Слайд 1 ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
Учитель ГКОУ «Большемурашкинская школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших
детей» Шешенко Э.В.
Слайд 2ТВОРЧЕСТВО -
это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью
это новизна, в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не- опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего.
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО -
это активныйактивный процессактивный процесс, направленный на поиск
более совершенных форм учебно-развивающей работыактивный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования обучающихся
Слайд 4ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая,
направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности
Слайд 5ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО -
высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога
в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека.
Педагог-мастер - это тот педагог, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал.
Слайд 6СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
- гуманистическая направленность личности и самого учителя;
-
система профессиональных компетенций педагога;
- педагогическая техника - совокупность умений и приемов, которые использует педагог для наиболее полного достижения своей цели (умение управлять собой, умение управлять другими, умение сотрудничать, педагогические способности)
Слайд 7УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет)
(к этому
уровню относится изготовление МАКЕТОВ, игровые комплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)
Деятельность – направлена на повторение прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…)
Вид результата: повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (сходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику…)
Способ достижения: копирование прототипа без каких-либо изменений.
Девиз: «Так может каждый»
Слайд 8УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ
(новизна есть)
Деятельность: направлена на
самостоятельное небольшое изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца.
Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими его к новому качеству.
Способ достижения: Новизна за счёт изменения ( замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.
Девиз: «Так может большинство!»
Слайд 9УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
3-й уровень ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизна есть)
Деятельность: направлена на значительное
изменение прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.
Вид результата: Выполненное базируется на прототипе, значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.
Способ достижения: новизна за счёт снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; выполнения известного другим способом, другими средствами; расширение сферы применения известного (многофункциональность); включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим; решение противоречия: прототип есть и его нет.
Девиз: «Так могут только некоторые!»
Слайд 10УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)
Деятельность: Направлена на
создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального
Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.
Способ достижения: Новая идея за счёт: замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции; высокого уровня обобщения и выхода на методологический уровень.
Девиз: «Так может только один!»
Слайд 11«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо
неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».
М.Поташник
Слайд 12ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
- социальная или личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
- наличие объективных предпосылок, условий для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата.
Слайд 13СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Слайд 14ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
Первая групп - педагоги, владеющие набором стандартных
приёмов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности.
Вторая группа — педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности.
Третья группа - педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Слайд 15ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
1. Степень выраженности личностных качеств
и частота их проявления;
2. Владение технологией выделения противоречий, проблем и задач образовательного процесса;
3. Диапазон знаний об инновациях и их практическое применение в своей деятельности;
4. Условия и факторы стимулирующие и препятствующие обучению, и действенности управленческой деятельности по развитию творческого потенциала в процессе освоения педагогических инноваций
Слайд 16ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
Опыт показывает, что творчество приходит только тогда и только к
тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Слайд 17ВЫВОД
Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе
преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за глобальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.