Слайд 1 Система охлаждения
Разработал: мастер п\о Айтмухамбетов Д.С
Слайд 2Система охлаждения
предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы.
На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:
Слайд 3В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения:
жидкостная (закрытого
типа);
воздушная (открытого типа);
комбинированная.
Слайд 4
В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком
жидкости.
Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха.
Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.
Слайд 5На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения.
Слайд 6
Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший
уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждения.
Слайд 7Конструкция системы охлаждения бензинового и дизельного двигателей подобны.
Система охлаждения двигателя имеет
следующее общее устройство:
радиатор системы охлаждения;
масляный радиатор;
Слайд 8теплообменник отопителя;
расширительный бачок;
центробежный насос;
термостат;
вентилятор;
элементы управления;
«рубашка
охлаждения» двигателя;
патрубки.
Слайд 9Схема системы охлаждения
На примере системы охлаждения двигателя TDI VW Golf-5
Слайд 10расширительный бачок
системы рециркуляции отработавших газов
теплообменник отопителя
датчик температуры охлаждающей
жидкости
центробежный насос
Слайд 11датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора
термостат
масляный радиатор
насос циркуляции охлаждающей
жидкости
радиатор системы охлаждения
Слайд 12Схема системы охлаждения
Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха.
Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.
Наряду с основным радиатором в системе охлаждения могут устанавливаться масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.
Слайд 13Радиатор системы рециркуляции отработавших газов охлаждает отработавшие газы, чем достигается снижение
температуры сгорания топливно-воздушной смеси и образования оксидов азота. Работу радиатора отработавших газов обеспечивает дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, включенный в систему охлаждения.
Теплообменник отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.
Слайд 14Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается
расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.
Слайд 15Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный
насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях (турбонаддув, непосредственный впрыск) для защиты от перегрева устанавливается дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, подключаемый блоком управления двигателем.
Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный
Слайд 16режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой
охлаждения» двигателя.
Слайд 17На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое
регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.
Слайд 18Вентилятор служит повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь
различный привод:
механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);
электрический (управляемый электродвигатель);
гидравлический (гидромуфта).
Слайд 19Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.
Типовыми элементами управления системы охлаждения являются датчик температуры охлаждающей жидкости, электронный блок управления и различные исполнительные устройства.
Слайд 20Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его
в электрический сигнал. Для охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора.
Слайд 21Сигналы от датчика принимает электронный блок управления и преобразует их в
управляющие воздействия на исполнительные устройства. Используется, как правило, блок управления двигателем с установленным соответствующим программным обеспечением.
Слайд 22В работе системы охлаждения могут использоваться следующие исполнительные устройства:
нагреватель термостата;
реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости;
блок управления вентилятором радиатора;
реле охлаждения двигателя после остановки.
Слайд 23Принцип работы системы охлаждения
Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В
современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.
Слайд 24Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос.
Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в "рубашке охлаждения" может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).
Слайд 25В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу.
При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.
Слайд 26По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется
по большому кругу – через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора.
Слайд 27После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе
работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.
Слайд 28Для лучшего охлаждения на автомобилях c непосредственным впрыском топливаДля лучшего охлаждения
на автомобилях c непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомДля лучшего охлаждения на автомобилях c непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом применяется двухконтурная система охлаждения.