Слайд 1«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов,
есть соблазн словами «Все так делают»…»
Л.Н.Толстой
Мир вокруг тебя
Слайд 4Что такое правоведение?
Это общественная наука, которая изучает право как особую систему
социальных норм, каким образом можно применять нормы права, юридические
права и обязанности,
виды юридической
ответственности.
Слайд 5С какими другими социальными нормами более всего связаны нормы права?
С нормами
морали
Слайд 6 Возникает ли ответственность, когда подросток нарушает моральные нормы? Перед кем
он отвечает?
Возникает. Он несет ответственность перед семьей, школой, товарищами. При неоднократных нарушениях возможна, ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних
Слайд 7
Проступокэто нарушение правил поведения, вызывающее поведение
Правонарушение это общественное деяние, причиняющее вред
обществу, запрещенное законом и влекущее наказание
Преступление это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание
Закон
это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке
Слайд 8Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
дисциплинарная
административная
гражданско-правовая
уголовная ответственность
Слайд 9В каком возрасте подросток может быть привлечен к юридической ответственности?
С 14
лет
Слайд 10Какую юридическую ответственность несет подросток в 14 лет?
Уголовную
Преступления, за которые осуждаются
подростки с 14 лет:
- совершение убийства ( ст.105);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111);
- изнасилование (ст.131);
- похищение человека (ст.126);
- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);
-вымогательство (163);
- угон транспорта (ст.166);
- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);
- вандализм (ст.214);
- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);
- приобретение, хранение наркотиков (ст.228);
- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).
За все другие преступления наказывают с 16 лет.
Слайд 11Какая еще ответственность наступает с момента достижения 14-летнего возраста?
Если действия несовершеннолетнего
приводят к порче чьего-либо имущества, то наступает гражданская ответственность.
Причинение вреда здоровью и чести человека также повлечет за собой привлечение к гражданской ответственности.
Слайд 12Гражданско-правовая ответственность
регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю:
возмещение вреда,
уплата ущерба.
Ребята,
можете привести примеры
гражданско-правовых нарушений?
Слайд 13Какие виды ответственности наступают в 16 лет?
Административная, за совершение административных проступков
Уголовная, за все виды преступлений
Слайд 14Административные правонарушения несовершеннолетних:
- употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов
без врачебного назначения;
- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
- мелкое хищение; мелкое хулиганство;
- деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;
- безбилетный проезд;
- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;
- нарушение правил дорожного движения;
- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;
- появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных или наркотических препаратов,
- курение в общественных местах.
Слайд 15Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
штраф, обязательные работы; лишение свободы на
определенный срок; исправительные работы; арест; лишение права заниматься определенной деятельностью.
Судом предусмотрена ещё такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, что сделал для себя правильные выводы из приговора суда и больше не нарушит закон. В течение испытательного срока виновный находится под контролем правоохранительных органов и, если не совершит нового преступления, наказание погашается. Если подросток продолжает совершать преступления, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Закон становится суровым к тем, кто не встал на путь исправления
Слайд 16Какая ответственность наступает с 18 лет?
С этого возраста молодой человек считается
совершеннолетним и следовательно с этого возраста он несет юридическую ответственность за любые противозаконные действия.
Слайд 17Какие вы знаете правоохранительные органы?
полиция,
прокуратура
адвокатура
ФСБ
Слайд 18Что такое хулиганство?
Это грубое нарушение общественного порядка. Совершая хулиганские действия, человек
выражает явное неуважение к обществу.
Слайд 19Как карается законом хулиганство?
Наказывается штрафом, либо обязательными работами или исправительными работами
на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Слайд 20Случалось ли вам наблюдать чьи-то хулиганские действия?
Слайд 21Перейдем к вашим обязанностям учащихся. В каком законодательном документе Российской Федерации
закреплено право на образование?
В Конституции, в Федеральном Законе «Об образовании»
Слайд 22Каких школьные документов содержат права и обязанности учеников?
Устав школы, Правила для
учащихся, локальные акты школы.
Слайд 23Известны ли вам Правила для учащихся?
Слайд 24Может ли ученик работать в свободное от учебы время (на каникулах),
где именно? С какого возраста? Что для этого нужно? Знаете ли вы, куда обратиться?
Да, может. С 16 лет допускается заключение трудового договора. Если подросток получил основное общее образование, допускается с 15-летнего возраста. Если есть согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет. Чтобы получить первый трудовой опыт, подростку, желающему трудиться, достаточно обратиться в районный отдел занятости населения по месту прописки с паспортом.
Слайд 25Давайте разберем ситуации из школьной жизни
1) Когда в школьном коридоре никого
не было, учащийся 8 класса порвал стенгазету, которая принимала участие в конкурсе стенгазет. Можно ли считать, что этот ученик нарушил правила поведения, учитывая то, что в содеянном поступке он не сознался?
Слайд 26
2) Один из учеников школы случайно разбил стекло в своем классе.
И, несмотря на то, что он в этот момент находился в классе один, ученик признался в своем поступке и классному руководителю, и одноклассника, а придя домой – и родителям. Отец ученика достал стекло нужного размера, а технические работники школы помогли вставить стекло.
Как вы считаете, этот поступок можно считать нарушением правил поведения?
Слайд 27Мог ли бы ты стать на защиту человека, который стал жертвой
преступления?
Слайд 28Могут ли несовершеннолетние быть собственниками имущества? Какое имущество может считаться их
собственностью?
Могут. Это личные вещи — одежда, книги и др., то, любое имущество, которое было им подарено или оставлено в наследство.
Слайд 29В каких случаях подросток может распоряжаться собственным ценным имуществом, например домом,
дачей, автомобилем?
Подросток, как и совершеннолетний, может владеть, пользоваться, распоряжаться ценным имуществом. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ он обладает неполной дееспособностью. То есть, чтобы заключить сделку, потребуется согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.
Слайд 30Что вам известно об обязанностях детей и родителей?
Родители обязаны воспитывать детей,
заботиться об их физическом и нравственном развитии, готовить их к труду. Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а если это необходимо — совершеннолетних нетрудоспособных детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о своих родителях. А если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи — совершеннолетние трудоспособные дети также должны их содержать.
Слайд 31Могут ли юридические знания пригодиться человеку? Где и когда?
Слайд 32Что объединяет такие разные сферы: медицину и правоведение?
Обе сферы лечат людей:
медицина лечит тело, а лечение поступков людей, их правосознанием занимается правоведение.
Слайд 33Что делать, если у подростка возникла какая-то проблема?
- Поговорить с родителями
или лицами, их заменяющими.
- Обратиться к одноклассникам.
- Телефон доверия.
- Обратиться к психологу.
Слайд 34Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о
вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой. Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые! Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!
Слайд 35Игра «Проступок, правонарушение, преступление»
Ситуация 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться
в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.
Ситуация 2.Татьяна одна вечером возвращалась после волейбольной секции. К ней подошла группа подростков, её окружили, вырвали из рук сумочку, сорвали с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они её найдут и разберутся с ней.
Ситуация 3. Группа ребят из 9 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили в туалете, затевали драки.
Ситуация 4. Вечером на школьной дискотеке от Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору.
Ситуация 5. В школе прозвенел последний звонок. Ученики 9 класса, решив оставить после себя память для школы, выйдя на улицу краской из баллончика написали на стене школы : «2017 год. 9 класс – мы лучшие.»
Слайд 36Подведем итоги
Что нового для себя вы узнали из беседы?
2. Принесла ли
вам пользу наша беседа?
Слайд 37Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.
Е.
Лец