Презентация, доклад ехнология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми на уроках биологии

Содержание

ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯМетодика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия», которые выполняют определённые функции.

Слайд 1 Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз (арабская мудрость)
Приёмы ТРКМ

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз (арабская мудрость)Приёмы ТРКМ

Слайд 2ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов –

Осмысление – Рефлексия», которые выполняют определённые функции.
ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯМетодика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия», которые выполняют определённые

Слайд 3Новизной и ценностью данной технологии является не столько её логическое построение,

сколько огромное разнообразие  педагогических приемов:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
КОРЗИНА ИДЕЙ
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»);
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
КЛАСТЕРЫ;
ИНСЕРТ;
ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ;
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ;
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»;
СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»;
СТРАТЕГИЯ «РАФТ»;
СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»;
Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал)
СИНКВЕЙН  и др.
Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Остановлюсь на некоторых приёмах, опробованных мною на практике и понравившихся детям.

Новизной и ценностью данной технологии является не столько её логическое построение, сколько огромное разнообразие  педагогических приемов:«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»КОРЗИНА

Слайд 4Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы –

кластер. (klaster – «гроздь», «пучок»)

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:
актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
запомнить теоретический материал по теме.
Ученикам предлагается в течение 2-3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевые понятия, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Это выглядит примерно так:

Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластер. (klaster – «гроздь», «пучок»)Кластер -

Слайд 5ТРКМ
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Вызов имеющихся знаний по теме
Активность

учащихся

Получение новой информации

Соотнесение полученной информации с собственными знаниями

Корректировка учащимся поставленных целей обучения

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Пробуждение интереса к теме

Оценка процесса изучения нового материала

ТРКМ ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯОпределение направлений для дальнейшего изучения темыВызов имеющихся знаний по темеАктивность учащихсяПолучение новой информацииСоотнесение полученной информации с

Слайд 6 « Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы

обучающихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
« Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, он

Слайд 7



Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании факты или мнения,

проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибочные мнения исправляются по мере освоения новой информации.

Невидимы нашему глазу

К нам попадают через грязные руки

Микроскопические организмы

Возбудители заболеваний

Обитают повсеместно

Их много в почве

Передаются от человека к человеку

Могут жить и на растениях и животных

Пример приёма «Корзина идей» на уроке по теме: «Бактерии»

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны

Слайд 8Прием «Таблица верных и неверных утверждений»
позволяет организовать работу по изучению учебного

текста на стадии «осмысление».
Обучающимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения  учащийся ставит значок: +, -, ?
Далее, используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.


Прием «Таблица верных и неверных утверждений»позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление». Обучающимся предлагается

Слайд 9Приём «Insert»
Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку

текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.















(является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла). 

Методика учит:
ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления

Приём «Insert» Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение

Слайд 10В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который

может располагаться горизонтально и вертикально. Использование стратегии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.

ПРОБЛЕМА

ВЫВОД

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

фактЫ

факты

факты

СТРАТЕГИЯ «Fishboun» («рыбий скелет»)

В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование

Слайд 11
Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед

написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:














Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки. 

Р

А

Ф

Т

СТРАТЕГИЯ «РАФТ»

Пример сочинения по теме: «Влияние внешних факторов на индивидуальное развитие ребёнка».




Апиисова Асемгуль 11 класс
Письмо из будущего
Здравствуй, мамочка!
Ты меня совсем ещё не знаешь, а я уже существую. И очень тебе благодарен за то, что я буду. И уже скоро. Наверное, ты хочешь, чтобы я был красивым младенцем с румяными пухленькими ножками, с кольцами кудряшек вокруг лица. Ты будешь гулять со мной в парке, а прохожие будут оборачиваться на нас: «Какой славный малыш, здоровый и весёлый!»
Вообще-то достаточно комфортно внутри тебя и спокойно, хотя я такой беспомощный. Но ведь ты любишь меня и в обиду не даёшь. Я знаю, что ты часто гуляешь на свежем воздухе, делаешь специальную гимнастику, избегаешь ссор и волнений, стараешься не бывать в накуренных помещениях и совсем не балуешь себя взрослыми напитками.
Ты ешь и пьёшь то, что полезно для меня. А я быстро расту и правильно развиваюсь. Я уже совсем как настоящий человек. Только жизненные системы моего организма работают с твоей помощью.
Мне так нужна твоя забота и любовь. Только при этих условиях сбудутся твои мечты о здоровом и красивом ребёнке.
Твой малыш.

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.  Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя

Слайд 12С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия

информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный  краткий  фактический ответ.
С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый»

Слайд 13 ПРИЁМ «СИНКВЕЙН» Используется на стадии «рефлексия». Позволяет учащимся проявить творчество и выразить

своё отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д.

тема

Глагол
или деепричастие
(действие)

Фраза из 4-х слов
(отношение
к теме)

Синоним (метафора)
Суть темы

Глагол
или деепричастие
(действие)

Глагол
или деепричастие
(действие)

Прилагательное
(описание)

Прилагательное
(описание)

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»  Используется на стадии «рефлексия». Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё отношение

Слайд 15 Технология развития критического мышления:
предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе

базового уровня;
формировать позитивные межличностные отношения, что важно для социализации одаренных детей.
Если вы задумывались о том, как создать учебную среду для роста и развития ученика, как научить самостоятельно добывать информацию любой степени сложности, оценивать и анализировать её, создавать атмосферу партнёрства, творчества, то технология развития критического мышления для вас.
Технология развития критического мышления:предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; формировать позитивные межличностные отношения,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть