Слайд 1МКУ «Центр помощи детям»
Школа приемного родителя
«ПРИЕМ В СЕМЬЮ
ДЕТЕЙ С
ОВЗ»
ПОДГОТОВИЛ СПЕЦ. ПО СОЦ. РАБ.
МАКСИМОВА В.А.
Слайд 2ПЛАН:
1. Часто встречающиеся у детей, оставшихся без попечения родителей
разновидности нарушения развития; генетические заболевания; врожденные
и приобретенные заболевания.
2. Отличие синдрома от болезни.
3. Нарушение видов деятельности и поведения.
Слайд 3Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды
Это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик не только в группе в целом, но и в каждой входящей в нее категории.
Слайд 4Разновидности нарушения развития
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ДЦП (детский церебральный паралич) -
поражение двигательных систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Слайд 5Разновидности нарушения развития
Дети с ЗПР
4 основных типа ЗПР:
1. Задержка психического
развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);
2. Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);
3. Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
ЗПР имеет множество различных предпосылок, причин и следствий (биологические, социальные)
Слайд 6Разновидности нарушения развития
Дети с нарушениями поведения и общения
Дети с нарушениями поведения.
У умственно отсталых детей, по мнению Л.С. Выготского, при неблагоприятных условиях жизни и неадекватных условиях воспитания и обучения могут возникнуть "социальные вывихи", то есть нарушения поведения. Наиболее ярко это проявляется в подростковый период, так как он наиболее уязвимым как в биологическом, так и в социокультурном плане для неблагоприятных воздействий.
Клинико-психологическая структура поведенческих нарушений подростков-олигофренов может быть разделена, по мнению К.С.Лебединской, на два психопатологических варианта:
психическая декомпенсация (Декомпенсация - (от де ... и лат. compensatio – возмещение) невротического типа;
психическая декомпенсация психопатоподобного типа с преобладанием: а)эмоционально-волевой неустойчивости;
б)аффективной возбудимости;
в)патологии влечений.
Слайд 7Разновидности нарушения развития
Дети с нарушениями поведения и общения
Дети с нарушением
общения.
Нарушения общения у детей, как указывает К.С. Лебединская, могут возникать по разным причинам :
а) наличие умственной отсталости;
б)наличие невротических расстройств, обусловленных психотравмирующими ситуациями, в результате чего ребенок может бояться общения из-за страха повторных психических травм;
в)поражение нервной системы, явившееся причиной недостаточности речи или слуха;
г)наличие тяжелых форм психической депривации, когда условия воспитания, жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики (например, феномен Маугли).
Слайд 8Разновидности нарушения развития
Дети с умственной отсталостью
У детей с УО происходит стойкое
нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.
Причинами УО могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндои (Эндou, uтoз - этo npoнukнoвeнue в kлeтky paзлuчныx cy6cтaнuuй ) экзогенные неблагоприятные факторы (внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы ) и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода.
Слайд 9Разновидности нарушения развития
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития
Комплексные нарушения представляют собой
не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; они являются качественно своеобразными и имеют особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.
Категорию детей со сложными дефектами составляют:
- Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
- Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
- Дети глухие слабовидящие;
- Слепоглухонемые дети;
- Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
- Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
Слайд 10Отличие синдрома от болезни
Что такое болезнь?
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) болезнь — «это нарушение нормальной жизнедеятельности организма»
Иногда болезнь рассматривают как симптомокомплекс, т.е появление нескольких новых признаков, несвойственных организму
Слайд 11Отличие синдрома от болезни
Что такое синдром?
В Большой медицинской энциклопедии это
«устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом» т.е. для описания особенностей несвойственных здоровому организму используют не просто симптомокомплекс, но перечень симптомов, объединенных единым механизмом возникновения и развития в более крупную единицу.
Слайд 12Отличие синдрома от болезни
В чем сходство синдрома и болезни?
Из вышесказанного следует,
что болезнь — понятие, наверное, все же шире, нежели синдром. Из определений болезни и синдрома видно, что оба явления можно рассматривать, как набор (перечень) характеристик (симптомов), несвойственных здоровому организму. К примеру инсульт — болезнь, характеризуется наличием таких симптомов, как угнетение сознания, слабость конечностях или отсутствие движений в них вообще, нарушение речи и др.
