вопросов. Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приѐмом постановки вопросов к тексту и составления плана. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Было ли..? Что? Кто? Когда? Как звать ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. - Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чѐм различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет .

1. Приѐм «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение

Слайд 7 4. Приѐм «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в

тексте, сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. 5. Приѐм «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. 6. Приѐм «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключѐнную в тексте информацию. 7. Приѐм «Сопоставление / нахождение сходств и различий» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключѐнную в тексте информацию.
4. Приѐм «Верные и неверные утверждения».  Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять

Слайд 8 8. Метод Инсерт (insert). Цель: учащиеся на полях расставляют пометки. «У»

– уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; чтение и размышление «?» – думал иначе. 9. Кластеры. Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. 10. "Ассоциативный куст" Цель: актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. 11. Приём «Составление вопросного плана» Цель: формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. 12. Приём «Ромашка Блума» Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
8. Метод Инсерт (insert).  Цель: учащиеся на полях расставляют пометки. «У» – уже знал; «+»

Слайд 913. Приём «Антиципация»
Цель: предвосхищение, предугадывание содержания текста.
14. Приём "Сенкан

(синквейн)" Слоган из пяти строк.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
15. Приём “Корзина идей”

Цель: выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
16. Денотатный граф

Цель: способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
17. Приём «Моделирование и рисунок»
18. Приём «Комментированное письмо»
19. Приём «Облако слов»

Цель – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их.
20. Приём «Дерево предсказаний»

13. Приём «Антиципация» Цель: предвосхищение, предугадывание содержания текста. 14. Приём

Слайд 10Приём «Кубик Блума»
Цель приёма: формировать умение задавать вопросы во время

и после
чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с
собственным опытом.

На гранях кубика написаны
начала вопросов:
• «Почему»,
• «Объясни»,
• «Назови»,
• «Предложи»,
• «Придумай»,
• «Поделись»


Приём «Кубик Блума»  Цель приёма: формировать умение задавать вопросы во время и после чтения, критически оценивать

Слайд 11Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности:
знание, понимание, применение, анализ,

синтез и оценка.

Вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню
репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым
процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-
следственные связи, описать процессы, происходящие с определѐнным предметом или явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в
новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических
ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на
активизацию мыслительной деятельности ученика.

Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.Вопрос, начинающийся со слова

Слайд 12Приём «Кластер»
Суть приѐма - представление информации в графическом оформлении.
Цель

приѐма: кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Правила составления кластеров:
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приём «Кластер» Суть приѐма - представление информации в графическом оформлении. Цель приѐма: кластер используется, когда нужно собрать

Слайд 14Приём «Моделирование и рисунок»
1 этап - ИЗУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Чтение текста.

2 этап - ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
 Изобразить, показав на рисунке всѐ, что узнали из текста.

3 этап - АНАЛИЗ РАБОТ.
 Выставка работ.
 Сравнительный анализ рисунков и текста.
 Выявление недостаточности полученной
информации.

4 этап - ДОПОЛНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ЭТАЛОНУ.
 Изучить текст учебника.
 Дополнить рисунок
недостающими фактами.

«Рисование развивает и сердце человека, и мышление. Не обязательно быть художником, но все великие люди рисовали. Советую всем — и детям, и взрослым — рисовать…»
З.К. Церетели

Приём «Моделирование и рисунок» 1 этап - ИЗУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.  Чтение текста. 2 этап - ВЫПОЛНЕНИЕ

Слайд 15Приём «Комментированное письмо»

 Что такое комментированное чтение?
Комментированное чтение –

это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.


 Особенности комментированного чтения:
1. Комментарий должен быть кратким и динамичным.
2. Усиливает эмоциональную реакцию.
3. Не должен превращаться в беседу!
4.Комментировать текст только в том месте, где это действительно необходимо.
 Способы комментированного чтения:

а) рефрен б) включение воображения
в) сам вопрос
г) чувство меры

Приём «Комментированное письмо»  Что такое комментированное чтение? Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста

Слайд 17Приём «Эйдос-конспект»
Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения

темы и образов художественного произведения.
Этапы эйдос- конспекта.
• Читаю, делюсь восприятием
• Рисую- изображаю-обозначаю-фиксирую
• Выписываю ключевые слова, фразы
• Интерпретирую ключевые фразы
• Пишу-размышляю-рассуждаю
Эйдос - (греч. éidos — вид, образ),
1) термин древнегреческой философии литературы, первоначально (как и «идея») означал «видимое», «то, что видно», «наружность» (Гомер), затем — конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель). Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. Ожегов С.И. Словарь русского языка - http:/mega.km.ru/ojigov

Рекомендации по созданию эйдос - конспекта на уроке.

Ориентироваться на образную память учащихся .
В эйдос - конспекте должна отражаться идея.
Эйдос – конспект должен быть наполнен информацией .
Помнить о целесообразности использования эйдос – конспекта.

Приём  «Эйдос-конспект» Эйдос-конспект - изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного

Слайд 21 Приём «Инфографика»
Целесообразность использования метода инфографики.
1. Это график, в который вставлена

визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
2. Картинка из ИНФОГРАФИКИ помогает легче усвоить материал.
3. Способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление.
4. В процессе создания ИНФОГРАФИКИ у ребят появляются навыки работы в команде.
5. Учитель в освоении новых информационных технологий должен идти на шаг вперѐд от детей
Создание ИНФОГРАФИКИ проходит следующие этапы:
1. Формулирование цели создания И. и определение аудитории. В нашем случае - это дети, с которыми мы работаем.
2. Сбор определенного количества данных, материала по теме.
3. Аналитика и обработка информации. Разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.
4. Построение доступной визуализации, верстка. Создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться И. Она должна быть простой и всем известной.

Инфографика- картинка, на которой с помощью текста и графики отображена определѐнная информация.
Цель инфографики
( информирование) состоит в том, чтобы создать нечто, что может быть усвоено максимально быстро.
Задача- взять сложную информацию и сделать ее более понятной.

Приём  «Инфографика» Целесообразность использования метода инфографики. 1. Это график, в который вставлена визуальная информация,

Слайд 23Приём «Верные – неверные утверждения»
Цель приема:
проявление интереса к изучению нового

материала на стадии вызова, активизация мыслительной деятельности, формирование представления о том, чего не знают и «что хотят узнать?»

Результат использования приема: развивается умение строить логические цепочки, наглядно видеть взаимосвязь известного и нового

Приём  «Верные – неверные утверждения» Цель приема: проявление интереса к изучению нового материала на стадии вызова,

Слайд 25« Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека

– есть наука самая занимательная» А.С. Пушкин.
« Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная» А.С.

Слайд 26Авторский приѐм «Изба-читальня» (Морозова М.В., учитель русского языка и литературы)
Авторский

приём «Изба-читальня»
(Морозова М.В., учитель русского языка и литературы)

Основная идея приёма: максимально точно понять содержание текста через его поэтапный анализ по 5 пунктам: тема, части, стиль, тип и основная мысль.

Системному восприятию текста способствует поэтапное заполнение пазлов, из которых состоит «Изба-читальня»: тема текста, части текста, стиль текста, тип текста и как результат - определение основной мысли текста.
Приём учит ребят давать не только эмоциональную оценку тексту – понравился/не понравился, но и формирует чёткое представление о прочитанном.

Авторский приѐм «Изба-читальня» (Морозова М.В., учитель русского языка и литературы) Авторский приём «Изба-читальня» (Морозова М.В., учитель русского

Слайд 27Барабек

Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка,

И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу, Скушал церковь,
скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
(Корней Чуковский)
Барабек Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть