Слайд 1Конкурсное задание. Методический семинар.
Тема: «Мотивация как средство активизации познавательной деятельности учащихся
на уроках и во внеурочное время».
Автор: учитель
Чигринова Анна Леонидовна
МАОУ СОШ № 6
ст.Новоалексеевская
Курганинский район
Краснодарский край
Слайд 2«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
Слайд 3 В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели:
на основе
личной мотивации к обучению, познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность.
Этой цели соответствует тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность».
Слайд 4Тезис 1.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к
учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала.
Организация учебной деятельности.
Коллективные формы учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности.
Стиль педагогической деятельности учителя.
Слайд 5Мотив – побуждение к достижению цели. Мотив – это то, что побуждает человека к
действию. Не зная мотивов, нельзя понять; почему человек стремится к одной, а не другой цели? Нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Слайд 6Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: изобразительное искусство
Слайд 7Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: изобразительное искусство
Слайд 8Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: изобразительное искусство
Слайд 9Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: технология (девочки)
Слайд 10Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: технология (девочки)
Слайд 11Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: технология (девочки)
Слайд 12Мониторинг успеваемости учащихся по предмету: технология (девочки)
Слайд 13Для поддержания мотивации, связанной с процессом обучения, важны живая и увлекательная
организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
Слайд 14Тезис 2.
Формируя положительную мотивацию, в качестве своих воздействий я использую следующее:
Личностно-ориентированное обучение
Обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
Проектные технологии
Исследовательские технологии
Портфолио
Активные методы обучения
Технологию «Педагогическая мастерская»
Игровое обучение
Современные информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Но один из главных аспектов деятельности - собственное отношение к учащимся (требовательное, доверительное, дружеское).
Слайд 15Тезис 3.
Большую роль в повышении положительной мотивации обучения играет применение на
уроках ИКТ. Это объясняется тем, что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия ими нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету.
Слайд 16Применение информационных технологий
в творческих мастерских
Слайд 17Тезис 4. Активное использование метода проектов
Метод проектов не противоречит традиционным способам
обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Слайд 18Тезис 5.
Мною используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно
и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Слайд 19«Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.Сухомлинский.
Огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Слайд 20Активные методы обучения
это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и
практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.
Слайд 21Активные методы обучения
проблемные ситуации
творческие и деловые игры
драматизация
дискуссии
дебаты
метод
проектов
методы успеха и т.д.
Слайд 22Человек запоминает:
только 10% того, что он читает,
20% того, что
слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями).
Слайд 23Для ученика активные методы обучения это:
игровая форма разбора и презентации
материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд,
азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими - отсюда развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься.
Слайд 24 Н. Богданов-Бельский «Устный счёт».
Здесь изображён сам учитель математики Рачинский
на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого. В такой школе всё идёт от запросов детей.
Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются. Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки.
Слайд 25Что такое мастерская?
Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно
– творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое.
Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Слайд 26Всякое подлинное знание
– это результат собственного
опыта познания.
Мастерская строится так,
чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему». Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта.
Слайд 27ФУНКЦИИ участника мастерской:
осознание значимости своего «Я» в этом мире;
осознание своего
места среди других Я (социальное) и своего места в мире (биологическое и социальное);
переоценка чего-либо (самооценки своего знания, самооценки своих качеств, нравственных ценностей и ориентиров);
отказ от прежнего (знания, понимания, видения, точки зрения, даже мировоззрения) и принятие нового;
осознание необходимости поиска информации.
Слайд 28Модели организации творческих групп
1 модель
2 модель
Главная установка -
У С П
Е Х
Слайд 29Виды деятельности в мастерской
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах,
коллективе, в целом:
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Слайд 30Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.
Мастер создает атмосферу
открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
Мастер включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы (темы);
Мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знания;
Мастер признаёт право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.
Мастер не торопится отвечать на вопросы;
Необходимую информацию Мастер дает малыми дозами, лишь обнаружив у ребенка потребность в ней;
Мастер исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через ее «социализацию», «афиширование» создает условия для появления самооценки ученика и ее изменения, самокоррекции.
Слайд 31Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.
Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли, чувства, знания, мироощущения:
Что
испытывал вначале?
Каким путём решил идти?
Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе?
С каким чувством заканчивал работу?
Слайд 32Принципы построения занятий
в творческих мастерских
занятость всех учеников
сотрудничество
совместный поиск
сотворчество
самостоятельность
опережающий поиск
Каждый вносит
свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
Слайд 33 В практической деятельности технология творческих мастерских мной применяется на уроках
технологии в 5-х - 8-х классах.
Тема урока «Сервировка стола»
Слайд 46Здоровьесберегающие технологии.Физкультминутка.
Слайд 47Мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие, проявление индивидуальности человека, реализации
его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формирование способов умственных действий, в то же время в педагогической технологии мастерских приоритет отдается развитию творческих способностей.
Мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, гуманистическому, субъект-субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).
Данная технология помогает учащимся поверить в свои силы.
Слайд 48Тезис 7.
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя
не сказать, это доброжелательный настрой занятия. Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда.
Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на занятии может стать:
- создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;
- создание нестандартных ситуаций на уроке;
- демонстрация достижений каждого ученика на каждом уроке;
- умение создавать ситуацию для возможности каждому проявить себя;
- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Слайд 49Актуальность
Актуальность предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных методов
и технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, мотивацию к обучению, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Слайд 50Благодаря новым образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации
в дальнейшей жизни наших учеников. Возвращаясь к словам Уильяма Уорда:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет» - я пожелаю всем учителям вдохновлять своих учеников и быть выдающимися учителями.