Презентация, доклад Ыбырай Алтынсарин по истории Казахстана для 7 класса

Содержание

План:1. Биография.2. «Давайте, дети, учиться!»3. Педагогические труды Ыбырая Алтынсарина.

Слайд 1Ыбырай
Алтынсарин
(1841-1889)

ЫбырайАлтынсарин(1841-1889)

Слайд 2План:
1. Биография.
2. «Давайте, дети, учиться!»
3. Педагогические труды
Ыбырая Алтынсарина.


План:1. Биография.2. «Давайте, дети, учиться!»3. Педагогические труды   Ыбырая Алтынсарина.

Слайд 3Цель:
познакомиться с биографией и педагогической деятельностью Ы.Алтынсарина
учиться давать оценку деятельности выдающихся

людей

Цель:познакомиться с биографией и педагогической деятельностью Ы.Алтынсаринаучиться давать оценку деятельности выдающихся людей

Слайд 41. Биография
Слава о нем разносилась далеко по казахским степям. Народная память

до сих пор хранит удивительные рассказы о школьном инспекторе Ибрае, жившем на правом берегу Тобола.
Просветитель,
педагог,
основатель первой русско-казахской светской школы в Казахстане,
создатель алфавита на основе русской графики
Ибрай Алтынсарин, родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области.

В славной плеяде наших выдающихся земляков особое место принадлежит писателю-педагогу - Ибраю Алтынсарину, которого еще при жизни называли «казахским Ломоносовым».

1. Биография		Слава о нем разносилась далеко по казахским степям. Народная память до сих пор хранит удивительные рассказы

Слайд 5 Мать Айман из рода аргын, дочь бия Шегена.
Отец Алтынсары Балгожин

происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз) умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет.
Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия Балгожи Жанбурчина.

Мать Айман из рода аргын, дочь бия Шегена. 		Отец Алтынсары Балгожин происходил из семьи рода «кипчак» (средний

Слайд 6 Узнав об открытии в г. Оренбурге при пограничной комиссии специальной школы

для обучения казахских детей (целью которой была подготовка писарей и переводчиков), Жанбурчин ходатайствует с просьбой принять в школу его девятилетнего внука Ибрая, и 1 августа 1850 года он в числе одиннадцати других казахских мальчиков был признан доктором Майделем годным к обучению.

Узнав об открытии в г. Оренбурге при пограничной комиссии специальной школы для обучения казахских детей (целью которой

Слайд 7 В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский

язык, мусульманское вероучение и составление деловых бумаг на русском языке. Ученики должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в Казахстане.
Алтынсарин самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фердоуси, Низами, Навои и др.
В школе Ибрай учился очень хорошо, учителя отмечали его любознательность и прилежание. По окончании семилетнего образования с отличием получает похвальный лист за успехи в учебе.
В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское вероучение и составление деловых

Слайд 8 «Оренбургская казахская школа,- пишет профессор А. Ф. Эфиров,- воспитала у своих

питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина».
Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И.Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре.
Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии.
«Оренбургская казахская школа,- пишет профессор А. Ф. Эфиров,- воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к

Слайд 91. «Давайте, дети, учиться!»
После окончания школы с золотой медалью Алтынсарин около

3-х лет (1857-1860гг.) работал писарем у своего деда, а затем Оренбургское правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка.
8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. Так начал свою педагогическую деятельность И. Алтынсарин.
1. «Давайте, дети, учиться!»		После окончания школы с золотой медалью Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.) работал писарем у

Слайд 10 Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования в Казахстане,

при его поддержке открылась такая школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылась в Тургае в 1891 . в Кустанае – в 1893г. в Актобе - в 1896 г. В целом, Алтынсарину удалось открыть
4 двуклассных центральных «русско – киргизских» училища,
1 ремесленное училище,
1 женское училище,
5 волостных училищ,
2 училища для русских детей.
В числе учебных заведений, основанных великим просветителем, была и первая двухклассная русско – казахская школа г. Костаная, которая открылась в 1884 году.
Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования в Казахстане, при его поддержке открылась такая школа

Слайд 11 В качестве учебно - вспомогательных пособий Алтынсарин рекомендовал учителям русско –

казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского, «Азбука и книга для чтения в школе и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный курс грамматики. Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского.

Педагогические труды И. Алтынсарина

Он приступает к составлению учебных пособий для учащихся русско – казахских школ еще до своего назначения на должность инспектора. На разработку алфавита на основе русской графики И. Алтынсарин потратил около трех лет, считая необходимым полностью сохранить состав русского алфавита для создания книг на казахском языке.

В качестве учебно - вспомогательных пособий Алтынсарин рекомендовал учителям русско – казахских школ труды и учебники русских

Слайд 12 Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не

только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться.
Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека. Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.

В своем поэтическом творчестве И. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания.

Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать

Слайд 13 Создавая произведения, Ибрай заимствовал лишь сюжетные основы для них, но в

то же время придавал им свою идейную направленность. Так, сказка «Золотой чуб» навеяна сюжетами русских народных сказок. А такие сказки, как «Счастливый человек», «Три вора», «Мудрый судья» схожи со сказками европейских и восточных народов.

Ибрай Алтынсарин был одним из родоначальников художественной казахской прозы.
Его рассказы и сказки - первые произведения в казахской литературе, написанные в этом жанре.
Он стремился дать казахским детям для чтения, в своем пересказе, образцы фольклора разных народов мира, но отбирал их согласно своим воспитательным целям.

Создавая произведения, Ибрай заимствовал лишь сюжетные основы для них, но в то же время придавал им свою

Слайд 14 В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. В известном рассказе

"Кыпшак Сейткул" одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства.
Ибрай Алтынсарын в произведениях "Талантын пайдасы" ("Польза от стремления"), "Байлык неде?" (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущем казахского народа.
Затрагивая жизнь аула в ряде рассказов, он как ученый-педагог вносил свои предложения по улучшению жизни населения.
В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. В известном рассказе

Слайд 15 И. Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и

занятия этнографией.

В марте 1868 г. Алтынсарин выступал на заседании Оренбургского отдела РГО с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства».

И. Алтынсарин известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа.

И. Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятия этнографией. 				В марте 1868 г.

Слайд 16 И.Алтынсарин умер в 1889 г., всего лишь 48-ми лет отроду.
Но сделанное

им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя.
После себя этот человек оставил труды: «Казахская хрестоматия» (1879 год, учебник) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879 год).

В центре г. Костаная расположен мемориальный музей Ибрая Алтынсарина.
Именем Ибрая Алтынсарина названа одна из центральных улиц, его имя носит казахская школа-интернат, около которой установлен бюст известному просветителю.

И.Алтынсарин умер в 1889 г., всего лишь 48-ми лет отроду.		Но сделанное им за эти короткие годы навсегда

Слайд 17 Нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин» в

память казахского педагога-просветителя, писателя, фольклориста, утверждён в целях поощрения и морального стимулирования работников в сфере образования и науки.

В 2007 г. учитель казахского языка Майской СШ Букебаева Айманкуль Жумашевна награждена таким знаком за заслуги в обучении и пропаганде казахского языка. Её ученицы Павлова Ольга и Кузнецова Светлана, наши выпускницы, занимали призовые места на республиканских олимпиадах по казахскому языку.

Нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин» в память казахского педагога-просветителя, писателя, фольклориста,

Слайд 18великий педагог
учёный
этнограф
переводчик
фольклорист
поэт
писатель
родоначальник
детской
казахской
литературы
педагог,
открывший
первые казахские
школы

автор
первого
казахского


учебника

великий педагогучёныйэтнографпереводчикфольклористпоэтписательродоначальник детской казахской литературыпедагог, открывший первые казахские школыавтор первого казахского учебника

Слайд 19Где и когда родился Ыбырай Алтынсарин?
Где он учился?
Чем прославился?
Что было сделано

Ы. Алтынсариным для просвещения казахского народа?
Как называется первый учебник, изданный
Ы. Алтынсариным?
Где и когда родился Ыбырай Алтынсарин?Где он учился?Чем прославился?Что было сделано Ы. Алтынсариным для просвещения казахского народа?Как

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть