Слайд 1ТРИЗ – педагогика в формировании креативности школьников
Слайд 2ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание человека способного решать творческие
задачи, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является ТРИЗ.
Слайд 3ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в
конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Слайд 4В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный
не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Слайд 5Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные
черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
Слайд 6На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Г.К. Селевко как
система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики наряду с этнопедагогикой и социальной педагогикой.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.
Цель ТРИЗ-педагогики - обучение способам решения творческих задач.
Слайд 7Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные
в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников и школьников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.
Слайд 8Изобретательская задача — основной объект Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изобретательская задача отличается
от задач технических, инженерных, конструкторских тем, что в ходе ее решения необходимо разрешить некоторое противоречие (административное, техническое или физическое). Изобретательские задачи подразделяются на пять уровней сложности: В задачах первого уровня объект (устройство или способ) не изменяется. На втором уровне объект изменяется, но несильно На третьем уровне объект изменяется сильно На четвертом он меняется полностью На пятом меняется вся техническая система, в которую входит объект
Слайд 9Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака,англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы
на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Слайд 10Синектика (англ. Synectics) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная
В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.
Слайд 11Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор
Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Суть - активизация ассоциативного мышления человека. Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.
Слайд 12Алгоритм работы по МФО-
Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
-
Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
- Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
- Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
- ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
- Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения
Слайд 13Игры, направленные на:
- системность мышления («Что на что похоже», «Волшебные кляксы»,
«Слова-ассоциации»);
- на развитие диалектичности мышления («Хорошо-Плохо»);
- Игры ТРИЗ (1-й этап – поиск истинной сути; 2-й этап – выявление противоречий в объекту, явлении; 3-й этап – разрешение противоречий).
Слайд 14Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления
младших школьников.
Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках и даже тем учителям, которые не прошли специальное обучение по ТРИЗ, но имеют желание и заинтересованность в творчестве своих учеников.
Слайд 15Игра «Аукцион» или «Укрась слово».
Учитель показывает какой-либо предмет (книгу, цветок,
игрушку, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой?, что делает?. Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-победитель.
Игра «Цепочка».
(Проводится в кругу). Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное).Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием ,и бросает мяч следующему ученику. И т.д.
Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Слайд 16Игра «Поезд».
Ученики называют любые слова. Учитель записывает 10-12 слов в
строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.
Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары.
Пример: На доске записаны слова : музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.
Игра «Паутинка».
Цель: учиться находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.
Ведущий называет два предмета (явления). Играющие по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.
Пример: Сено и авторучка
Варианты ответов:
а) ручка выпала и затерялась в сене;
б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена;
в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой;
г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка с водой внутри.
Слайд 17Игра – театрализация
а) в которой можно превращаться в различные предметы.
Учитель или ученик (можно по командам, группам) загадывает какой-либо объект (мяч, лягушка, линейка, дерево …), вторая группа показывает действия с названным предметом.
б) Игра «Где были – не скажем, что делали - покажем».
Группа детей выходит из класса, придумывает какое-либо действие. Класс должен отгадать, какое действие изображается.
Слайд 18ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ПРОТИВОРЕЧИЕ»
Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные
и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.
Игра «Суд».
Класс делится на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроров» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.
Игра «Спор».
Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.
Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.
Слайд 19
загадки по признакам:
Сочинение ассоциативных загадок.
Используется таблица, которая заполняется по
ходу сочинения загадки.
На что похоже
Чем отличается
1) Выбрать объект. Записать на верхней строке. Например, юла.
2) Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?» (необходимо указать 3-4 сравнения). Юла похожа на балерину, зонтик, гриб и т.д..
3) Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос «Чем отличается?»
4) Вставить слова «Как», «….но не…».
5) Прочитать готовую загадку.
На что похоже Чем отличается
Как балерина, но не живая
Как зонтик, но от дождя не скрыться
Как гриб, но не съедобная
Слайд 20Задачи для старших школьников и студентов
В болотах и маленьких озерах вблизи
от аэродромов часто поселяются прилетающие из теплых стран лебеди - сооружают гнезда, выращивают потомство. Возле аэропортов обитают и другие птицы. Но птицы мешают полетам: столкновение самолета-истребителя при взлете или при посадке с лебедем, весящим от 10 до 22 килограммов, угрожает гибелью и птице и машине.
Несколько примеров: В 1912 году над побережьем Калифорнии произошло первое столкновение аэроплана системы "Райт" с чайкой, завершившейся трагически. В этом же году ласточка, попавшая в пропеллер аппарата "Блерио", заставила русского летчика идти на посадку. А вот недавний случай: Американский стратегический бомбардировщик Б-1Б направлялся со скоростью 700 км/час на высоте 500 м к аэродрому в Колорадо. Внезапно машина содрогнулась от сильного удара по гондоле одного двигателя, вспыхнул пожар, громадный самолет накренился, перевернулся и рухнул на землю. Причиной катастрофы был пеликан.
Как предотвратить подобные случаи?
Слайд 21Банда Братьев Габбс хочет украсть из банка Скруджа все его золото.
У них есть прибор, который действует так: на предмет брызгаешь специальной жидкостью, направляешь прибор и задумываешь, куда нужно перенести этот предмет. Нажимаешь на кнопку, и предмет мгновенно оказывается в задуманном месте. Но как побрызгать золото, если в хранилище Скруджа братьям не пробраться? Как братья Габбс решили эту задачу?
Слайд 22Австрийский музей решил купить во Франции картину известного художника. Подлинность ее
была подтверждена компетентными экспертами. В их присутствии нотариус поставил на обратной стороне холста печать, удостоверяющую подлинность.
В австрийском музее, куда со всеми предосторожностями она была доставлена, провели повторную экспертизу, и оказалось, что картина – подделка!
Сыщики проанализировали ситуацию. Оказалось, что группа французских экспертов правильно установила, что картина – подлинник. Печать нотариуса тоже не была скопирована.
Как же произошла подмена? Есть версии?
Слайд 23Используемые ресурсы
http://www.trizway.com/art/search/196.htmlhttp://
rpp.nashaucheba.ru/docs/index-1659.html?page=8
http://www.trizland.ru/topics.php
nsportal.ru/.../razvivayushchie_igry_s_ispolzovaniem_priemov_triz....
Слайд 24 Автор: учитель математики и физики МКОУ «Азовская средняя школа» Ильина
Вера Филипповна
Время создания презентации: март 2013г.