Слайд 1Профессиональный модуль 02
Лечебная деятельность
МДК 02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля
Укрупненная тема «Лечение
пациентов неврологического профиля»
Слайд 2С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности студент должен
иметь практический опыт:
-назначения
лечения и определения тактики ведения пациента;
-выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;
-организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;
-оказания медицинских услуг в неврологии
Слайд 3уметь:
-проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
-определять тактику ведения пациента;
-назначать немедикаментозное и медикаментозное
лечение;
-определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
-применять лекарственные средства пациентам различных возрастных групп;
Слайд 4
-определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно- профилактическое
учреждение;
-проводить лечебно - диагностические манипуляции;
-проводить контроль эффективности лечения;
-осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста
Слайд 5знать:
-принципы лечения и ухода в неврологии,
-фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных
препаратов;
-показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
-побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
-особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.
Слайд 6Профессиональные компетенции
ПК 2.1-2.8
ПК 2.1.- определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. -определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. -выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. -проводить контроль эффективности лечения.
Слайд 7
ПК 2.5. -осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. –организовывать специализированный сестринский
уход за пациентом.
ПК 2.7. -организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 2.8 -Оформлять медицинскую документацию.
Слайд 8Общие компетенции
ОК 1-13
ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
ОК2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК3-Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК4-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Слайд 9
ОК5-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК6-работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК8-Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Слайд 10
ОК9-ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК10-бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК11-быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
ОК12-Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК13-Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Слайд 11
Укрупненная тема «Лечение пациентов неврологического профиля»
Лекционные занятия- 8 часов
Практические занятия- 8
часов
Внеаудиторная самостоятельная работастудентов-8 часов
Учебная и производственная практика -24 часа
Слайд 12
Неврология - наука о заболеваниях нервной системы, изучает поражения нервной системы,
которые выражаются нарушением движений, чувствительности, расстройством функций органов чувств, речи, и разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики нервных болезней.
Слайд 13История развития неврологии
Первые сведения о параличах, судорожных припадках, обмороках- книга Аюрведы,
египетские папирусы.
Слайд 14
19 век- описаны структуры головного мозга
Слайд 15
1862г. –Париж, впервые открыто отделение для неврологических больных, в парижском университете
открывается первая кафедра неврологии.
Слайд 16
1835 год- медицинский факультет Московского университета, самостоятельный курс нервных болезней
представляли профессор Г.И. Сокольский, профессор И.В. Варавинский.
Слайд 17
1869г. при Московском университете открыта первая в России клиника нервных
болезней
В 80-е гг. XIX в. -курс нервных и душевных болезней включен в учебный план медицинских факультетов, созданы соответствующие кафедры и клиники.
Слайд 18
1884 учреждено Московское общество невропатологов и психиатров.
1889 год- на
Девичьем поле построена специальная клиника для лечения психических и нервных заболеваний под руководством С.С. Корсакова (1854-1900).
Слайд 19
И.М. Сеченов,И.П. Павлов-создают учение о рефлексах, о возбуждении и торможении как
основы деятельности мозга.
В.М. Бехтерев (1857-1927), предложил к использованию термин неврология, основал Психоневрологический институт, открыл клинику неврологии и первую в мире нейрохирургическую операционную.
Слайд 20Советская неврология
1923г. -учреждены психоневрологические диспансеры
1926г. -начал работать Харьковский НИИ
неврологии и психиатрии.
1926г.- в Ленинграде открыт первый в мире институт нейрохирургии.
1932г. Н.Н. Бурденко и В.В. Крамер создали аналогичный институт в Москве.
1944г. –в Москве создан Институт неврологии АМН СССР.
Слайд 21Заболевания периферической нервной системы
Причины поражения ПНС -острые и хронические инфекции, интоксикации,
травмы, гиповитаминозы, ишемии, переохлаждение, сдавление в результате компрессии , дегенеративные изменения в позвоночнике, нарушения обмена веществ.
Слайд 22Невриты
Боль по ходу нерва, выпадение двигательной и чувствительной функций, периферический парез
или паралич с атонией или атрофией мышц, арефлексией, снижение или полное отсутствие болевой чувствительности в зоне иннервации, трофические изменения кожи.
Слайд 23Невралгии
Приступы боли в зоне иннервацииПриступы боли в зоне иннервации какого-либо нерва, приступообразные, сопровождаются вегетативно-сосудистыми
нарушениями: покраснением кожныхПриступы боли в зоне иннервации какого-либо нерва, приступообразные, сопровождаются вегетативно-сосудистыми нарушениями: покраснением кожных покровов, слезотечением, болевым тиком .
Слайд 24Плекситы
Поражение нервного сплетения, характеризуется
чувствительными, двигательными и
трофическими расстройствами.
Слайд 25Остеохондроз позвоночника
Боли в позвоночном столбе с иррадиацией, в зависимости
от локализации процесса, парастезии,
гипостезии, выпадение рефлексов, ограничение движений.
Слайд 26Нейроинфекции
Патогенные для человека инфекционные возбудители вызывают патологию центральной или/и периферической
нервной системы, характеризуются эпидемическим распространением, возникают вследствие проникновения в нее вирусов или бактерий
Слайд 29
Миелиты -это воспаление спинного мозга, с поражением как серого, так и
белого вещества.
Арахноидит- это серозное воспаление паутинной оболочки головного или спинного мозга
Слайд 31Цереброваскулярные заболевания
Сосудистые заболевания головного мозга занимаю третье место среди смертности и
инвалидизации населения, определяют уровень здоровья населения, среднюю продолжительность жизни, заболеваемость, смертность( 11-12%).
Слайд 33Заболевания вегетативной нервной системы
Слайд 34Вегетососудистая дистония (вегетативная дистония)
Проявляется как синдром, вызванный различными факторами, проявляется вегетативными
кризами, нейрорефлекторными синкопальными состояниями, перманентными вегетативными нарушениями.
Слайд 35Мигрень
Проявляется в виде периодически повторяющихся приступов головной боли, как правило, в
одной половине головы, и обусловленное наследственно детерминированной дисфункцией вазомоторной регуляции
Слайд 36Гипоталамический синдром
Симптомокомплекс вегетативных, эндокринных, обменных и трофических расстройств, возникающих при поражении
гипоталамо-гипофизарной области, проявляется нейроэндокринными расстройствами.
Слайд 37Наследственные демиелинизирующие заболевания
Группа болезней, обусловленных нарушением генной информации.
В зависимости от характера
поражения генетического аппарата наследственные болезни подразделяют на хромосомные, генные и мультифакторные (многофакторные).
Слайд 38Хромосомные болезни
Увеличение или уменьшение числа хромосом, потеря части хромосомы или изменение
ее формы.
Слайд 39Генные болезни
Болезни обмена веществ, обусловлены нарушением участков ДНК (выпадение, удвоение, перемещение,
перевертывание фрагментов), регулирующих синтез определенных белков. Характеризуются деструктивными и дегенеративными изменениями в тканях, избирательным поражением нервной системы, мышц, внутренних органов и кожи, прогрессирующим течением.
Проявляются с первых дней жизни или спустя много лет после рождения. Имеют различные типы наследования.
Слайд 42Мультифакториальные заболевания
Связаны с изменением генетического аппарата, для проявления этих изменений в
виде болезни необходимо дополнительное неблагоприятное воздействие внешних факторов (инфекционных, токсических, физических и др.).
Слайд 43Миастения
Слабостью, патологическая утомляемость мышц вследствие блокады аутоантителами постсинаптических ацетилхолиновых рецепторов нервно-мышечных
соединений.
Слайд 45Врожденные заболевания
Не связаны с патологией генетического аппарата: действие патогенного фактора направлено
на развивающиеся ткани и органы плода в период беременности.
К таким факторам относятся инфекции, медикаменты, алкоголь, никотин, гипоксия, витаминная недостаточность, рентгеновское облучение.
Слайд 48Интоксикационные поражения нервной системы
Возникают под влиянием множества химических факторов на производстве
и в быту.
Острый нейротоксикоз- симптомы поражения нервной системы развиваются через несколько часов или дней,
Хронический нейротоксикоз- длительное действие токсического фактора и медленное нарастании симптомов .
Экзогенные нейротоксикозы -токсический агент поступает извне.
Эндогенные нейротоксикозы- токсический агент возникает в самом организме из-за нарушения обменных процессов.
Слайд 49
Развиваются при отравлении оксидом углерода (угарным газом), отравлении метиловым спиртом (метанолом),
отравлении снотворными препаратами, отравлении мышьяком, фосфоросодержащими препаратами.
Основные симптомы - нарастающая сонливость, слабость мышц, шаткость походки, мышечная слабость, ослабление рефлексов, при больших дозах яда возможно развитие коматозного состояния, поражение печени и почек, при поступлении яда через желудочно- кишечный тракт -сильные боли в животе, жидкий частый стул.
Слайд 50Опухоли головного и спинного мозга
Новообразования, растущие из вещества, оболочек и
сосудов мозга, периферических нервов, а также метастатические.
Пятое место среди других опухолей организма.
Преимущественно пубертатный возраст и климактерический (45-50 лет).
Слайд 51Опухоли головного мозга
Составляют 1% среди причин смерти и около 5% органических
заболеваний головного мозга.
Современные особенности опухолей головного мозга: рост количества опухолей, возрастание числа атипичных вариантов дебюта и течения, «омоложение» опухолей.
