Слайд 1ЛЕКЦИЯ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
(типы детско-родительских отношений)
Слайд 2Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда
обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Слайд 3Влияние семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных
условий развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Родители влияют на поведение ребенка, поощряли осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
Слайд 4
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать
собственные нормы, взгляды, идеи. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Слайд 5Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.
Семья - ведущий
фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым.
Слайд 6
Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать
для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).
Слайд 7Тест «Стратегии семейного воспитания» (методика С. Степанов)
Посчитайте выбранные Вами варианты ответов.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского поведения (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный); если Б – авторитетный (принимающий, демократический); В – либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский); Г – индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Слайд 8Авторитарный стиль воспитания (А): дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны
и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.
Авторитетный стиль (Б): дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Слайд 9Либеральный стиль воспитания (В): дети склонны к непослушанию и агрессивности, на
людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляется неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными и творческими людьми.
Индифферентный стиль воспитания (Г): ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его к себе любыми способами, в точности и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничего не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявлять склонность к девиантному поведению.
Слайд 10Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь,
вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.