Презентация, доклад на тему Приёмы формирования ЛУУД

Содержание

Личностные УУД выражаются формулами: «Я и природа» «Я и другие люди» «Я и общество» «Я и познание» «Я и Я, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход»).

Слайд 1Подготовила Рокина Татьяна Юрьевна
Саранпауль, 2018
Приёмы формирования ЛУУД

Подготовила Рокина Татьяна ЮрьевнаСаранпауль, 2018Приёмы формирования ЛУУД

Слайд 3Личностные УУД выражаются формулами:
«Я и природа»
«Я и другие люди»


«Я и общество»
«Я и познание»
«Я и Я,
что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход»).

Личностные УУД выражаются формулами: «Я и природа» «Я и другие люди» «Я и общество» «Я и познание»

Слайд 4Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует

самостоятельность; формирует убеждения. Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций. Используя ИКТ технологии ведется формирование адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий.

Технология проблемного диалога  стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность;  формирует убеждения.

Слайд 5В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку

ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.

Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку

Слайд 6 В данных технологиях используется:
• деятельность в коммуникативном поле, работа в парах,

группах, открытый диалог, диспут, дискуссия;
• интерпретация предложенных учителем и создание собственных текстов культуры (художественных, научно-популярных, учебных, рефлексивных текстов (дневники, эссе, самонаблюдения), обрядов, традиций, произведений искусства и т.д., ;
• различные формы предъявления и преобразования информации: визуализация, драматизация, ролевые и деловые игры, графические организаторы;
• задания, позволяющие осознать личностный рост - такие, как технология портфолио;
• анализ ситуаций, содержащих ценностно-ориентированный смыслопоисковый конфликт;
• анализ ситуаций, содержащих неопределенность, то есть не имеющих однозначного решения;
• анализ, сопоставление и оценка информации из различных источников.

В данных технологиях используется:• деятельность в коммуникативном поле, работа в парах, группах, открытый диалог, диспут, дискуссия;• интерпретация

Слайд 7 Задание массивом Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени.

Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает. Идеальное задание Достаточно схож с 1приемом. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приёмы формирования ЛУУД

Задание массивом Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик

Слайд 8 Лови ошибку Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки или ученик получает текст

со специально допущенными ошибками – «пусть поработает учителем». Театрализация Разыгрывание сценок на учебную тему. Отсроченная реакция Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. Ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Лови ошибку Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки или ученик получает текст со специально допущенными ошибками –

Слайд 9 Выход за пределы В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника,

предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов. Дай себе помочь Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
Выход за пределы В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань

Слайд 10 Отсроченная отгадка В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к

которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Пример. Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло? (возможные варианты ответов от слушателей)
Отсроченная отгадка В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания)

Слайд 11Ответ: Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил

и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. (тема: «Приручение огня», 4 класс).  Плюс-минус-интересно Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников.       + все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.  - все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, ненужным.  «интересно» - все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.
Ответ: Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной

Слайд 12 Хорошо-плохо Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации. Пример:

сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает тетради. Покупатель – Буратино. 1 группа  играет за Буратино, 2 группа – за Мальвину. Буратино: сбивает цену, ругая товар: «Тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель».  Мальвина: «Зато в них поместится больше полезных записей». Буратино: «Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом». Мальвина: «Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...»
Хорошо-плохо Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации. Пример: сюжет «магазин».  В

Слайд 13 Сообщи свое Я Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе

выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности ученик сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью. Удивляй Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное: Например, предмет «Окружающий мир», «О воде». Это урок можно начать с загадки:  «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.     
Сообщи свое Я Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй,

Слайд 14 Фантастическая добавка Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на

помощь приходит следующий прием. Дополняем  реальную ситуацию фантастикой. Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее. . Игровая цель Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели.   Например, «Эстафета». Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.  
Фантастическая добавка Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием.

Слайд 15 Цели должны быть: Диагностируемые Конкретные Понятные Осознанные Описывающие желаемый результат Реальные Побудительные (побуждать к действию) Точные
Целеполагание 
Именно на этапе целеполагания

возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию.

Цели должны быть:  Диагностируемые Конкретные Понятные Осознанные Описывающие желаемый результат Реальные Побудительные (побуждать к действию) Точные

Слайд 16 Яркое пятно Учитель представляет учащимся набор однотипных предметов, слов, чисел, выражений, одно

из которых выделено цветом или размером. Разрешение парадоксов «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов) «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное  упражнение мало полезно» (Новый Завет) На основе противоречий у учащихся формируется определённое понятие.

Приемы целеполагания

Яркое пятно Учитель представляет учащимся набор однотипных предметов, слов, чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или

Слайд 17Группировка
Суть приема - обоснованное разделение на группы ряда объектов.
Урок по

теме “Правильные и неправильные дроби”
“Что является основанием для классификации?”

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.




ГруппировкаСуть приема - обоснованное разделение на группы ряда объектов. Урок по теме “Правильные и неправильные дроби” “Что

Слайд 18Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,

чтобы на него ответить. Чем больше мнений, тем интереснее и быстрее проходит работа
Урок по теме: Как сложить два отрицательных числа?
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, которое подразумевает продолжение работы на следующем уроке.
Исключение
Нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.
Урок по теме “Степень числа. Квадрат и куб числа”.
2 * 2 * 2 * 2; 17 * 4 * 56 * 120; а * а * а * ... * а; 3 * 3 * 3 * 3 *3
Тема-вопросТема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы на него ответить. Чем больше

Слайд 19
Демонстрация множественности смыслов
Тема урока “Площадь прямоугольника”.
Предлагается объяснить значение слова площадь. «Красная

площадь, базарная площадь, жилая площадь, площадь прямоугольника». Какие же из этих понятий относятся к математике?

Моделирование жизненной ситуации
Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала. Тема урока: “Проценты”.
Демонстрация множественности смысловТема урока “Площадь прямоугольника”.Предлагается объяснить значение слова площадь. «Красная площадь, базарная площадь, жилая площадь, площадь

Слайд 20Индуктор
Индуктор —странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.
“Знаете ли вы,

что означает слово решето?” “А можно ли и в математике использовать решето?” Идёт обмен идеями, а после учитель даёт историческую справку о решете Эратосфена.
Работа над понятием
Учащимся необходимо объяснить значение каждого слова в названии темы или отыскать в “Толковом словаре”. Далее, от значения слова определяется цель урока.
Например, “Первообразная функции”. Это первый образ функции и т.д.

ИндукторИндуктор —странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.“Знаете ли вы, что означает слово решето?” “А можно

Слайд 21Упражнение «Чаша добра» На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат

три листа бумаги со словами зависть, жадность, грубость. - чтобы победить зло, надо вспомнить ваши добрые дела за сегодняшний день и записать их на листочках. Чаша с вашими добрыми делами должна перевесить чашу со злыми словами. Упражнение «Я в лучах солнца»  Нарисуйте солнце, в центре круга напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Потом мы прикрепляем солнышки вокруг большого солнца. Получается красочное панно «Мы солнышки» . Упражнение «Домик» Нужно построить свой домик, но домик будет необычным. Необходимо взять кирпичики с теми качествами, с которыми вам бы хотелось жить в нём.

Упражнения (для внеклассных мероприятий)

Упражнение «Чаша добра» На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат три листа бумаги со словами

Слайд 22 Математика У Алёшиной собаки родились 7 щенков. Для 5 щенков он уже

нашёл хороших хозяев. Сколько ещё щенков осталось? (Нравственно-этическая ориентация) Андрей и Сергей решили испытать себя в качестве вратарей. Андрей отбил 6 мячей, а Сергей − 8. Кто из них отбил больше мячей и на сколько? (Формирование установки на здоровый образ жизни)

Формирование ЛУУД на различных уроках
Положительный настрой на урок:
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, математика у нас!

Математика 	У Алёшиной собаки родились 7 щенков. Для 5 щенков он уже нашёл хороших хозяев. Сколько ещё

Слайд 23- Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо

вычислить значения выражений (положительное отношение к процессу познания, формирование аккуратности при выполнении работы). - Устный счет с использованием истории родного края (развивает осознание себя гражданином России) Окружающий мир Формирует мировоззрение, жизненное самоопределение, грамотное и природосообразное поведение, основы исторической памяти о ближнем и далеком прошлом, гражданскую идентичность. «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь». «Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл». И т. д.
- Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений (положительное отношение к

Слайд 24Урок литературного чтения формирует следующие ЛУУД: -смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; -самоопределение и

самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; -основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России. На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа и др. Эстафета читательского творчества: я почувствовал(а)…; я увидел(а)…; я улыбнулся(ась)…; я вспомнил(а)…; мне стало грустно…; я бы продолжил(а) написанное так…; будущее героев я представляю… и т.п.
Урок литературного чтения формирует следующие ЛУУД: -смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»; -самоопределение и самопознание на основе сравнения

Слайд 25Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление,

процесс, объект важны для меня. Обычно мы находим смыслы, придумываем их или "крадём". Мы можем обнаруживать эти смыслы, открывать их вместе с детьми в процессе диалога. Диалог – средство открытия смыслов Это может быть диалог с самим собой, с другим, с артефактом, автором артефакта (опосредованный диалог).

Смыслообразование как ЛУУД

Смысл - это суть вещей. Смысл - понимание того, насколько явление, процесс, объект важны для меня. Обычно

Слайд 26Критерии смыслообразующего диалога:

Вопросы на смысл. Например, объединяющие мотивы и цели

деятельности обучающегося (Зачем тебе это нужно? Для чего ты это делаешь?) или отражающие его частичное понимание объекта (Что думаешь? Как понимаешь?)
Выявление оснований отношения. (Как относишься и почему?).
Вопросы-обращения к обучающемуся (Что ты видишь? Как ты понимаешь?)
Ответы от собственного лица (Я думаю..., понимаю под этим.., мне это нужно для... )
Критерии смыслообразующего диалога: Вопросы на смысл. Например, объединяющие мотивы и цели деятельности обучающегося (Зачем тебе это нужно?

Слайд 27 Выбор объекта 1. Объект может быть представлен в любой форме: текст,

картина, музыкальное произведение, мультипликационный или художественный фильм, инсталляция. 2. Особые объекты — из области точных наук: - формула, математическая модель; - понимание части — целого (связей объектов: отношение одной величины к другой); - понимание возможности применить в других дисциплинах или в жизни; - понимание влияния на психику, её развитие; - понимание логики развития науки, познания, формулирование истины; - понимание роли науки, истории науки.
Выбор объекта  1. Объект может быть представлен в любой форме: текст, картина, музыкальное произведение, мультипликационный или

Слайд 28 Уточняющие вопросы: «Правильно

ли я понимаю, что…», «Почему?» «То есть, ….», «Ты хочешь сказать…», «Ты имеешь в виду …». В окончаниях формулировок можно использовать профессиональные термины, понятные обучающимся.

Вопросы на обнаружение и формулирование смыслов
Направляющие вопросы:
Что привлекает твое внимание...? Какие эмоции вызывает у тебя...? Что запоминается больше всего...? Какие мысли вызывает у тебя...? Что думаешь…? Какое отношение у тебя к...? Как думаешь, что хотел сообщить зрителям...? Зачем автор выбрал такой сюжет...?

Уточняющие вопросы:  «Правильно ли я понимаю, что…»,

Слайд 29Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения

к миру.
Будьте внимательны к своим смыслам. Они — пример и начало отношения к миру.

Слайд 30Спасибо за внимание!
Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )

Спасибо за внимание!Чат моего детства (там, где можно обменяться смыслами )

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть