Слайд 1Применение ментальных карт на уроках русского языка и литературы
Акимушкина Марина Владимировна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ Школа № 155 г.о. Самара
Слайд 2Майндмэппинг (также майнд-менеджмент, карта мыслей, mind map, интеллект-карта или ментальная карта)
– это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой
графическое представление информации,
которое излагается в виде древовидной схемы.
Слайд 3 Технику майндмэппинга разработал в 1970-ые годах Тони Бьюзен - британский психолог,
который увлекался изучением записей античных мыслителей и умов эпохи Возрождения. В своем исследовании Тони Бьюзен доказал, что все эти выдающиеся люди уже давно использовали в своих записях метод ассоциаций и делали упор на силу воображения, создавая собственные зарисовки и иллюстрации. Именно это, согласно теории психолога, делает мысли живыми, интересными, не похожими на скучные записи в конспектах. После этого Бьюзен пришел к выводу, что ассоциации и рисунки крайне важны при анализе и передаче мыслей.
Слайд 4Рисуем карту мыслей
Обязательно должно присутствовать ядро, центр –
это и есть
в данный момент неизведанная идея,
тема, проблематика. От центра будут расходиться ветви, которые следует отсортировать по тематикам
на подтемы, понятия или идеи – смотря, что вы анализируете. Так можно изложить на бумаге буквально любую проблему, это также отличный способ, чтобы запомнить прочитанные книги, прослушанные лекции или разобраться в
собственном графике.
Слайд 6Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:
изучение нового материала,
его закрепление, обобщение;
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
подготовка проекта, презентации;
аннотирование;
конспектирование и др. Примером использования ментальных карт в образовании является подготовка на их основе занятий.
Слайд 7 Ментальные карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя
весь свой творческий потенциал, а с другой стороны, развивающий наше мышление, память. Составление таких карт необходимо на уроках русского языка и литературы, так как позволяет выйти на метапредметный уровень, поскольку часто построение их организуется вокруг архетипических образов, понятий, категорий, общих для разных областей.
Чем может помочь майндмэппинг на уроках русского языка и литературы?
Слайд 8Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и
усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее остов, и, кроме прочего домашнего задания, - предложено заполнить их по памяти и раскрасить. Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.
Слайд 9Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового
материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
Слайд 10ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
При изучении и анализе
творчества писателя ментальная
карта составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни, ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика;
художественного произведения: в центре – автор и название произведения, год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения).
Слайд 11ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
При изучении морфологии карта составляется следующим образом:
в центре – часть речи, ветви – семантика (значение, на какие вопросы отвечает), грамматика (постоянные и непостоянные признаки), синтаксическая функция.
При изучении синтаксиса: в центре – синтаксическое явление, ветви – особенности синтаксического явления, способы обособления и т.д.
Слайд 12РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ:
повышение мотивации, качества знаний;
улучшение запоминания;
развитие предметных,
коммуникативных компетенций, творческих способностей;
активизация деятельности;
концентрация внимания на важных моментах;
возможность корректировать материал.