При синдроме острой церебральной недостаточности (ОЦН) характерны такие симптомы, как нарушение сознания, нарушение двигательных функций в конечностях, нарушение речи вплоть до полной афазии (отсутствие речи) и др. Как видим сходство двух понятий налицо. Для чего же тогда нужны различные феномены по определению, но сходные по наличию набора характеристик?
В чем отличие синдрома и болезни?
Продолжим на примере инсульта (болезнь) и острой церебральной недостаточности (синдром). Синдром острой церебральной недостаточности характеризуется устойчивым набором симптомов, выше они были перечислены. Могут быть еще нарушения зрения, глотания, но всегда это более или менее устойчивая клиническая картина.
Слайд 13Отличие синдрома от болезни
Таким образом при инсульте может быть большое количество признаков,
не свойственных здоровому организму, но объединяются по механизму развития в более крупные единицы — синдромы: острая церебральная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, сердечная недостаточность и т.д. При этом синдром острой церебральной недостаточности может развиться и при других заболеваниях, т.е. причиной синдрома ОЦН могут быть черепно-мозговая травма, энцефалит, менингит, опухоль головного мозга и др.
Следовательно, различие болезни от синдрома состоит в том, что заболевание зачастую характеризуется наличием нескольких синдромов (но может и одним), а тот или иной синдром может развиться при различных заболеваниях. Так ДВС-синдром или синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания может развиться при кровотечении, сепсисе, тяжелой пневмонии, артериальнй гипотензии и т.д.
Слайд 14Генетические заболевания
Причины:
Дефекты в генетическом аппарате (мутации):
Генные заболевания – повреждение генов
Хромосомные заболевания – изменение числа и качества хромосом
Слайд 15Генетические заболевания
Болезнь «Дауна»
Причина болезни: мать 30-40 лет, наркотики.
Утраивается хромосома по
21 паре.
Симптомы: голова с уплощенным затылком, раскосые глаза, плоская переносица, маленькие уши, на ладони поперечная складка, большой язык, толстая короткая шея.
Последствия: Врожденные пороки различных органов, умственная отсталость.
Лечение: НЕ ВОЗМОЖНО!
Слайд 16Генетические заболевания
Синдром Шерешевского -Тернера
Причины: родственные браки, пожилые родители, наркотики, алкоголизм, вирусные
заболевания во время беременности.
Симптомы: бывает только у девочек – низкий рост; волосы на шее, на лбу.
Последствия: Бесплодие, 50 % умственная отсталость.
Лечение: Гормон – роста.
Слайд 17Генетические заболевания
Синдром «Патау»
Встречается 1 на 700 рождений.
Рождаются как мальчики, так
и девочки с синдромом «Патау».
Причины: родственные браки, пожилые родители, действие тяжёлыми металлами, высокотоксичных, веществ (диоксины, бензопирен), некоторые лекарства, наркотики, алкоголизм, вирусные заболевания во время беременности.
Симптомы: «заячья губа» или «волчья пасть», аномалия глаз, другие пороки.
Последствия: Часто смерть.
Слайд 18Генетические заболевания
Синдром Клайнфелтера
Встречается 2 на 1000 мальчиков.
Причины: родственные браки, пожилые
родители, действие тяжёлыми металлами, высокотоксичных, веществ (диоксины, бензопирен), некоторые лекарства, наркотики, алкоголизм, вирусные заболевания во время беременности.
Симптомы: признаки проявляются только в период полового созревания – высокий рост, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, антисоциальное поведение, дебильность.
Слайд 19Генетические заболевания
Синдром Вольфа – Хиршхорна
Он встречается с одинаковой частотой у мальчиков
и девочек
Причина: результат терминальной деления короткого плеча 4-й хромосомы.
Симптомы: задержка роста, расщелина губы и неба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.
Последствия: Могут быть поражены внутренние органы.
Слайд 20Генетические заболевания
Синдром Эдвардса
Причина: рождаются у пожилых матерей. Причиной заболевания является наличие
дополнительной 18-й хромосомы.
Симптомы: низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует.
Последствия: Дефекты внутренних органов, лица итела.
Слайд 21Врожденные заболевания
Пороки (аномалии) развития –возникновение в результате нарушения внутриутробного развития плода
отклонений в строение органов или систем тканей с изменением или исключением их функций.
Факторы ,способствующие возникновению:
I.Внутренние тератогенные: *генетический дефекты(гаметопатия, генные и хромосомные мутации).
II.Внешние тератогенные :
*инфекции.
*действия химических средств.
*действие физических средств.
