Презентация, доклад Проблемы и трудности учителя в процессе внедрения ФГОС

Содержание

Каковы цели современного образования? Что изменилось? Зачем учить?ФГОС НОО: смена образовательной парадигмы, новые цели образования, получениекачественно нового результатаУстоявшееся мнение:Основная задача школы - дать хорошие прочные знания

Слайд 1Проблемы и трудности учителя в процессе внедрения ФГОС

Проблемы и трудности  учителя в процессе внедрения ФГОС

Слайд 2Каковы цели современного образования? Что изменилось? Зачем учить?
ФГОС НОО:
смена

образовательной парадигмы, новые цели образования, получение
качественно нового результата

Устоявшееся мнение:
Основная задача школы - дать хорошие прочные знания

Каковы цели современного образования? Что изменилось? Зачем учить?ФГОС  НОО: смена образовательной парадигмы, новые цели образования, получениекачественно

Слайд 3Результаты образования
Личностно ориентированная парадигма
Системно-деятельностный подход

предметные
метапредметные (УУД)
личностные
формирование «компетнтности к обновлению компетенций»

Результаты образованияЛичностно ориентированная парадигмаСистемно-деятельностный подходпредметныеметапредметные (УУД)личностныеформирование «компетнтности к обновлению компетенций»

Слайд 4САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пособие для учителя
Под редакцией Г. С.

Ковалевой,
О. Б. Логиновой

Москва: «Просвещение»
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПособие для учителяПод редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. ЛогиновойМосква: «Просвещение»

Слайд 5Что изменилось в содержании? Чему учить?
ФГОС НОО:

Обновление содержания образования


Взгляд учителя:

В учебниках те же темы и упражнения

Что изменилось в содержании? Чему учить?ФГОС  НОО: Обновление содержания образования Взгляд учителя:В учебниках те же темы

Слайд 6Содержание образования
Подготовка младшего школьника к продолжению современного образования

Предметные знания, умения и

навыки

Универсальные способы деятельности,
способность вступать в отношения в социальной среде

Работа с текстами разных типов и видов
(курс «Чтение. Работа с текстом»)

Содержание образованияПодготовка младшего школьника к продолжению современного образованияПредметные знания, умения и навыкиУниверсальные способы деятельности, способность вступать в

Слайд 7Освоение новой информации
позитивная мотивация, положительный эмоциональный фон в процессе освоения материала;


систематичность и последовательность, доступность и детализация содержания;
сознательность, самостоятельность, активность;
использование большей наглядности изложения, связь теории с практикой;
осуществление анализа затруднений учителей после каждого изученного модуля и организация их преодоления

Освоение новой информациипозитивная мотивация, положительный эмоциональный фон в процессе освоения материала; систематичность и последовательность, доступность и детализация

Слайд 8Детализация: освоение понятий

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются

приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер

Детализация: освоение понятийУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода

Слайд 9Детализация: освоение понятий

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию


посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Детализация: освоение понятийУНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯобеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию 	посредством сознательного и активного присвоения нового

Слайд 10Детализация: функции УУД


Регуляция учебной деятельности
Создание условий для саморазвития и самореализации личности


Обеспечение успешности обучения

Детализация: функции УУДРегуляция учебной деятельностиСоздание условий для саморазвития и самореализации личности Обеспечение успешности обучения

Слайд 11Детализация: виды УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают

организацию учащимся своей учебной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, логические действия

КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Детализация: виды УУДЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельностиПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ −

Слайд 12САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

От действия к

мысли: Пособие для учителя
Под редакцией А. Г. Асмолова

Москва: «Просвещение»
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕКАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕОт действия к мысли: Пособие для учителяПод редакцией А.

Слайд 13САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ:
ОТ ДЕЙСТВИЯ

К МЫСЛИ

Система заданий: Пособие для учителя
Под редакцией А. Г. Асмолова

Москва: «Просвещение»
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕКАК ПРОЕКТИРОВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ДЕЙСТВИЯ К МЫСЛИСистема заданий: Пособие для учителяПод

Слайд 14Основная образовательная программа ОУ
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО
Программы отдельных

учебных предметов, курсов (Пояснительная записка к курсу, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)
Система оценки достижений планируемых результатов


Основная образовательная программа ОУ Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НООПрограммы отдельных учебных предметов, курсов (Пояснительная записка к

Слайд 15Программа формирования универсальных учебных действий
Цель и задачи программы
Ценностные ориентиры содержания образования
Виды

универсальных учебных действий
Формы организации учебного процесса, направленного на формирование УУД
Типовые задачи формирования УУД
Связь УУД с содержанием учебных предметов
Подпрограммы формирования УУД
(в Приложении)
Программа формирования универсальных учебных действийЦель и задачи программыЦенностные ориентиры содержания образованияВиды универсальных учебных действийФормы организации учебного процесса,

Слайд 16Связь УУД с содержанием учебных предметов
Формирование УУД – целенаправленный, системный процесс

, реализуемый во всех предметных областях и внеурочной деятельности
УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса
учет уровня сформированности УУД (в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету, и в программах ВУД)
результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения

Связь УУД с содержанием учебных предметовФормирование УУД – целенаправленный, системный процесс , реализуемый во всех предметных областях

Слайд 17ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Личностные УУД


Самоопределение (ф-е основ гражданской идентичности, адекватной нравственной самооценки,

ознакомление с миром профессий, их значимости и др.)

Смыслообразование (ф-е ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности)

Нравственно-этическое оценивание (знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка, развитие этических чувств, развитие доброжелательности, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости и др.)

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКАЛичностные УУДСамоопределение (ф-е основ гражданской идентичности, адекватной нравственной самооценки, ознакомление с миром профессий, их значимости

Слайд 18Учебные задания, направленные на развитие личностных УУД
определение и высказывание правил поведения

при общении и сотрудничестве;
умение делать выбор, какой поступок совершить, оценивать жизненные ситуации , отделять поступки от самого человека;
объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие



«вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо-плохо», «красиво» и др.

Учебные задания, направленные на развитие личностных УУДопределение и высказывание правил поведения при общении и сотрудничестве; умение делать

Слайд 19Практическая работа: русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к

каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…




Л



Л



Практическая работа:  русский языкОпределите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.Как автор текста говорит

Слайд 20Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития личностных УУД?
«Литературное чтение»
«Русский

язык»
«Окружающий мир»
«Музыка»
«Изобразительное искусство»

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития личностных УУД?«Литературное чтение»«Русский язык»«Окружающий мир»«Музыка»«Изобразительное искусство»

Слайд 21ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Регулятивные УУД

Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль, включая волевую саморегуляцию
Коррекция


Оценка

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКАРегулятивные УУДЦелеполагание Планирование Прогнозирование Контроль, включая волевую саморегуляцию Коррекция Оценка

Слайд 22Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД
организация своего рабочего места
формулирование цели

(проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после обсуждения;
составление плана решения учебной задачи;
умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
определение степени успешности выполнения своей работы и работы других

«найди (исправь) ошибки», «план», «набросок», «алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др.

Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУДорганизация своего рабочего местаформулирование цели (проблемы) урока (самостоятельной деятельности) после обсуждения;составление

Слайд 23Практическая работа: русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к

каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…



Л


Р
Л

Р

Практическая работа:  русский языкОпределите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.Как автор текста говорит

Слайд 24Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития регулятивных УУД?
«Технология»
«Математика»
«Русский язык»

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития регулятивных УУД?«Технология»«Математика»«Русский язык»

Слайд 25ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Познавательные УУД
Общеучебные (работа с информацией, структурирование знаний, выбор наиболее

эффективных способов решения задач и др.)

Логические, включая постановку и решение проблем (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, создание способов решения проблем творческого и поискового характера и др.)

Моделирование (кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи)

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКАПознавательные УУДОбщеучебные (работа с информацией, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.)Логические,

Слайд 26Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД
предположение, какая информация нужна для

решения учебной задачи;
отбор источников информации;
извлечение информации из текста, таблицы, схемы, иллюстрации и др.
сравнение и группировка фактов и явлений;
умение делать выводы;
составление простого учебно-научного текста;
представление информации в виде текста, таблицы, схемы и др.

«назови», «графически обозначь», «составь текст», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике»

Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУДпредположение, какая информация нужна для решения учебной задачи;отбор источников информации;извлечение информации

Слайд 27Практическая работа: русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к

каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…


П

Л
П

Р

Л
Р


Практическая работа:  русский языкОпределите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.Как автор текста говорит

Слайд 28Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития познавательных УУД?
«Литературное чтение»
«Русский

язык»
«Математика»
«Окружающий мир»
«Технология»

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития познавательных УУД?«Литературное чтение»«Русский язык»«Математика»«Окружающий мир»«Технология»

Слайд 29ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА
Коммуникативные УУД
Учебное сотрудничество
Согласование действий с партнером
Постановка вопросов
Построение речевых высказываний
Умение

слушать и слышать
ТЕОРИЯ + ПРАКТИКАКоммуникативные УУДУчебное сотрудничествоСогласование действий с партнеромПостановка вопросовПостроение речевых высказыванийУмение слушать и слышать

Слайд 30Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУД
оформление своих мыслей в устной

и письменной речи;
высказывание своей точки зрения приводя аргументы;
принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
продуктивное чтение вслух и про себя текстов, постановка вопросов к тексту и поиск ответов;
умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать;
уважительное отношение к позиции другого


«объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.

Учебные задания, направленные на развитие коммуникативных УУДоформление своих мыслей в устной и письменной речи;высказывание своей точки зрения

Слайд 31Практическая работа: русский язык
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к

каждой части.
Как автор текста говорит о Родине?
Используя толковый словарь, объясните значение слов.
Проверьте написание гласных букв в корне.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…

П
К
Л
П

Р
Л

Р
К

Практическая работа:  русский языкОпределите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.Как автор текста говорит

Слайд 32Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития коммуникативных УУД?
«Русский язык»
«Литературное

чтение»
«Музыка»
«Изобразительное искусство»
«Физическая культура»

Содержание каких предметов предоставляет больше возможностей для развития коммуникативных УУД?«Русский язык»«Литературное чтение»«Музыка»«Изобразительное искусство» «Физическая культура»

Слайд 33Вывод:
Развитие всех видов УУД возможно
на любом предметном содержании (направлении

внеурочной деятельности),
но…
«удельный вес» каждого учебного предмета (направления внеурочной деятельности)в этом процессе различен
Вывод: Развитие всех видов УУД возможно на любом предметном содержании (направлении внеурочной деятельности), но…«удельный вес» каждого учебного

Слайд 34Русский язык
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные

Русский языкЛичностные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУДРегулятивные

Слайд 35Литературное чтение
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные

Литературное чтениеЛичностные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУДРегулятивные

Слайд 36Математика
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные
Личностные УУД

МатематикаПознавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивныеЛичностные УУД

Слайд 37Окружающий мир
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные

Окружающий мирПознавательные УУДЛичностные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные

Слайд 38Технология
Регулятивные
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД

ТехнологияРегулятивныеПознавательные УУДЛичностные УУДКоммуникативные УУД

Слайд 39Искусство
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные

ИскусствоЛичностные УУДКоммуникативные УУДПознавательные УУДРегулятивные

Слайд 40Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Слайд 41Оценивание личностных универсальных действий
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой,

Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Методика «Кто я?» (модификация методики М. Куна)
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Опросник мотивации
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
Задание на оценку усвоения нормы взаимопонимания
Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
Моральная дилемма
Анкета «Оцени поступок» и др.
Оценивание  личностных универсальных действийМетодика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л.

Слайд 42Оценивание регулятивных универсальных действий
Выкладывание узора из кубиков
(П. Я. Гальперин)

Проба на

внимание
(П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая)
Оценивание  регулятивных универсальных действийВыкладывание узора из кубиков 	(П. Я. Гальперин)Проба на внимание 	(П. Я. Гальперин, С.

Слайд 43Оценивание познавательных универсальных действий
Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже,

А. Шеминьска)
Проба на определение количества слов в предложении (С. Н. Карпова)
Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А. Ю. Панасюка)
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А. Р. Лурия, Л.С.Цветковой)
Методика «Нахождение схем к задачам»
(по А. Н. Рябинкиной)
Оценивание  познавательных универсальных действийПостроение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)Проба на определение количества

Слайд 44Оценивание коммуникативных универсальных действий
Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

Методика «Кто прав?»

(Г. А. Цукерман и др.)

Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман )

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Оценивание  коммуникативных универсальных действийЗадание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)Методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.)Задание

Слайд 45Система оценивания
Функции оценки:

Обратная связь
Подкрепление (поощрение)
Учебная мотивация школьника

Система оцениванияФункции оценки:Обратная связьПодкрепление (поощрение)Учебная мотивация школьника

Слайд 46Система оценивания
позволяет:
осуществлять обратную связь ученику и учителю
использовать ее как форму поощрения,

но не наказания
отмечать продвижения учащихся, отражая индивидуальные достижения
ориентировать ученика на успех
содействовать становлению и развитию самооценки




Система оцениванияпозволяет:осуществлять обратную связь ученику и учителюиспользовать ее как форму поощрения, но не наказанияотмечать продвижения учащихся, отражая

Слайд 47КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно

новой личностно-ориентированной развивающей модели школы… Цели:
развитие личности школьника, его творческих способностей;…
освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих …деятельности;…
Важнейший приоритет - формирование УУД

ТРАДИЦИИ:
Основа КИМов – тесты типа:
«В каком году была Куликовская битва:
А) 1242. Б) 1380.
В) 1480.»
= контролируется (в основном) репродукция отдельных знаний

КАК ПРОВЕРИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ?ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы… Цели:развитие

Слайд 48КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?
ТРАДИЦИЯ:
Пятибалльная система
Деление учеников на «отличников», «двоечников»…
Проверка труда учителя

по «накопляемости» отметок

ТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:
Реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4)
«Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»
«Сегодня поставлю два, завтра вообще замолчит», «Старался больше, а все равно вышло «ва».

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ?ТРАДИЦИЯ:Пятибалльная системаДеление учеников на «отличников», «двоечников»… Проверка труда учителя по «накопляемости» отметокТИПИЧНЫЕ ФРАЗЫ:Реально баллов у

Слайд 49ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
ТРЕБОВАНИЯ ГОС.СТАНДАРТА
по каждому предмету:
Знать/понимать:…
(краткий перечень)
Уметь:…
(много

формулировок конкретных действий)
Использовать в деятельности:…
(много формулировок конкретных действий)

ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ:
В официальном журнале мы видим отметку за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», но задание могло быть и по пройденной.
«За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»
«Что именно ему надо доработать?»

ГДЕ И КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?ТРЕБОВАНИЯ ГОС.СТАНДАРТА по каждому предмету:Знать/понимать:…(краткий перечень)Уметь:…(много формулировок конкретных действий)Использовать в деятельности:…(много формулировок

Слайд 50КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?
ТРАДИЦИИ:
Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»;
Учитель

указывает на ошибки и на необходимость их исправления

ГОС. СТАНДАРТ, УУД:
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это сделал?»);
Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;
Предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?ТРАДИЦИИ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость

Слайд 51КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ?
ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОС.СТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
«охрана

и укрепление физического и психического здоровья детей»

ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«К доске сейчас пойдет…»
«Дома «влетит» за «пару»!
«Не ставьте мне двойку, я исправлю!!!...»

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ?ИЗ ЦЕЛЕЙ ГОС.СТАНДАРТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: «охрана и укрепление физического и психического здоровья

Слайд 52ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами
2.

Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными 	материалами2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет

Слайд 53Система оценивания
Технология уровневой дифференциации
Основные принципы:
открытость системы требований,
предъявление образцов деятельности,
«ножницы» между базовым

и повышенными уровнями требований,
посильность базового уровня,
добровольность в освоении повышенных уровней требований,
работа с группами «подвижного» состава,
накопительная система оценивания
Система оцениванияТехнология уровневой дифференциацииОсновные принципы:открытость системы требований,предъявление образцов деятельности,«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,посильность базового уровня,

Слайд 54Технология «Лестница достижений»
К относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку,

теме, курсу) составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения







Ученик выбирает тот уровень, который ему под силу!









Задания
базового уровня

Задания
повышенного уровня

Задания максимального уровня


Технология  «Лестница достижений»  К относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, курсу) составляется лестница заданий

Слайд 55Система оценивания
Проверочные работы:
две части: обязательная и дополнительная
оценка обеих частей проводится раздельно
фиксируется

дифференцированная оценка
Промежуточный контроль:
право до-сдать, пере-сдать
щадящий режим контроля и оценивания
развитие и уточнение самооценки
Интегрированная оценка:
«портфель достижений»
защита проекта
Система оцениванияПроверочные работы:две части: обязательная и дополнительнаяоценка обеих частей проводится раздельнофиксируется дифференцированная оценкаПромежуточный контроль:право до-сдать, пере-сдать щадящий

Слайд 56АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании

(задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно

Слайд 57САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под ред. Г.

С. Ковалевой, О. Б. Логиновой
Г. А. Цукерман «Оценка без отметки»
Е. Н. Поливанова Л.В. Берцфаи и др. «Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста» под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕОценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. ЛогиновойГ. А.

Слайд 58РЕЗЮМЕ
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки –

чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки требует дополнительных усилий, но вскоре дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
РЕЗЮМЕОценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы

Слайд 59Как учить современных школьников?
ФГОС НОО:

Необходимость качественного изменения процессуальной стороны

обучения младших школьников

Учитель:

Уровень профессиональной компетентности, отражающей теоретическую и практическую готовность к использованию нововведений

Как учить  современных школьников?ФГОС  НОО: Необходимость качественного изменения процессуальной стороны обучения младших школьников Учитель:Уровень профессиональной

Слайд 60«Научить другого человека чему-либо практически невозможно, если он не хочет научиться»

К. Роджерс


Правильно учиться – значит учиться…
легко, быстро и весело
Гордон Драйден, Джаннетт Вос

«Научить другого человека чему-либо практически невозможно, если он не хочет научиться»  						К. Роджерс		 Правильно учиться –

Слайд 61Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в

школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).

Как учить?	До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат…	сидеть и молчать.	Кто на

Слайд 62Условия, обеспечивающие развитие УУД
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию

образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
УУД могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами современных технологий деятельностного характера, активных методов обучения

Условия, обеспечивающие развитие УУДформирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;формирование УУД происходит в контексте

Слайд 63Функции современного учителя
Овладение основами деятельности:

инновационной
проектировочной
коммуникативной
рефлексивной
управленческой

Функции современного учителяОвладение основами деятельности:инновационной проектировочной коммуникативной рефлексивной управленческой

Слайд 64Выбор образовательных технологий
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
технологии, основанные на создании

учебных ситуаций
технологии, основанные на реализации проектной деятельности
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ИКТ


Выбор  образовательных технологийтехнологии, основанные на уровневой дифференциации обучениятехнологии, основанные на создании учебных ситуацийтехнологии, основанные на реализации

Слайд 65Образовательная технология

детальное описание системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых

обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника
Образовательная технология детальное описание системы способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения

Слайд 66Технологии, основанные на создании учебных ситуаций

Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит

его деятельность



Образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Базовые образовательные технологии

Технологии, основанные на создании учебных ситуацийМежду обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность Образовательная задачасостоит в организации

Слайд 67Варианты ситуаций
Ситуация-иллюстрация – наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного

теоретического материала и способа деятельности, который ученику необходимо «примерить» к себе
Ситуация –проблема – содержит конфликт (жизненный, научный, социальный и др.), разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или новой информации
Ситуация-оценивание – требует собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции
Ситуация выбора – различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументированное решение о выборе одного из них
Предметная учебная деятельность – выполнение продуктивных заданий учителя на уроке


Варианты ситуацийСитуация-иллюстрация – наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, который

Слайд 68Примеры учебной деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и буквами,

словами, грамматическими структурами, текстами)
Работа с учебными моделями (слова, устные
высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
Примеры учебной деятельности: Русский языкИгры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с

Слайд 69Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и

формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
Работа с учебными моделями (числа, их свойства, отношения, операции и др.)
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
Конструирование и создание (моделей, математи-ческих выражений, схем и т.д.)
Ежедневный счет, вычисления, постановка,
решение и генерация математических задач

Примеры учебной деятельности: Математика

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных

Слайд 70ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:
замысел-
-реализация-
-продукт
Этапы:

I. Разработка проектного
задания (цели, задачи)
II. Разработка

плана работы
III. Реализация проекта
IV. Завершение проекта
V. Презентация

Базовые образовательные технологии

ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬТриада:замысел--реализация--продуктЭтапы:I.  Разработка проектного    задания (цели, задачи)II. Разработка плана работыIII. Реализация проектаIV. Завершение проектаV.

Слайд 71Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
Самостоятельная деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий

Основные требования к использованию метода проектовНаличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

Слайд 72Проблемно-диалогическое обучение

Данная технология предполагает:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для

ее решения,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения собственным способом

Один из самых
эффективных
способов введения
нового знания

Базовые образовательные технологии

Проблемно-диалогическое обучение					Данная технология предполагает:создание проблемной ситуации,формулирование учебной проблемы,актуализация имеющихся знаний для ее решения,поиск решения проблемы, открытие нового

Слайд 73Технология
продуктивного чтения

Максимально эффективно учит самостоятельному чтению


Создает условия для развития важнейших

коммуникативных умений

Базовые образовательные технологии

Технология продуктивного чтенияМаксимально эффективно учит самостоятельному чтениюСоздает условия для развития важнейших коммуникативных умений Базовые образовательные технологии

Слайд 74Технология развития
критического мышления

Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное,

структурировать и передавать информацию



Стадия вызова
Стадия реализации смысла
Стадия рефлексии

Базовые образовательные технологии

Технология развития критического мышленияЦель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информациюСтадия вызоваСтадия реализации

Слайд 75Технология оценивания образовательных достижений

комфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию

к обучению



Создает условия для развития оценочных умений, адекватной самооценки обучающихся

Базовые образовательные технологии

Технология оценивания образовательных достиженийкомфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию к обучениюСоздает условия для развития оценочных

Слайд 76 Игровые технологии
осваиваются правила поведения и роли в группе;
рассматриваются возможности самих групп;
приобретаются

навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Игровые технологии осваиваются правила поведения и роли в группе;рассматриваются возможности самих групп;приобретаются навыки совместной коллективной деятельности,

Слайд 77САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
«Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей» Под общей

ред. В. С. Кукушина
Для работающих по ОС «Школа 2100»: «Образовательные технологии. Сборник материалов»
С. И. Заир-Бек «Технология РКМЧП: базовые принципы»
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ«Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей» Под общей ред. В. С. КукушинаДля работающих по

Слайд 78Личностно ориентированное обучение 
Центр школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Личность ребенка – не только приоритетный субъект, но и цель образовательной системы
Личностно ориентированное обучение Центр школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

Слайд 79Основные принципы личностно ориентированного образования
диалогичность,
деятельностно-творческий характер,
поддержка индивидуального развития ребенка,
предоставление ребенку необходимого

пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения

Основные принципы личностно ориентированного образованиядиалогичность,деятельностно-творческий характер,поддержка индивидуального развития ребенка,предоставление ребенку необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений,

Слайд 80Какими правилами должен руководствоваться учитель, работающий в рамках личностно ориентированного образования?
признание

приоритета личности перед коллективом;
создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность других;

Какими правилами должен руководствоваться учитель,  работающий в рамках  личностно ориентированного образования?признание приоритета личности перед коллективом;создание

Слайд 813) ученический коллектив и педагоги должны

выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;
4) признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;
5) отказ от ранжирования детей на сильных и слабых; просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; минимум отметок – максимум оценок;
6) признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение в дискуссии является одним из многих;
3) ученический коллектив и педагоги должны         выступать гарантами возможности

Слайд 827) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму

«мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»
8) понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;
9) понимание учителем того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;
10) понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занимать сейчас и занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
7) переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму   «мы с тобой вместе учимся» и

Слайд 83Системно-деятельностный подход
ориентирование на развитие личности обучающихся на основе овладения ими

способами деятельности, формирование целостной научной картины мира
специальная организация учебного процесса – организация учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения
определение не только традиционной «ЗУНовской» составляющей (система взглядов, идей, теорий, ключевых понятий базовых наук, лежащих в основе школьных предметов), но и «деятельностной» (представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах (индивидуальной или совместной) ее организации)

Системно-деятельностный подход ориентирование на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, формирование целостной научной картины

Слайд 84 Психологические принципы развивающего обучения
проблемность обучения;
оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного,

практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
индивидуализация и дифференциация обучения;
специальное формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности
Психологические принципы развивающего обучения проблемность обучения;оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);индивидуализация

Слайд 85Устранение личностных трудностей

Регулирование собственного эмоционального состояния, адекватность педагогической реакции на деятельность

обучающихся

Овладение стилем педагогического общения «дружеское расположение и совместная увлеченность познавательной деятельностью»

Устранение личностных трудностейРегулирование собственного эмоционального состояния, адекватность педагогической реакции на деятельность обучающихсяОвладение стилем педагогического общения «дружеское расположение

Слайд 86 Китайская пословица:
«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и, может быть,
я

запомню.

Сделай меня соучастником,
и я пойму».

Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и, может быть, я запомню.Сделай меня соучастником, и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть