Слайд 1Проектирование современного урока на основе системно- деятельностного подхода
Слайд 2ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
В основе ГС лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.
Чтобы решать эти задачи, педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Слайд 3задачи:
изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ГС;
изучить типологию уроков
при деятельностном подходе к обучению;
Слайд 4Система включает различные компоненты:
Их нельзя рассматривать порознь, они образуют
систему.
Слайд 5Психологическая основа концепции системно - деятельностного подхода
Любые объекты могут быть
представлены как системы. Вне систем они существовать не могут;
Развитие системы подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований;
Слайд 6Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода
Применение учащимися системных исследований возможно только
на основе их собственной учебной деятельности;
Слайд 7Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта.
На уроке возникает
субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности;
Ученик действует по принципу «я учусь».
Слайд 8системная организация учебной деятельности школьников
Учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего
мне необходимо изучить этот объект»;
Целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов;
Планирование («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
Решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
Слайд 9ПРИНЦИПЫ ДОЛЖНЫ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬСЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ В ПРАВИЛА ПОЗНАНИЯ
«изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»;
«раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;
«соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).
Слайд 10Системно - деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
Слайд 11 ориентацию на результаты образования;
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
Системно - деятельностный подход предполагает:
Слайд 12Системно - деятельностный подход предполагает:
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся,
роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Слайд 13Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Построение урока на
следующих дидактических принципах
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 14Система дидактических принципов:
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 15Система дидактических принципов:
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 16Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий
вид:
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Слайд 19
Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода:
1.Мотивирование к учебной
деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке