Слайд 1Быт и традиции
Терских казаков
Слайд 2«Знание
родного края –
наша сила
и величие
нашей Родины»
Ф.А. Щербина
Слайд 3
При закладке фундамента будущего дома на Тереке бытовало большое количество строительных
обрядов. На закладку фундамента звали священника, входили в новый дом перед восходом Солнца, при этом священник нес иконы, хозяин вез лапоть с домовым, хозяйка держала хлеб и соль. Под каждый угол дома закапывали монеты.
Слайд 4Казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались прямыми и
широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, ас 1842 г. - станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой. В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными ( турлучными) или саманными, крыши - четырехскатные под камышом или соломой.
Слайд 7Характерной особенностью для внутреннего убранства казачьей хаты являлся «красный» угол, в
котором находилась икона Казанской божьей матери, обрамленная рушником, лампадка, подсвечники.
В комнате стоит стол , покрытый кружевной скатертью , связанной крючком. На нем самовар, патефон. На стенах развешены семейные фотографии в рамках. Возле окна на стене висит зеркало в деревянной раме. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу установлена деревянная прялка с веретеном, а рядом люлька для ребенка.
Слайд 8Казачья одежда различалась типами костюмов казаков
сложившимися у запорожцев и в Донском
войске.
Сначала казаки носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета.
В 1810г. была утверждена единая форма казаков – шаровары
и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду
черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма
терцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха ,сапоги или ноговицы.
Слайд 9Элементами одежды терской казачки были: приталенная блуза вышитая орнаментом; юбка, широкая
книзу ; нижняя юбка – «спидныця»; «шлычка»-головной убор замужних женщин, на ноги обували черевики
Слайд 10
Семьи казаков были большими – 3-4поколения из 20 – 30 человек.
Главой семьи был старший мужчина, он распределял работу и доход.
В воскресенье семья обязательно ходила в церковь.
Слайд 11О Б Ы Ч А И , Т Р А Д
И Ц И И , Н Р А В Ы К А З А К О В
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
.
Слайд 12
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции,
обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
Слайд 13Отношение к старшим.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать
(вступать без его разрешения) и тем более непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее ибо женщина будущее твоего народа.
Слайд 14Издревле у казаков бытовал культ коня
. Л о ш а д
ь.
Люби и береги свою лошадь; хорошенько ее чисть,
будь съ нею ласковъ, не наказывай безъ толку;
а когда нужно, будь настойчивъ и требователенъ къ ней; подчини ее себе и заставь слушаться тебя; ты долженъ знать ея название, годъ ремонта, ея нравъ, привычки и пороки. Следи, чтобы она выедала весь кормъ, положенный ей, чтобъ онъ даромъ не пропадалъ; помни, что на некормленой лошади далеко не уедешь. Конь - твой верный боевой товарищъ. Съ нимъ ты все и всюду, а безъ него ничто, поэтому сохраняй его силы, когда пршдется работать; не утруждай безъ меры, чтобы, когда нужно, онъ могъ тебе помочь своей силой и выносливостью.
Слайд 15Поговорки
Казак без коня как свеча без огня.
Конь у казака, что родной
брат.
Конь да поля -радость моя.
Слайд 16Поговорки
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Конь знает, что творит, скачет
аж в гриве свистит
Слайд 17Не принято было у казаков иметь боевого (строевого) коня-кобылицу.
Перед отъездом
казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём жена.
Слайд 18Воспитание детей
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки
работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. В семь лет мальчика стригли ритуально во второй раз и он переходил на мужскую сторону теперь воспитанием занимались мужчины. Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось учение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!». В десять лет казачонок полностью понимал меру ответственности и был опорой дома и семьи. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство».
Слайд 19Свадьба
Среди многих казачьих обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный.
Женился казак рано в 18-19 лет. О качествах невесты судили, по ее родителям Важно, чтобы она была из порядочной, хозяйственной семьи и приучена к рачительному ведению хозяйства.
Слайд 20Парни сами
Парни сами присматривали себе невест, встречаясь с девушками в хороводах,
состоящих из 10 - 12 девушек, живущих поблизости - на одной улице или конце станицы. Устраивали хороводы, как правило, по воскресеньям и другим праздничным дням. Здесь молодежь пела, танцевала, принимала участие в коллективных играх, зимой устраивали вечерки в доме какой-нибудь молодой вдовы. Казак старался подыскать себе невесту – ровню по материальному положению.
Слайд 21
Свадьбы у терских казаков как у земледельческих народов, устраивали по большей
части осенью и зимой. Эти времена года были особенно традиционны для свадеб у земледельцев, согласованными с сельскохозяйственным календарем, удобны и по чисто экономическим причинам: после напряженных сельскохозяйственных работ и уборки урожая в семьях были и средства и досуг, чтобы справить свадьбу.
Слайд 22 Казачьи загадки
Подходила, грохотала. Стрелы
на землю метала. Нам казалось шла с бедой. Оказалась шла с водой. Подошла и пролилась. Пашня вдоволь напилась.
Слайд 23
С неба – звездой. На ладошку водой.
Конь стальной, хвост льняной.
Тело белое,
душа льняная, маковка золотая.
Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясоны.
Слайд 24
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.
Чёрненькая собачка свернувшись лежит,
Не лает не кусает, А в дом не пускает.
Слайд 25
. Милые девушки и женщины!
Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб
спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку.
Концами над водой висит,
Середкой на плече лежит.
2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме.
Чем больше свинка бегает,
Тем больше толстеет.
Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет душу!
Слайд 26Шутка
«- Иван, что это тебе лицо так разнесло?
- Да вчера был
на рыбалке – оса на губу села…
- И ужалила?
- Слава Богу, не успела! Брат её веслом убил.»
Слайд 27
Вам нужно накрыть стол. Выберите из этих предметов те предметы, которые
не могли стоять в доме казака.
Самовар, чугунок, вилки, солонка, ложки деревянные, стеклянная ваза, глиняный горшок, бумажные салфетки.