Презентация, доклад . Выступление на педсовете на тему Педагогика как наука

Содержание

Цели изучения:сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой.

Слайд 1Педагогика как наука
Подготовила:Крупякова Татьяна
Педагогика как наука
Подготовила: Крупякова Валентина

Алексеевна ,учитель истории и обществознания
МОУ СШ с.Хмелёвка

Выступление на педсовете

Педагогика как наука Подготовила:Крупякова Татьяна Педагогика как наука Подготовила: Крупякова Валентина Алексеевна ,учитель истории и обществознания МОУ

Слайд 2Цели изучения:

сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте

среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой.

Цели изучения:сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться

Слайд 3План:
1.Понятие педагогики
2.Система педагогических наук
3.Предмет и объект педагогики
4.История развития педагогики
5.Функции педагогики
6.Структура

педагогики
7.Выводы
План:1.Понятие педагогики2.Система педагогических наук 3.Предмет и объект педагогики4.История развития педагогики5.Функции педагогики6.Структура педагогики7.Выводы

Слайд 4Педагогика это:
наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного

его усвоения младшим.
наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев)
наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый)
наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев)
теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов)
Педагогика это:наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.наука о сущности, закономерностях,

Слайд 5Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием

и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на  различных этапах возрастного развития
3. специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою  очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.


Система педагогических наукРазвиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот

Слайд 6Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует

сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы

Слайд 7История развития педагогики
 
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к

жизни
растущими потребностями общества в создании специальных учебно-
воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и,
в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда
производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
История развития педагогики Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизнирастущими  потребностями  общества

Слайд 8Воспитание ведёт к обладанию тремя дарами:
«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Демокрит считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Воспитание ведёт к обладанию тремя дарами:«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Демокрит считал, что хотя воспитатель формирует

Слайд 9Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем
постановки наводящих вопросов

– так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путемпостановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной

Слайд 10Платон открыл связи между воспитанием и общественным устройством.


Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни
человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй,весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности.
Платон открыл связи  между воспитанием и  общественным  устройством.  Платон оценивал воспитание как важнейший

Слайд 11Наиболее системно Аристотель изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель

придавал первостепенное значение государственному
воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику.
Наиболее системно Аристотель изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».Аристотель  придавал  первостепенное  значение

Слайд 12Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Чтобы достичь хороших

результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.
Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению
его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал
предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)Чтобы  достичь  хороших  результатов,  считал Квинтилиан, необходимо соединить

Слайд 13Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и
обучения и одновременно

рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
 

Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания иобучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре

Слайд 14(1632 – 1704 г.г.)
 В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании»

и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.


1712 – 1778 г.г.)
 Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание..
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника –уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

(1632 – 1704 г.г.) В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко

Слайд 15Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Песталоцци разработал метод

элементного образования. Суть метода
заключается в том, что необходимо пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека,учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.
 

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)Песталоцци разработал  метод  элементного  образования.  Суть

Слайд 16Белинский определил гуманистические и демократические подходы к
воспитанию и образованию. Развивал

идею народного воспитания.

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную
политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства

Чернышевский определял диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

Белинский определил гуманистические и демократические подходы  квоспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.Герцен с демократических позиций

Слайд 17К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский основатель научной педагогики в России.

Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук».


П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
 Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку.
Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.
 

К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)Ушинский основатель научной педагогики в России.  Стержень  его педагогической концепции

Слайд 18С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)
 Шацкий считал, что главное влияние на

ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.
 

Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)
 Крупская являлась проводником идей коммунистического воспитания
человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.) Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а

Слайд 19 Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)
Макаренко разработал стройную педагогическую систему,

методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.
 

В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)
Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического
воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».

Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика,

Слайд 20Функции педагогики
Теоретическая:
*описательном, *диагностическом
* прогностическом
*проективном;
*преобразовательном

*рефлексивном

Технологическая :

Функции педагогики Теоретическая: *описательном, *диагностическом     * прогностическом*проективном;*преобразовательном     *рефлексивномТехнологическая :

Слайд 21В структуре общей педагогики выделяют прежде всего теорию обучения (дидактику) и

теорию воспитания, исследующие педагогические закономерности в соответствующих сферах образования.

Дидактика исследует обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, безотносительно к преподаванию конкретных учебных предметов. Она рассматривает функции и движущие силы процесса обучения, его логику и структуру, формулирует принципы обучения, предлагает различные способы построения содержания обучения, формы взаимодействия учителя и учащихся, способы подачи и усвоения учебной информации.

Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и способы формирования системы отношений человека — к природе, культуре, ценностям, другим людям, обществу в целом и самому себе. В рамках этой научнопедагогической дисциплины рассматриваются различные аспекты воспитания (социокультурный, индивидуальный, коммуникативный), основные характеристики, движущие силы и логика воспитательного процесса, закономерности и принципы, на которых основывается деятельностьпедагога-воспитателя,а также средства, которые он может использовать в воспитательной работе.

В структуре общей педагогики выделяют прежде всего теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, исследующие педагогические закономерности в

Слайд 22Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Целью таких исследований является поиск общего и специфического в образовательных системах разных стран и народов. Это позволяет с научных позиций объяснить различные образовательные традиции и системы, обогатить национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Теория управления образовательными системами изучает принципы и содержание педагогического управления, исследует проблемы формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения, специфику управления педагогическим коллективом, вопросы повышения квалификации педагогических кадров. В основе развития этой научной дисциплины лежит стремление осмыслить педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему научно обоснованный характер.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. Целью таких исследований является поиск общего

Слайд 23Экономика образования разрабатывает модели экономического обеспечения прогресса образования, когда условия воспитания и

развития детей были и являются наиболее благоприятными. Теоретические разработки, модели экономического обеспечения прогресса образования часто носят международный характер.

Методология педагогики разрабатывает знание о самой педагогике, ее статусе, развитии, категориальном аппарате, о способах получения нового достоверного научного знания.

Экономика образования разрабатывает модели экономического обеспечения прогресса образования, когда условия воспитания и развития детей были и являются наиболее

Слайд 24Выводы
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового

опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, пути сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
 
ВыводыИтак педагогическая  наука – это  сгусток  многовекового  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений.

Слайд 25Интернет –ресурсы :
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Интернет –ресурсы :https://ru.wikipedia.org/wiki/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть