Слайд 1Проблемы и трудности
учителя в процессе внедрения ФГОС
Слайд 2Каковы цели современного образования? Что изменилось? Зачем учить?
ФГОС НОО:
смена
образовательной парадигмы, новые цели образования, получение
качественно нового результата
Устоявшееся мнение:
Основная задача школы - дать хорошие прочные знания
Слайд 3Результаты образования
Личностно ориентированная парадигма
Системно-деятельностный подход
предметные
метапредметные (УУД)
личностные
формирование «компетнтности к обновлению компетенций»
Слайд 4САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пособие для учителя
Под редакцией Г. С.
Ковалевой,
О. Б. Логиновой
Москва: «Просвещение»
Слайд 5Что изменилось в содержании? Чему учить?
ФГОС НОО:
Обновление содержания образования
Взгляд учителя:
В учебниках те же темы и упражнения
Слайд 6Содержание образования
Подготовка младшего школьника к продолжению современного образования
Предметные знания, умения и
навыки
Универсальные способы деятельности,
способность вступать в отношения в социальной среде
Работа с текстами разных типов и видов
(курс «Чтение. Работа с текстом»)
Слайд 7Освоение новой информации
позитивная мотивация, положительный эмоциональный фон в процессе освоения материала;
систематичность и последовательность, доступность и детализация содержания;
сознательность, самостоятельность, активность;
использование большей наглядности изложения, связь теории с практикой;
осуществление анализа затруднений учителей после каждого изученного модуля и организация их преодоления
Слайд 8Детализация: освоение понятий
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются
приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер
Слайд 9Детализация: освоение понятий
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 10Детализация: функции УУД
Регуляция учебной деятельности
Создание условий для саморазвития и самореализации личности
Обеспечение успешности обучения
Слайд 11Детализация: виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают
организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, логические действия
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Слайд 12САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
От действия к
мысли: Пособие для учителя
Под редакцией А. Г. Асмолова
Москва: «Просвещение»
Слайд 13САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:
ОТ ДЕЙСТВИЯ
К МЫСЛИ
Система заданий: Пособие для учителя
Под редакцией А. Г. Асмолова
Москва: «Просвещение»
Слайд 14Основная образовательная программа ОУ
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
Программы отдельных
учебных предметов, курсов (Пояснительная записка к курсу, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
Система оценки достижений планируемых результатов
Слайд 15Программа формирования универсальных учебных действий
Цель и задачи программы
Ценностные ориентиры содержания образования
Виды
универсальных учебных действий
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование УУД
Типовые задачи формирования УУД
Связь УУД с содержанием учебных предметов
Подпрограммы формирования УУД
(в Приложении)
Слайд 16Связь УУД с содержанием учебных предметов
Формирование УУД – целенаправленный, системный процесс
, реализуемый во всех предметных областях и внеурочной деятельности
УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса
учет уровня сформированности УУД (в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету, и в программах ВУД)
результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения
Слайд 17ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Личностные УУД
Самоопределение (ф-е основ гражданской идентичности, адекватной нравственной самооценки,
ознакомление с миром профессий, их значимости и др.)
Смыслообразование (ф-е ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности)
Нравственно-этическое оценивание (знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка, развитие этических чувств, развитие доброжелательности, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости и др.)
Слайд 18Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД
определение и высказывание правил поведения
при общении и сотрудничестве;
умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации , отделять поступки от самого человека;
объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие
«вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо-плохо», «красиво» и др.
Слайд 19Практическая работа:
русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к
каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
Л
Л
Слайд 20Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития личностных УУД?
«Литературное чтение»
«Русский
язык»
«Окружающий мир»
«Музыка»
«Изобразительное искусство»
Слайд 21ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль, включая волевую саморегуляцию
Коррекция
Слайд 22Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД
организация своего рабочего места
формулирование цели
(проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после обсуждения;
составление плана решения учебной задачи;
умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
определение степени успешности выполнения своей работы и работы других
«найди (исправь) ошибки», «план», «набросок», «алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др.
Слайд 23Практическая работа:
русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к
каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
Л
Р
Л
Р
Слайд 24Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития регулятивных УУД?
«Технология»
«Математика»
«Русский язык»
Слайд 25ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Познавательные УУД
Общеучебные (работа с информацией, структурирование знаний, выбор наиболее
эффективных способов решения задач и др.)
Логические, включая постановку и решение проблем (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера и др.)
Моделирование (кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи)
Слайд 26Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД
предположение, какая информация нужна для
решения учебной задачи;
отбор источников информации;
извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др.
сравнение и группировка фактов и явлений;
умение делать выводы;
составление простого учебно-научного текста;
представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др.
«назови», «графически обозначь», «составь текст», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике»
Слайд 27Практическая работа:
русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к
каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
П
Л
П
Р
Л
Р
Слайд 28Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития познавательных УУД?
