Слайд 1Педагогический опыт
«Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными способностями по профессии
17531 «Рабочий зелёного хозяйства» на уроках производственного обучения посредством метода."
Алексеева Надежда Николаевна
мастер производственного обучения
КГБОУ НПО «Профессиональное училище №62 им. А.Ф. Вепрева»
г. Назарово
2014 г
Слайд 2
Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет
удовлетворение.
(С. Моэм)
Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
(Пабло Пикассо)
Слайд 3
В федеральном законе «Об образовании» изложены основные направления
развития Российского профессионального образования:
Модернизация системы подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена;
Изменение уровней профессионального образования;
Введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ
Слайд 4Цель
Повышение творческой активности обучающихся на уроках производственного обучения по
профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства», путем совершенствования содержания, форм при разработке технологии развития творческой активности обучающихся.
Слайд 5Задачи
Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело
применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни найти в ней свое место;
Самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Быть коммуникабельным, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуациях;
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Слайд 6Ведущая педагогическая идея
Учиться быть - значит, заботится о своем здоровье.
Технология
развития творческой активности является здоровьесберегающей, так как обеспечивает комфортность, бесконфортность, успешность в обучении
Учиться знать – выращивая и ухаживая за
зелёными насаждениями обучающиеся учатся
выбирать пути и средства для достижения цели,
темп работы, разрабатывать алгоритмы
различных технологических процессов,
пользоваться различными источниками информации.
Учиться уметь – в соответствии с тремя
основными видами учебных
компетентностей технология развития
творческих способностей дает возможность
научиться работать в группе, работать с
информацией, самостоятельно решать проблемы.
Учиться жить вместе – работая в бригаде,
обучающиеся учатся сотрудничать, уважать других
Слайд 7Новизна опыта
Новизна опыта состоит в усовершенствовании известных методов. Развитие
творческих способностей у ребят, окончивших коррекционную школу интернат VIII вида, позволяет осуществлять личностно- ориентированный подход в обучении, придает новую окраску педагогическому общению, способствует повышению мотивации обучающихся к производственному обучению и их самореализации.
Слайд 8Развитие творческих способностей
Раскрыть индивидуальные особенности каждого обучающегося;
Повысить качество эффективности
профессионального образования;
Настроить всех обучающихся на положительный результат;
Заинтересовать обучающихся и помочь ему самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия
Слайд 9Накопленный опыт позволяет:
Учитывать возрастные и психологические особенности развития обучающихся;
Целенаправленно работать
над развитием мотивации у обучающихся;
Формировать творческие умения обучающихся, их способности к самосовершенствованию и саморазвитию;
Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию в обучении;
Реализовать творческий потенциал учебного процесса
Слайд 10Сущность метода проектов
Метод проектов может быть индивидуальным или
групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся и предполагающих презентацию этих результатов.
Слайд 11Метод проектов
Метод проектов - это система обучения, модель организации
учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Слайд 12Преимущества методов проекта
Высокая активность обучающихся.
Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Самостоятельная ценность реализованных
проектов.
Глубина и объем полученных знаний не сравним со стандартными методами.
Вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще
Слайд 13Технология опыта
1 этап – диагностика личностных качеств обучающихся (проводиться
регулярно)
2 этап – производственное обучение
3 этап – внеурочная и внеклассная работа с обучающимися
4 этап – социализация и профессиональное самоопределение обучающихся
Слайд 14
Диагностика личности,
изучение мотивационной сферы личности
1.Наблюдение.
2. Тестирование.
3. Анкетирование
Слайд 15
Профессиональное обучение
Использование метода учебного проекта подразумевает самостоятельную
творческую работу обучающихся от выдвижения идеи до ее практического воплощения, осуществляемую под наблюдением и руководством мастера производственного обучения.
Слайд 16
Основные методы познания
Метод сравнения
Метод эвристических вопросов
Метод образного видения
Метод придумывания
Метод вживания
Метод ученического планирования
Метод самоорганизации обучения
Метод взаимообучения
Слайд 17Активный познавательный процесс
самостоятельно формирует учебную проблему;
осуществляет сбор необходимой информации;
планирует
варианты решения проблемы;
делает выводы;
анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Слайд 18Виды творческих идей
приём «Банк идей». Придумывая идеи, обучающиеся свободно само
выражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления обучающихся, умение использовать природные формы для создания цветочной композиции.
приём «Источник вдохновения». Обучающимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта.
Слайд 20Кружок «Вдохновение»
Цель - развитие кругозора, самостоятельности и творческой активности
обучающихся, расширение и углубление их знаний по теоретическому и практическому обучению, развитие интереса к избранной профессии, закрепление умений и навыков по избранной профессии
Слайд 21Способы и приёмы метода проектов
Новый материал должен лишь предлагаться обучающему, но
не навязывать.
Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинство обучающегося.
Методом проекта представляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
Слайд 22Новые подходы к оценке деятельности обучающихся
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность
их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта.
Слайд 23Результативность
Практическое использование технологии проекта способствует повышению уровня учебной мотивации.
Слайд 24Результативность
Легче решается проблема мотивации, обучающиеся сами проявляют
желание творить.
Творческие работы
привлекают внимание обучающихся, которые не
блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у обучающихся вырабатывается личностный подход к получению
индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою
собственную точку зрения. Обучающиеся становятся коммуникабельными.
Открываются большие возможности для совместного творчества обучающихся и мастера. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а обучающиеся становятся полноправными участниками образовательного процесса.
Лучшие работы кружковцев ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в областной выставке технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
Творческие проекты моих учениц на областных выставках неоднократно занимали призовые места.
Слайд 25 Отношение к производственной практике
Слайд 26 Мотивы производственной деятельности
Слайд 27Динамика учебных достижений обучающихся по профессии «Рабочий зеленого хозяйства»:
Слайд 28 Динамика профессионального роста
В 2014 году моя обучающаяся
Обидина Светлана закончила
«Профессиональное училище №62»
по профессии 17531 «Рабочий зелёного
хозяйства». Приобретённые ею
прочные теоретические
знания и практический опыт по профессии
помогли ей устроиться в цветочный салон
цветоводом- дизайнером (флористом)
в своём родном г. Шарыпово.
Она нашла применение полученной
профессии в жизни.
Слайд 29Трудоустройство выпускников
Производственную практику мои обучающиеся проходят не только на предприятиях
города Назарово и Назаровского района, но и других районов. Положительные отзывы работодателей позволили 4 обучающимся трудоустраиваться после прохождения обучения в нашем училище – Обидина Светлана, Мощенко Зоя, Шиман Мария, Марченко Сергей.
Слайд 30Адресная направленность
Опыт данной работы, помогут мастерам производственного обучения использовать в своей
деятельности при развитии творческих способностей и стимулировать обучающихся в творческой деятельности. Диагностика мотивационной сферы – необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения обучающихся в познавательную деятельность.