Слайд 1ЗАНЯТИЕ №1
Цели и задачи исследовательской и проектной работы
Выбор темы исследовательской и
проектной работы
Слайд 2Цели и задачи исследовательской и проектной работы
Развитие личности через познание мира,
других людей, самопознание
Развитие исследовательского поведения и исследовательских умений
Развитие самостоятельности в приобретении знаний
Развитие творческой инициативы
Развитие интеллектуальных и творческих способностей
Развитие научного мировоззрения
Развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений, соотнесение их с приложенными усилиями
Слайд 3Этапы проектной работы
Выбор темы
Сбор и отбор материала
Классификация материала
Создание задуманного
продукта (заранее известного, имеющего социальную значимость)
Представление продукта и результата (заранее спланированного)
Слайд 4Этапы УИР
Почти все эти этапы содержит и УИР
Однако она
усложнена творческим, самостоятельным выбором проблемы исследования
Построением предположения (гипотезы)
Выбором исследовательского метода
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее известного объекта, его результаты нельзя запланировать
Слайд 5Важно!
Начните с того, что оцените время, необходимое для ведения и завершения
работы.
Небольшой временной зазор между завершением работы и её представлением никогда не бывает лишним: лучше потратить оставшееся время на отшлифовку работы, чем доделывать её второпях
Необходимо чётко понимать, где и как ваши ученики будут представлять свою работу
Не всегда руководитель знает заранее, насколько успешной будет работа и достигнет ли она уровня, необходимого для конкурсов высокого ранга, но нужно ставить такие цели и просчитывать вперёд некоторые шаги, чтобы быть готовыми к различному развитию событий
Слайд 6С кем вести исследовательскую работу?
С тем, кто заинтересовался той или иной
проблемой в изучении вашего предмета – сам или по вашей подсказке
С тем, кто проявляет инициативу, вкус к исследовательской работе, имеет ( пусть небольшой) опыт ведения исследования в любых предметных областях
Ни в коем случае не имеет смысла вынуждать, заставлять заниматься исследованиями; исследовательская деятельность плодотворна только тогда, когда возникают внутренние мотивы для её ведения
Не бойтесь приобщать к проектной и УИР учеников, которые проявляют желание попробовать себя в исследованиях, но для которых в силу ряда причин это трудно
Слайд 7Выбор темы
Непосредственно связан с задачей её формулирования, оформлений словесно, что часто
вызывает сложности не только у школьников, но и у самих руководителей
Начинающему исследователю нужно помочь «встретиться» со своей темой, и это - задача руководителя.
Слайд 8Что такое грамотно выбранная тема?
Выбирается без принуждения
Интересна исследователю
Расширяет знания учащихся о
мире и о самом себе
Интересна научному руководителю
Доступна исследователю: соответствует его возрасту, знаниям, способностям
Посильна по объёму и длительности
Слайд 9Что такое грамотно выбранная тема?
Можно воспользоваться опытом своеобразного «педагогического консилиума», когда
ориентирование в выборе темы начинается с собеседования. В этой беседе полезно задать такие вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чём вы хотели бы узнать побольше?», «Что в предмете вызывает интерес?» и т.п.
В ходе беседы часто рождаются оригинальные идеи, всегда связанные с увлечениями, личными склонностями и интересами исследователей
Слайд 10Что такое грамотно выбранная тема?
Другой способ помочь школьникам -
предложить список проблем (он должен быть интересен учащимся) для исследовательских работ. Учащиеся выбирают предложенные проблемы, обсуждают их, затем формулируют и уточняют темы в процессе работы.
Однако педагог может взяться и за такую проблему, которая ещё нова для него самого.
Слайд 11Отправная точка исследования
Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы,
что позволяет уточнить старую или открывает новую истину.
Проблема есть противоречие, которое необходимо разрешить.
Проблема в изучении вашего предмета, которая уточнена и конкретизирована вами и вашими учениками превращается в тему исследовательской работы
Слайд 12Как грамотно сформулировать тему?
Тема должна:
Содержать проблему
Адекватно отражать содержание работы, не быть
«шире» или «уже» его
Соответствовать научному стилю речи
Соответствовать поставленным целям и задачам
Пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату
Слайд 13Проблема
Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический
или практический вопрос, требующий изучения, разрешения .
Отсутствие знаний или потребность в них.
Проблема - это противоречие между тем, что есть, и тем, как оно должно быть
Слайд 14Ошибки при выборе темы
«Описательная» тема провоцирует пересказ общеизвестного, особенно в тех
случаях, когда представляется неновое, общеизвестное явление
Наиболее частая ошибка – слишком «широкая» формулировка темы (корректируя тему, уточняйте, максимально сужайте её)
При формулировке темы держите в голове такие слова, как анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление, классификация и т.п.( они найдут себе место в формулировке цели и задач исследования)
Слайд 15Ошибки при выборе темы
Не следует допускать неопределённости в названиях работ, например:
«Из истории…», «К вопросу…», «К изучению…», «Материалы к…», «Попытка…»
Не нужно без необходимости украшать тему научными терминами: от терминологической насыщенности ни тема, ни работа не становятся более научными. Наукообразие в формулировке производит отталкивающее впечатление на экспертов и, что ещё хуже, делает тему работы непонятной слушателям – школьникам.
Слайд 16Ошибки при выборе темы
Так же как и наукообразные темы, неудачными следует
признать темы, в формулировке которых содержатся поэтические цитаты, метафоры, такие слова, как тайна, сокровище, загадка, вообще любые языковые средства, направленные на создание экспрессии, глубоко чуждой научному стилю речи
Агрессивно выглядят и провоцирующие темы, в заглавие которых вынесены сленговые выражения
Слайд 17И, наконец, последний критерий:
Тема должна соответствовать поставленным целям и задачам
работы
Слайд 18Цель
Цель – существительное!!!(то, что должно быть достигнуто в итоге работы).
Целей
не может быть много – одна или две.
Цель должна быть проверяема, конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение, поиск и т.п.)
должна вытекать из названия работы
Слайд 19Задачи
Задачи исследования понимаются как этапы к достижению поставленной цели. Задачи обычно
даются в тексте перечислением и начинаются с глаголов изучить, описать, установить, сравнить, выявить, рассмотреть, создать, оценить и т.п.
Слайд 20Фрагмент работы «Цветообразование в языке современной моды»
Цель: изучение особенностей словообразования
относительно названий цветов.
Задачи:
собрать информацию о цветах в современной моде, изучая средства массовой информации (журналы «Лиза», «Штучка», « Glamour», «Cosmopolitan» и др.) и телевизионные сводки о моде;
изучить теоретический материал относительно словообразования и синонимии в русском языке;
соотнести теоретический материал с различными названиями цветов, т.е. изучить цветообразование в современной моде
Слайд 21Рецензия
Тема не соответствует целям и содержанию работы (по сравнению с ними
оказывается более узкой).Конкретно к этой теме вполне уместна задача изучить лингвистические работы по словообразованию, а изучение трудов по синонимии явно излишне. «Груз» изученной литературы в работе перевесил самостоятельную исследовательскую часть, поскольку в ней даётся много энциклопедических сведений о цветах и другой информации, не имеющей отношение к теме исследования. Таким образом, тема, цели, задачи и содержание работы точно не соотнесены.
Слайд 22Фрагмент работы «Система годонимов как отражение особенностей менталитета жителей дореволюционного г.
Темникова»
Цель: выявление связи между наименованиями ряда внутригородских объектов дореволюционного Темникова, историей возникновения, развития города и особенностями менталитета его жителей
Задачи:
описать и систематизировать старые наименования городских улиц (годонимов) г. Темникова
на основе полученной годонимической системы составить языковой и исторический портрет старого города
выявить те черты менталитета жителей города, которые определяют его своеобразие
Слайд 23Рецензия
Тема связана с ономастикой. Она касается истории родного города, отражённой в
названиях улиц. Из работы очевидно, что никто ранее не занимался этой проблемой. Формулировка темы содержит исследовательскую проблему; термин «система годонимов» в названии уместен, так же, как и понятие менталитета; все используемые термины и понятия раскрываются в работе. Тема сформулирована конкретно, соответствует цели и задачам исследования. Город Темников небольшой, исторические материалы для исследования посильны и достаточны для объективности выводов