Слайд 22Врожденные заболевания
Гидроцефалия-водянка головного мозга- связана с избыточным образованием и внутричерепным скоплением
цереброспинальной жидкости.
Лечение: создание оттока жидкости из желудочков в яремные вены или по другим дренажам (например, за счет вентрикулоперитонеального шунта).
Слайд 23Врожденные заболевания
Расщелина нёба: нарушение срастания верхнечелюстных отростков с сошником
Лечение: разобщают полость
рта и носа за счёт перемещения тканей небно-носовой перегородки.
Слайд 24Врожденные заболевания
Расщелина губы (заячья губа,незаращение губы,хейлосхизиз)
встречаемость: 1:2500 новорожденных. Расщелина может захватывать
красную кайму верхней губы или всю губу до носа. Иногда щель проникает в полость носа.
Лечение: пластическое закрытие дефекта, путем перемещения лоскутов.
Слайд 25Врожденные заболевания
Врождённую косолапость стопы
встречают у 1 из 1500 новорождённых. Диагноз легко
устанавливают по форме и положению стопы.
Лечение следует начинать как можно раньше. Оно включает ручное выпрямление стопы и её фиксацию, массаж и лечебную физкультуру. В поздние сроки используют оперативное лечение: пересечение связок, пересадку сухожилий или клиновидную резекцию костей стопы с установкой стопы в правильном положении и фиксацией гипсовой повязкой.
Артрогрипоз - множественные контрактуры суставов вследствие недоразвитости мышц конечностей с симметричной локализацией. Тугоподвижность, ограничение движений приводят к необходимости консервативной терапии (массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтическое лечение).
Слайд 26Врожденные заболевания
Синдактилия выражается в наличии сращений между пальцами. Сращение пальцев может быть
кожное или костное. Порок обусловлен нарушением эмбриогенеза: до 2 мес внутриутробной жизни пальцы соединены перепонками, а потом разделяются. Разъединение пальцев проводят хирургическим методом в возрасте 2-3 лет.
Слайд 27Врожденные заболевания
Полидактилия - увеличение количества пальцев. Встречают как на руках, так и
на ногах, может сопровождаться нарушением функций кисти или стопы. Лечение хирургическое - удаление добавочных пальцев.
Макродактилия - увеличение объёма отдельных пальцев. Если порок приводит к нарушению функций кисти или стопы, выполняют ампутацию пальца.
Эктродактилия - уменьшение количества пальцев. Возможно отсутствие одного или нескольких пальцев на руке или ноге. Для восстановления функций кисти и устранения косметического дефекта прибегают к пересадке пальцев со стопы на кисть с использованием микрохирургической техники.
Слайд 28Врожденные заболевания
Алкогольныйсиндром плода
аномалии костно-мышечной системы; аномалии мочеполовой системы; аномалии сердца.
Черепно-лицевая
дисморфия.
Характерны короткая глазная щель, блефарофимоз, эпикантус, птоз, косоглазие, удлиненное лицо, микрогнатия, низкая переносица, выпуклая верхняя губа, сглаженная носогубная складка, глубоко расположенные ушные раковины, микроцефалия, уплощение затылка.
Слайд 29Приобретенные заболевания
инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии
бронхиальная астма
врожденные пороки сердца
эпилепсия
Слайд 30Нарушение видов деятельности и поведения.
Особенности детей с ЗПР конституционного происхождения
Эмоциональная и
личностная незрелость;
Инфантильный тип телосложения;
«Детскость» мимики;
Преобладание эмоциональных реакций в поведении;
Поверхностность представлений;
Легкая внушаемость.
Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной.
Заниматься они не любят и не хотят!
Слайд 31Нарушение видов деятельности и поведения.
Особенности детей с ЗПР соматогенного генеза
Возникает у
детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы, инфекции, детские неврозы и др.
Стойкая физическая и психическая астения;
Боязливость, стеснительность, робость;
Сниженная работоспособность;
Повышенная утомляемость.
Астения – слабость, бессилие. Этот термин применяется в невропатологии и физиологии при определении конституционального типа; в первом случае — при нервных заболеваниях, известных под названием неврастении и психастении, а во втором — для характеристики конституционального типа, называемого астеническим с определенным телосложением и функциональными особенностями (высокий рост, худощавость, длинная шея, длинная узкая грудь, опущенные плечи, отстоящие в виде крыльев лопатки, слабая мускулатура, малые размеры сердца и т. д.).
Слайд 32Особенности детей с ЗПР психогенного генеза
Центральным ядром данной формы задержки психического
развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы)
Импульсивные реакции;
Неумение тормозить свои эмоции;
Негативизм , агрессивность или робость, боязливость, страхи, мутизм;
Неспособность к волевым усилиям, к труду.
Мутизм - нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный, преходящий характер и относится к группе невротических реакций. В основе М. лежит торможение рече-двигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т. д.). Поэтому М. чаще возникает у застенчивых, робких, не уверенных в себе детей.
Нарушение видов деятельности и поведения.
Слайд 33Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза
На этот вид ЗПР могут оказать
свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.
Несформированность эмоционально-волевой сферы;
Негрубая неврологическая симптоматика;
Стойкие энцефалопатические расстройства;
Парциальные нарушения корковых функций.
Страдают функции регуляции психической деятельности – звено контроля и звено программирования, что обуславливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой).
Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.
Нарушение видов деятельности и поведения.
Слайд 34Нарушение видов деятельности и поведения.
Педагогическая запущенность
Особые состояния формируются у детей вследствие
педагогической запущенности
У ребенка с полноценной нервной системой, длительно находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной депривации (дефицита полноценных эмоциональных контактов со взрослыми), наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний, умений
Слайд 35Нарушение видов деятельности и поведения.
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР
-
снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- более низкий уровень развития восприятия;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
- трудности в счете.
Слайд 36послесловие
Трещина в кувшине (притча)
Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было
два больших кувшина. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у женщины на плече. В конце длинного пути от реки к дому кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. Это происходило каждый день на протяжении многих месяцев: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Целый кувшин был очень горд своей работой, а кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что способен делать только половину того, для чего предназначен. Он все больше убеждался в собственной непригодности и, наконец, обратился к своей хозяйке:
Слайд 37послесловие
“Мне стыдно, что я такой. Из-за моей трещины, из кувшина постоянно
вытекает вода. Ты приносишь его домой полупустым». Женщина улыбнулась: «Я знала о твоём недостатке. Ты заметил, что на твоей стороне дорожки целое лето растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ? Ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Я могу срезать эти чудесные цветы и украшать ими свой дом. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то и красоты этой не было бы“
Мораль.
У каждого из нас есть свои особенности, странности и недостатки. Но эти «трещинки» делают нашу жизнь разнообразной, достойной принятия и понимания. Поэтому нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём, в первую очередь, хорошее. Уважая других, вы будете достойны уважения окружающих.
Слайд 38
Особенности приема
в замещающую семью детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 39 Понимание потребностей ребенка с ОВЗ, инвалидностью – ключ к конструктивному взаимодействию
при приеме ребенка в семью. Замещающая семья для такого ребенка должна стать реабилитационной структурой, обеспечивающей условия его оптимального развития. Сонацеленность приемных родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью с государственной политикой на обеспечение права любого ребенка, независимо от состояния здоровья, особенностей развития, жить и воспитываться в семье, расширение сферы его жизнедеятельности, поддержание достойного качества жизни, социализацию, а также на создание условий в обществе для его интеграции, создаст надежную почву в воспитании. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с ОВЗ и инвалидностью имеют особые потребности в семейном жизнеустройстве. Они относятся к категории "особых" детей, которая представлена детьми, имеющими различные по степени сложности и характеру отклонения в психическом или физическом развитии – нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации, расстройства моторно-двигательной сферы. Ограничение психофизических возможностей не является чисто количественным фактором. Это системное изменение всей личности в целом.
Слайд 40Немного о терминах.
Абилитация ребенка-инвалида предполагает более полное и качественное формирование
социальных навыков, компенсацию функций ограниченной жизнедеятельности для достижения адаптации в обществе. Понятие абилитации включает в себя и обучение ребенка-инвалида тому, что он никогда не мог делать. Абилитация учитывает конкретную проблему индивидуума, мешающую ему полноценно существовать в социуме. Основная цель абилитации ребенка-инвалида – интеграция в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для детей данной категории. Социализация ребенка с ОВЗ, инвалидностью невозможна без усилий по его реабилитации и абилитации. Поэтому эти усилия становятся важнейшим условием эффективного сопровождения замещающей семьи, воспитывающей детей данной категории.
Слайд 41Особенности отношений замещающих и кровных родителей к детям с инвалидностью
Склонность к
чрезмерной опеке, противоречивость отношения к детям, трудности их принятия.
ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Мистификация» – внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят
Формы мистификации:
«приписывание», которое, в свою очередь, подразделяется на:
приписывание ребенку «слабости» (например болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и «негативных качеств» (низости, аморальности).
Приписывание слабости выражается в следующих высказываниях: «...абсолютно не выносит физической боли», «...не умеет драться, защитить себя, отстоять свои интересы»
«инвалидизация» – принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.
Инвалидизация выражается в следующих высказываниях: «…он считает, что имеет право распоряжаться своими вещами», «…она еще слишком мала, чтобы спорить с родителями».
Трудности ограничения своей любви к ребенку и принятие особенностей его личности от постоянно присутствующего негативного эмоционального фона
Слайд 42Противоречивость в отношении родителей к ребенку с ОВЗ
Слайд 43Противоречивость в отношении родителей к ребенку с ОВЗ
Не знают что
требовать от ребенка;
Недооценивают серьезности состояния здоровья ребенка;
Неадекватная структура внутренней картины болезни и инвалидности ребенка.
Слайд 44Разновидности родительской внутренней картины
болезни и инвалидности ребенка
адекватная, реалистическая;
семья тяготится заболеванием
ребенка;
преувеличение тяжести заболевания;
недооценка заболевания;
восприятие ребенка как здорового;
формальное.
Слайд 45Вывод:
У замещающих родителей наблюдается:
Противоречивость отношения к приемному ребенку с ОВЗ
(дисперсия);
Мягкость во взаимодействии с приемным ребенком;
Нацеленность на взросление приемного ребенка с ОВЗ;
Отсутствие согласования между родителем и приемным ребенком;
Воспитательная конфронтация в замещающей семье и др.
Слайд 46КРИТЕРИИ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ДЛЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
удовлетворенность материальным положением семьи,
экономическая мобильность, наличие в доме пространства для приемного ребенка;
эмоциональная зрелость, жизнестойкость, ответственность, эмоциональная стабильность, высокая удовлетворенность качеством жизни;
высокая оценка своих родительских компетенций, ориентация на поддержку ребенка, наличие опыта воспитания детей;
Слайд 47КРИТЕРИИ РЕСУРСНОСТИ СЕМЬИ ДЛЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА – ИНВАЛИДА
Наличие в семье кровного
ребенка – инвалида с аналогичным заболеванием или опыт семейного воспитания подобного ребенка;
Жизнеспособность семьи, семья способна справиться со стрессом приема особого ребенка;
Наличие хорошо организованной социально – поддерживающей сети;
Полная семья, стабильность брака не менее 5 лет, ориентация на продолжение брака;
Мотивация приема: гармоничный, альтруистический тип мотивации;
Реалистичные ожидания, установка на постоянное размещение или длительные отношения, потребность в идентификации с ребенком, положительный прогноз влияния ребенка на семью;
Слайд 48
Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечениродителей с ОВЗ, инвалидностью?
1.
Трудности формирования, нарушения детско-родительских отношений в замещающей семье:
• недостаточность взаимопонимания, взаимопринятия, сотрудничества, дистанцированность в общении с детьми;
• недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости с приемным ребенком, трудности в отношениях приемных детей с другими членами семьи;
• недостаток согласия в супружеской подсистеме и родительской последовательности; непоследовательность в воспитании: выражение недовольства детьми сменяется потворствованием в удовлетворении их потребностей;
• конфликты с детьми на основании несогласованности оценок замещающих родителей и детей к предъявляемых требованиям (родители оценивают свои требования как низкие, дети – как чрезмерно высокие).
Слайд 49 2. Неадекватное восприятие болезни ребенка, неправильные воспитательские подходы со стороны родителей
формируют личностную неустойчивость ребенка-инвалида, наносят вред его психическому здоровью.
Адекватное отношение к болезни предполагает осознание родителем и ребенком необходимости лечения и всесторонней реабилитации. Оно также во многом зависит от умело выстроенного, высокопрофессионального общения с ними. К неадекватному отношению замещающих родителей к ограничениям возможности здоровья, болезни, инвалидности ребенка можно отнести:
• недооценивание родителями серьезности состояния здоровья ребенка с ОВЗ, инвалидностью, недостаточное понимание необходимости оказания специализированной помощи, неадекватное восприятие внутренней картины болезни и инвалидности ребенка;
• психологический феномен сопротивления болезни, который выражается либо в полном отказе от обращения за медицинской помощью, либо во внезапном прекращении начатого лечения;
• восприятие ребенка с ОВЗ как здорового, ребенок не может соответствовать общепринятым стандартам; такое восприятие ребенка не позволяет учитывать его "собственные интересы и склонности, обрекая на установление сниженного уровня притязаний и ожиданий, на неуспех, потерю самоуважения и "путаницу" в самоопределении";
• склонность замещающих родителей рассматривать ограничения возможностей здоровья, инвалидность подопечного ребенка с позиции медицинской модели, что снижает реабилитационный потенциал семьи
Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ, инвалидностью?
Слайд 50Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ,
инвалидностью?
3. Нарушения воспитания приемного ребенка по типу чрезмерной опеки, а также игнорирование его возможностей и потребностей в активной самостоятельной деятельности, что нередко способствует еще большей инвалидизации ребенка. Родительские установки замещающих матерей противоречивы. С одной стороны, мать может излишне опекать ребенка, проявлять о нем чрезмерную заботу, стремиться обеспечить ему безопасность, с другой – испытывать раздражение по поводу ребенка, его внешнего
вида или поведения. Замещающие родители, воспитывающие приемных детей с ОВЗ, придают большее значение нарушениям поведения ребенка, чем кровные.
Слайд 51Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ,
инвалидностью?
4. Неадекватность, противоречивость ожиданий от ребенка. С одной стороны, замещающие родители ждут от ребенка взросления и самостоятельности, с другой – способствуют его зависимости и инфантилизации. Неадекватность ожиданий от ребенка может выступать фактором, способствующим эмоциональным нарушениям или препятствующим их коррекции у детей.
5. Изменения некоторых сторон семейной системы:
• нарушения структуры семейной системы: низкая сплоченность, хаотичность или чрезмерная жесткость внешних и внутренних границ семейной системы; хаотичность или жесткость иерархии;
• динамические нарушения семейной системы: трудности в приспособлении к текущим требованиям жизни и развития семьи, недостаточный обмен информацией в семье, неадекватность выражения чувств, недостаточная взаимная забота, трудности в удовлетворении эмоциональных потребностей членов семьи, проблемы в организации автономной жизни, уровень конфликтности в семье, отрицание или нарушение обычного порядка воспитательных ролей родителей.
Слайд 52Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ,
инвалидностью?
6. Нарушения межличностных отношений у приемных детей с ОВЗ, инвалидностью:
• недостаток положительного отношения к близким людям и значимым сверстникам, трудности во взаимодействии с членами семьи, социальной адаптации и контроля своего поведения, а также высокий уровень конфликтности и неумение сотрудничать;
• семейную ситуацию дети указанной категории зачастую воспринимают как конфликтную, а отношения в семье как напряженные, недостаточно сплоченные и теплые;
• подопечные склонны конкурировать с кровными детьми замещающих родителей.
Слайд 53Что может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ,
инвалидностью?
7. Переживание "особых критических состояний".
Семьи при приеме детей с ОВЗ, инвалидностью переживают "особые критические состояния", обусловленные:
• эмоциональным привыканием членов семьи к особенностям внешнего вида, поведения ребенка с ОВЗ, инвалидностью;
• включением ребенка в систему образования (образовательное пространство), обеспечением его доступа в образовательную организацию, включением в образовательный процесс; переживанием реакций сверстников на нарушения развития ребенка;
• возникновением проблем, связанных с нарушением взаимоотношений со сверстниками (возможной изоляцией);
• планированием общей занятости ребенка в подростковом возрасте;
• окончанием периода опеки, когда нужно решать проблему его "выпуска" из замещающей семьи, принимать решение о дальнейшем месте проживания повзрослевшего ребенка, когда семья переживает дефицит возможностей для его социализации.
Слайд 54
Семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ и инвалидностью
оказывает позитивное влияние на развитие детей, так как:
• инициирует "скачок" в развитии ребенка;
• удовлетворяет потребности детей в стимулирующей развитие обстановке на сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном уровнях;
• формирует адекватное отношение к своему состоянию;
• дает возможность для жизненного выбора, расширяет границы его жизнедеятельности, самостоятельности, ориентирует на развитие и социализацию;
• формирует адекватное представления о себе как о личности, ориентированной на развитие и социальные достижения;
• формирует идентификацию и идентичность;
Что предполагает понятие эффективного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ и инвалидностью?