Симптомы -утренние головные боли, тошнота, рвота , преимущественно по утрам, повышение ВЧД, судорожные припадки, резкое нарушение зрения.
Слайд 54Опухоли спинного мозга
Составляют около 10% всех опухолей
ЦНС.
Чаще в шейно-грудном и реже – в пояснично-крестцовом отделе.
Поражают преимущественно людей молодых и среднего возраста, реже – стариков и детей.
Симптомы- медленное , неуклонное нарастание признаков сдавления спинного мозга,двигательные и чувствительные расстройства проводникового характера, нарушение функций тазовых органов, появление пролежней, корешковые боли положения (стоя боли менее выражены, чем лежа).
Слайд 57Опухолеподобные заболевания головного мозга
К опухолеподобным заболеваниям головного мозга относят абсцесс, цистицеркоз,
эхинококкоз.
Слайд 58Абсцесс головного мозга
Ограниченное гнойное воспаление, возникает результате проникновения в мозг микроорганизмов
из гнойных очагов воспаления (отит, гайморит, пневмония, фурункулы) или при открытом ранении черепа.
Симптомы- напоминают опухоль мозга, но развиваются на фоне признаков, типичных для воспаления: повышенной температуры тела, лейкоцитоза, ускоренного СОЭ, повышения содержания белка и клеток в ликворе.
Слайд 60Цистицеркоз
Возникает при попадании яиц свиного цепня с зараженной едой в пищеварительный
тракт, а оттуда гематогенным путем в мозг.
Симптоматика напоминает опухоль головного мозга, но чаще наблюдаются эпилептиформные припадки, в крови и ликворе эозинофилия, диагноз устанавливается посредством КТ и обнаружения яиц гельминта в кале пациента.
Слайд 62Эхинококкоз головного и спинного мозга
Встречается редко.
Личиночная стадия небольшого ленточного глиста, живущего
в кишках собак и волков.
Заражение человека происходит непосредственно от собак или при употреблении в пищу немытых овощей. В желудке человека оболочка яиц гельминта растворяется. освободившиеся зародыши эхинококка попадают в кровь и лимфу и разносятся по всему организму. Из попавшего в мозг зародыша развивается эхинококк.
Клинически эхинококкоз напоминает опухоль головного мозга. В крови отмечается эозинофилия, в ликворе небольшой плеоцитоз с эозинофилией и положительные белковые реакции.
Слайд 65Лечение неврологических больных
Режим
Диета
Медикаментозное лечение
Физиотерапевтическое лечение
Слайд 67
Медикаментозное лечение
Оперативное лечение
Слайд 68
Этиологическое лечение – воздействие на причинные факторы болезни( а/б, операции)
Патогенетическое лечение – воздействие
на различные звенья патогенеза болезни (дегидратация, биостимуляторы).
Слайд 69Симптоматическое лечение – устранение отдельных симптомов
Реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или
компенсацию функциональных дефектов, социальное и трудовое приспособление больных.
Симптоматическое лечение – устранение отдельных симптомов
Реабилитация – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию функциональных дефектов, социальное и трудовое приспособление больных.
Слайд 70
Абилитация -лечебно-педагогическая коррекция двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста.
Санаторно-курортное лечение.
Слайд 71ГУЗ СО « Городская больница г. Балаково»
НООНМК
Слайд 72Виды работ при прохождении УП
Проведение дифференциальной диагностики заболеваний пациентов неврологического профиля.
Определение
тактики ведения пациента.
Назначение немедикаментозного и медикаментозного лечения.
Определение показаний, противопоказаний к применению лекарственных средств.
Слайд 73
Применение лекарственных средств пациентам.
Проведение и интерпретация лечебно- диагностических манипуляций.
Выполнение лечебных мероприятий
и оценка результатов лечения.
Осуществление специализированного ухода за пациентами.
Оформление истории болезни.
Слайд 76Виды работ при прохождении ПП
Анализ полученных данных и поставка предварительного диагноза.
Транспортировка
пациента.
Оказание пациенту неотложной помощи.
Подготовка инструментов к люмбальной пункции.
Оформление медицинской документации процедурного кабинета.
Интерпретация результатов дополнительного обследования.
Определение объема лечебных мероприятий.
Выполнение мероприятий по уходу за пациентами, оценка эффективность мероприятий.
Кормление пациента по диетическому столу.
Слайд 77
Оценка эффективности лечебных мероприятий.
Соблюдение правил этики при обследовании и лечении пациентов,
особенности контактирования с родственниками, медицинским персоналом.
Курирование пациентов.
Проведение под контролем врача назначений, отмен, замен лечения.
Правильное оформление листа первичного осмотра и листа назначений.
Правильное оформление медицинской документации.