Слайд 1«Современные педагогические технологии на уроках географии»
«Приемы технологии развития критического мышления»
Учитель географии
МАОУ Лянторской СОШ №7
Арефьева Анна Александровна
Слайд 2Критическое мышление
Критическое мышление – это способность анализировать
информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Слайд 3 В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
стадия
вызова -краткое обобщение имеющихся знаний
стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Слайд 4Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного
английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Слайд 5Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
Цель: оптимизация проработки текста с использованием
знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Прием осуществляется в 4 этапа.
Слайд 6Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
1 этап.
Учитель предлагает проработать текст документа
или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
V – то, что им уже известно;
+ – новая, неожиданная и интересная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – если что-то неясно, возникло желание узнать больше
Слайд 7Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
2 этап.
Учащиеся внимательно знакомятся с
текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста.
3 этап.
Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
Слайд 8Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
4 этап.
Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Слайд 9Прием «зигзаг»
Цель: изучение и систематизация большого по объему материала.
1 этап.
Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания.
2 этап. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер")
3 этап. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме.
Слайд 10
4 этап. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная
схема рассказа по теме.
5 этап. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой.
В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Слайд 11Прием «зигзаг»
Пример
«Страны материка Южная Америка»
1 этап. Предварительный
Класс делится на 4 группы (заранее) по количеству стран материка, которые будут изучаться на уроке (4 группы - 4 страны).
2 этап Стадия вызова.
Всем командам задание: сформулировать 2 – 3 основополагающих факта о 4-х странах материка Юж. Америка (в данном случае – Чили, Аргентина, Перу, Бразилия). Заранее на доске вычерчивается таблица
Слайд 13Прием «зигзаг»
3 этап.
Стадия осмысления.
Группам раздаются тексты по странам.
Задание: прочесть
текст, составить план или другой вид записей, с тем, чтобы потом можно было рассказать о стране другим.
4 этап.
Идет обмен участниками команд. К каждой из групп подсаживаются представители других, с таким расчетом, чтобы были представлены все страны. Учащиеся рассказывают, что узнали о каждой из стран.
5 этап.
Работа по коррекции знаний с первоначальной таблицей. Учащиеся исправляют и дополняют свои выводы, которые зафиксированы в таблице на доске. При этом, исправляют они не те страны, которые изучали в своих группах. Команда же учащихся по данной стране – эксперт, следит за правильностью новых данных. Она самая последняя выступает со своими заметками по стране.