«Литературное чтение»
«Русский
язык»
«Математика»
«Окружающий мир»
«Технология»
Слайд 29ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Коммуникативные УУД
Учебное сотрудничество
Согласование действий с партнером
Постановка вопросов
Построение речевых высказываний
Умение
слушать и слышать
Слайд 30Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУД
оформление своих мыслей в устной
и письменной речи;
высказывание своей точки зрения приводя аргументы;
принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и поиск ответов;
умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать;
уважительное отношение к позиции другого
«объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.
Слайд 31Практическая работа:
русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к
каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
П
К
Л
П
Р
Л
Р
К
Слайд 32Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития коммуникативных УУД?
«Русский язык»
«Литературное
чтение»
«Музыка»
«Изобразительное искусство»
«Физическая культура»
Слайд 33Вывод:
Развитие всех видов УУД возможно
на любом предметном содержании (направлении
внеурочной деятельности),
но…
«удельный вес» каждого учебного предмета (направления внеурочной деятельности)в этом процессе различен
Слайд 34Русский язык
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
Слайд 35Литературное чтение
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
Слайд 36Математика
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные
Личностные УУД
Слайд 37Окружающий мир
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные
Слайд 38Технология
Регулятивные
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 39Искусство
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные
Слайд 41Оценивание
личностных универсальных действий
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой,
Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Методика «Кто я?» (модификация методики М. Куна)
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Опросник мотивации
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
Задание на оценку усвоения нормы взаимопонимания
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
Моральная дилемма
Анкета «Оцени поступок» и др.
Слайд 42Оценивание
регулятивных универсальных действий
Выкладывание узора из кубиков
(П. Я. Гальперин)
Проба на
внимание
(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая)
Слайд 43Оценивание
познавательных универсальных действий
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже,
А. Шеминьска)
Проба на определение количества слов в предложении (С. Н. Карпова)
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А. Ю. Панасюка)
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А. Р. Лурия, Л.С.Цветковой)
Методика «Нахождение схем к задачам»
(по А. Н. Рябинкиной)
Слайд 44Оценивание
коммуникативных универсальных действий
Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)
Методика «Кто прав?»
(Г. А. Цукерман и др.)
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман )
Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Слайд 45Система оценивания
Функции оценки:
Обратная связь
Подкрепление (поощрение)
Учебная мотивация школьника
Слайд 46Система оценивания
позволяет:
осуществлять обратную связь ученику и учителю
использовать ее как форму поощрения,
но не наказания
отмечать продвижения учащихся, отражая индивидуальные достижения
ориентировать ученика на успех
содействовать становлению и развитию самооценки
Слайд 47КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно
новой личностно-ориентированной развивающей модели школы… Цели:
развитие личности школьника, его творческих способностей;…
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельности;…
Важнейший приоритет - формирование УУД
ТРАДИЦИИ:
Основа КИМов – тесты типа:
«В каком году была Куликовская битва:
А) 1242. Б) 1380.
В) 1480.»
= контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний
Слайд 48КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?
ТРАДИЦИЯ:
Пятибалльная система
Деление учеников на «отличников», «двоечников»…
Проверка труда учителя
по «накопляемости» отметок
ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:
Реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)
«Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»
«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло «ва».
Слайд 49ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
ТРЕБОВАНИЯ ГОС.СТАНДАРТА
по каждому предмету:
Знать/понимать:…
(краткий перечень)
Уметь:…
(много
формулировок конкретных действий)
Использовать в деятельности:…
(много формулировок конкретных действий)
ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:
В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», но задание могло быть и по пройденной.
«За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»
«Что именно ему надо доработать?»
Слайд 50КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?
ТРАДИЦИИ:
Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»;
Учитель
указывает на ошибки и на необходимость их исправления
ГОС. СТАНДАРТ, УУД:
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это сделал?»);
Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;
Предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление
Слайд 51КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ?
ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОС.СТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
«охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей»
ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«К доске сейчас пойдет…»
«Дома «влетит» за «пару»!
«Не ставьте мне двойку, я исправлю!!!...»
Слайд 52ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами
2.
Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию
Слайд 53Система оценивания
Технология уровневой дифференциации
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым
и повышенными уровнями требований,
посильность базового уровня,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания
Слайд 54Технология
«Лестница достижений»
К относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку,
теме, курсу) составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения
Ученик выбирает тот уровень, который ему под силу!
Задания
базового уровня
Задания
повышенного уровня
Задания максимального уровня
Слайд 55Система оценивания
Проверочные работы:
две части: обязательная и дополнительная
оценка обеих частей проводится раздельно
фиксируется
дифференцированная оценка
Промежуточный контроль:
право до-сдать, пере-сдать
щадящий режим контроля и оценивания
развитие и уточнение самооценки
Интегрированная оценка:
«портфель достижений»
защита проекта
Слайд 56АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании
(задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Слайд 57САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под ред. Г.
С. Ковалевой, О. Б. Логиновой
Г. А. Цукерман «Оценка без отметки»
Е. Н. Поливанова Л.В. Берцфаи и др. «Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста» под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.
Слайд 58РЕЗЮМЕ
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки –
чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки требует дополнительных усилий, но вскоре дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
Слайд 59Как учить
современных школьников?
ФГОС НОО:
Необходимость качественного изменения процессуальной стороны
обучения младших школьников
Учитель:
Уровень профессиональной компетентности, отражающей теоретическую и практическую готовность к использованию нововведений
Слайд 60«Научить другого человека чему-либо практически невозможно, если он не хочет научиться»
К. Роджерс
Правильно учиться – значит учиться…
легко, быстро и весело
Гордон Драйден, Джаннетт Вос
Слайд 61Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в
школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).
Слайд 62Условия, обеспечивающие развитие УУД
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию
образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами современных технологий деятельностного характера, активных методов обучения
Слайд 63Функции современного учителя
Овладение основами деятельности:
инновационной
проектировочной
коммуникативной
рефлексивной
управленческой
Слайд 64Выбор
образовательных технологий
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании
учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ИКТ
Слайд 65Образовательная технология
детальное описание системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых
обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника
Слайд 66Технологии, основанные на создании учебных ситуаций
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит
его деятельность
Образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Базовые образовательные технологии
Слайд 67Варианты ситуаций
Ситуация-иллюстрация – наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного
теоретического материала и способа деятельности, который ученику необходимо «примерить» к себе
Ситуация –проблема – содержит конфликт (жизненный, научный, социальный и др.), разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации
Ситуация-оценивание – требует собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции
Ситуация выбора – различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументированное решение о выборе одного из них
Предметная учебная деятельность – выполнение продуктивных заданий учителя на уроке
Слайд 68Примеры учебной деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и буквами,
словами, грамматическими структурами, текстами)
Работа с учебными моделями (слова, устные
высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Слайд 69Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и
формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа, их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи-ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, постановка,
решение и генерация математических задач
Примеры учебной деятельности: Математика
Слайд 70ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Этапы:
I. Разработка проектного
задания (цели, задачи)
II. Разработка
плана работы
III. Реализация проекта
IV. Завершение проекта
V. Презентация
Базовые образовательные технологии
Слайд 71Основные требования
к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
Слайд 72Проблемно-диалогическое обучение
Данная технология предполагает:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для
ее решения,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения собственным способом
Один из самых
эффективных
способов введения
нового знания
Базовые образовательные технологии
Слайд 73Технология
продуктивного чтения
Максимально эффективно учит самостоятельному чтению
Создает условия для развития важнейших
коммуникативных умений
Базовые образовательные технологии
Слайд 74Технология развития
критического мышления
Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное,
структурировать и передавать информацию
Стадия вызова
Стадия реализации смысла
Стадия рефлексии
Базовые образовательные технологии
Слайд 75Технология оценивания образовательных достижений
комфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию
к обучению
Создает условия для развития оценочных умений, адекватной самооценки обучающихся
Базовые образовательные технологии
Слайд 76
Игровые технологии
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются
навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Слайд 77САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
«Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей» Под общей
ред. В. С. Кукушина
Для работающих по ОС «Школа 2100»: «Образовательные технологии. Сборник материалов»
С. И. Заир-Бек «Технология РКМЧП: базовые принципы»
Слайд 78Личностно ориентированное обучение
Центр школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Личность ребенка – не только приоритетный субъект, но и цель образовательной системы
Слайд 79Основные принципы личностно ориентированного образования
диалогичность,
деятельностно-творческий характер,
поддержка индивидуального развития ребенка,
предоставление ребенку необходимого
пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения
Слайд 80Какими правилами должен руководствоваться учитель,
работающий в рамках
личностно ориентированного образования?
признание
приоритета личности перед коллективом;
создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других;
Слайд 813) ученический коллектив и педагоги должны
выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;
4) признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;
5) отказ от ранжирования детей на сильных и слабых; просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; минимум отметок – максимум оценок;
6) признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение в дискуссии является одним из многих;
Слайд 827) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму
«мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»
8) понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;
9) понимание учителем того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;
10) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занимать сейчас и занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
Слайд 83Системно-деятельностный подход
ориентирование на развитие личности обучающихся на основе овладения ими
способами деятельности, формирование целостной научной картины мира
специальная организация учебного процесса – организация учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения
определение не только традиционной «ЗУНовской» составляющей (система взглядов, идей, теорий, ключевых понятий базовых наук, лежащих в основе школьных предметов), но и «деятельностной» (представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах (индивидуальной или совместной) ее организации)
Слайд 84
Психологические принципы развивающего обучения
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного,
практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности
Слайд 85Устранение личностных трудностей
Регулирование собственного эмоционального состояния, адекватность педагогической реакции на деятельность
обучающихся
Овладение стилем педагогического общения «дружеское расположение и совместная увлеченность познавательной деятельностью»
Слайд 86
Китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я
запомню.
Сделай меня соучастником,
и я пойму».