Слайд 1СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»
Тема № 1.1.
Требования нормативных правовых
актов и нормативных документов в области пожарной безопасности
Занятие начато!
Убедительная просьба отключить сотовые телефоны
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Общие положения, основные понятия и требования нормативных правовых актов
и нормативных документов в области пожарной безопасности. Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.
2. Организационные и правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
3. Права, обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности.
Слайд 3Л И Т Е Р А Т У Р А
Федеральный
закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Правила противопожарного режима в РФ (утверждены ПП РФ от 25.04.2012 № 390).
Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (ред. от 22.06.2010) «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Слайд 4Л И Т Е Р А Т У Р А
7.
Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге».
8. Закон Санкт-Петербурга от 30.09.2011 № 565-108 «О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге».
9. Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 69 «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях«.
10. Указ Президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
Слайд 5
30 апреля 1649 года -
День пожарной охраны России
Слайд 6 Первый учебный вопрос
Общие положения, основные понятия
и требования нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности.
Слайд 7Нормативный правовой акт
устанавливает обязательные правила поведения, которые охраняет государство.
В зависимости от того, каким органом приняты нормативные правовые акты, они подразделяются:
- на законы
- и подзаконные акты.
Законы принимаются:
- народом (на референдуме),
- высшим органом законодательной власти
в стране (законодательным собранием РФ),
- законодательными органами субъектов РФ.
Подзаконные акты детализируют и конкретизируют нормы права, к ним относятся:
указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ,
постановления Правительств субъектов РФ и др.
Слайд 8 К нормативным правовым актам РФ
по пожарной безопасности, в соответствии со ст. 4. п.2. ФЗ-123 «Техническое регулирование в области пожарной безопасности», относятся:
- технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
- национальные стандарты,
- своды правил, содержащие требования пожарной безопасности,
- а также иные документы (нормы и приказы),
содержащие требования ПБ , применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
Слайд 9Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации,
регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее – организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – граждане).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Слайд 10
Структура Федерального закона № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности»
Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ
Глава
1
Общие положе-ния
(в т.ч., основ-ные поня-тия)
Глава 2
Пожа-рная охрана
Глава
3
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
Глава
4
Обеспе-чение пожар-ной безопасности
Глава
5
Права, обязан-ности и ответст-венность в облас-ти по-жарной безопас-ности
Глава
6
Заклю-читель-ные
положе-ния
Слайд 11
Статья 1 «Основные понятия».
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и
(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы
обеспечения ПБ являются:
* органы государственной власти,
* органы местного самоуправления,
* организации,
* граждане, принимающие участие в
обеспечении пожарной безопасности
в соответствии с законодательством РФ.
Слайд 13 Основные функции
системы обеспечения ПБ:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области ПБ;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
Слайд 14
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение
пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
Слайд 15
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение
соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.
Слайд 16введены абзацы:
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)
- оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.
эксперт в области оценки пожарного риска - должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)
Слайд 17
КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ
Слайд 18
Проверки в области ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Слайд 19Пожарная охрана России (из ст. 4 ФЗ № 69)
Государственная
противопожар-
ная служба
(ГПС)
Муниципальная
пожарная
охрана
Ведомственная
пожарная
охрана
Частная
пожарная
охрана
Добровольная
пожарная
охрана
Основными задачами
пожарной охраны являются:
В и д ы
- организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах,
оказание первой помощи;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Слайд 20Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба
является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В Государственную противопожарную службу входят:
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Слайд 21Противопожарная служба Санкт-Петербурга
Противопожарная служба Санкт-Петербурга включает в себя:
1) уполномоченный орган;
2) подразделения Противопожарной службы СПб, создаваемые в форме государственных учреждений, в том числе учебные и производственно-технические подразделения Противопожарной службы СПб;
3) подразделения Противопожарной
службы СПб, создаваемые в организациях
(объектовые подразделения) в целях
обеспечения профилактики пожаров
и (или) их тушения, содержащиеся за счет
средств бюджета СПб.
Слайд 22Права и обязанности граждан
в области ПБ (ст. 34 ФЗ № 69)
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленным действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам ПБ, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с *правилами ПБ и *перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления (например, согласно п.15 Правил противопожарного режима в РФ, «Собственниками индивидуальных жилых домов обеспечивается наличие на участках емкости (бочки) с водой или огнетушителя»);
соблюдать требования ПБ;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
Граждане обязаны:
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ОГПН);
предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам ОГПН проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля над соблюдением требований ПБ.
Слайд 25Федеральный закон от 06.05.2011 №100-ФЗ
«О добровольной пожарной охране»
Предметом регулирования ФЗ №100 являются общественные отношения, возникающие *в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями, права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также *в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.
● ФЗ №100 устанавливает:
правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, *права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами МСУ, организациями и гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Слайд 26Федеральный закон от 06.05.2011 №100-ФЗ
«О добровольной пожарной охране»
● Добровольная пожарная дружина (ДПД) – *территориальное или *объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения.
● Добровольная пожарная команда – (ДПК) территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения.
Слайд 27● Объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться
по месту работы или учебы физических лиц.
● Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.
● Условия участия добровольного пожарного в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
● Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя:
работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и
- добровольных пожарных.
Слайд 28● Добровольными пожарными могут быть:
физические лица, достигшие возраста 18
лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
● Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
● Добровольные пожарные, не имеющие специального профессионального образования в области ПБ, в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных.
Слайд 29
Правила противопожарного режима в РФ (утверждены ПП РФ от 25.04.2012 № 390).
Общие положения.
1. Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения ПБ.
3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем * проведения противопожарного инструктажа и * прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ).
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения ПТМ определяются руководителем организации.
4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на * производственных и складских объектах, * объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, т.е. с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
Слайд 30
Правила противопожарного режима в РФ
7. На объекте с массовым пребыванием людей
(кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
8. На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных организациях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.
12. На объекте с массовым пребыванием людей (50 и более), руководитель организации обеспечивает * наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также * проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек.
38. На объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек.
Слайд 31Нормативные документы в области ПБ
Необходимым условием обеспечения пожарной безопасности является неукоснительное
соблюдение *руководителями, *должностными лицами, *всеми работниками организаций не только требований нормативных правовых актов, но и требований нормативных документов.
К нормативным документам, содержащим обязательные требования пожарной безопасности, относятся:
1. Стандарты. Например, Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Они содержат *требования, *нормы и *правила, направленные на *обеспечение безопасности, в том числе пожарной безопасности, *сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. К их числу относится ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие положения».
В частности, ГОСТ устанавливает, что в каждой организации должна быть разработана система пожарной безопасности – это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на *исключение возникновения пожара, а в случае его возникновения – *на обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей.
Слайд 32Нормативные документы в области пожарной безопасности (продолжение)
2. Нормативные документы в строительстве
устанавливают обязательные требования, в том числе в области пожарной безопасности, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции. Например, СН и П 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
3. Нормативные документы Государственной противопожарной службы устанавливают требования в области пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности, вида собственности объектов и источников финансирования.
К их числу относятся:
а) нормы пожарной безопасности;
б) своды правил (например, Свод правил 3.13130. 2009 г. «Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре»; Свод правил 9.13130. 2009 г. «Огнетушители»; Свод правил 10.13130. 2009 г. «Внутренний противопожарный водопровод» и др.
в) приказы МЧС России и другие документы.
Слайд 33
Организационно-распорядительные документы ПБ.
Каждая организация социального назначения в целях
обеспечения пожарной безопасности должна разрабатывать различные организационно-распорядительные документы, устанавливающие соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим и определяющие действия работников при обнаружении пожара.
Отсутствие единого перечня *необходимых для объектов организационно-распорядительных документов и *требований к их содержанию и оформлению, привело к тому, что на объектах руководители и ответственные за пожарную безопасность действуют по своему усмотрению.
В результате сложилось такое положение, что одинаковые по своему функциональному назначению организации (учреждения) разрабатывают различные по объему, форме и содержанию пакеты документов, определяющих организацию работы по обеспечению пожарной безопасности.
На основе требований действующих законодательных, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций МЧС России целесообразно разрабатывать в организациях (учреждениях) рекомендуемые Методическим пособием по организации пожарной безопасности следующие организационно-распорядительные документы:
Слайд 34
Перечень документов по вопросам пожарной безопасности, образующихся в организациях
Методическое
пособие (СПб, 2013 г.) подготовлено на основе требований действующих НПА и методических рекомендаций МЧС России, содержит ссылки на пункты и статьи НПА и НД по ПБ.
1. Общие вопросы пожарной безопасности:
- Декларация пожарной безопасности (ст. 6 и 64 ФЗ №123);
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в организации, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.2 ППР);
- Распорядительный документ о назначении лица, ответствен-ного за пожарную безопасность организации (п.2 ППР);
- Распорядительный документ о создании пожарно-технической комиссии (если ПТК в организации создаётся) (п.5 ППР);
- Планы эвакуации людей при пожаре (п.7 ППР);
- Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п.9 ППР);
- Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (п.12 ППР);
Слайд 35 2. Обучение мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре:
- Распорядительные
документы, регламентирующие порядок обучения работников мерам пожарной безопасности (порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума) (п.3 ППР; п.п.6, 12, 17, 22, 36, 39, 40, 43 НПБ - приказ МЧС № 645-2007);
- Журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности (п.10 НПБ № 645);
- Программа проведения вводного противопожарного инструктажа (утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации) (п.10 НПБ № 645);
- График проведения повторного противопожарного инструктажа (утверждается руководителем организации) (п.10 НПБ № 645);
- Специальные программы обучения ПТМ непосредственно в организации (п.п.39, 51, 52, 53, 54 НПБ № 645);
- Документы планирования и учета результатов проведения практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, по отработке инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (распорядительные документы, планы, графики, акты, протоколы, журналы, отчеты, справки и пр.) (п.12 НПБ № 645); (см. следующий слайд)
Слайд 36- Документы планирования и учета результатов проведения занятий по подготовке лиц,
осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации граждан в случае возникновения пожара (распорядительные документы, планы, графики, акты, протоколы, журналы, отчеты, заключения и пр.) (п.13 НПБ № 645);
3. Системы и средства противопожарной защиты:
- Проектная документация на смонтированные на объекте защиты системы противопожарной защиты, системы пожарной автоматики (п.1.5.1 РД 009-01-96);
- Акты приемки установок пожарной автоматики в эксплуатацию; паспорта установок пожарной автоматики (п.1.5.1 РД 009-01-96);
- Инструкции по эксплуатации установок пожарной автоматики (п.2.2.1 ГОСТ 12.4.009-83; п.п.1.1.11, 1.5.1 РД 009-01-96; п.п.38.2, 38.9 МР АСПТ и ПС);
- Распорядительный документ о назначении персонала, ответственного за эксплуатацию и содержание в технически исправном состоянии установок пожарной автоматики (п.1.3.2 РД 009-01-96; п.38.1 МР АСПТ и ПС);
Слайд 37- Договор на осуществление технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты
(п.п. 4.5.1, 4.5.2 ГОСТ Р 54101-2010);
- Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий (п.63 ППР; п.5.1.3 ГОСТ Р 54101-2010 и др.);
- Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (п.1.5.1 РД 009-01-96 и др.);
- Акты периодических проверок работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (п.61ППР);
- Акты (протоколы, журнал) проверок внутренних пожарных кранов, перекатки рукавов (п.55 ППР; п.2.4.3 ГОСТ 12.04.009-83);
- Эксплуатационные документы (паспорта, формуляры) пожарных рукавов, которыми укомплектованы внутренние пожарные краны (п.57 ППР; п.2.4.7 ГОСТ 12.4.009-83).
(см. следующий слайд)
Слайд 38 4. Строительные и ограждающие конструкции:
- Акты, протоколы, заключения
по результатам проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий, а так же по результатам проведения ежегодных обследований целостности конструкций лестниц и ограждений (п.24 ППР; п.6.1.4 ГОСТ Р 53254-2009);
- Акты, протоколы, заключения по результатам проведения проверок качества огнезащитной обработки (пропитки) (п.21 ППР).
5. Первичные средства пожаротушения:
- Распорядительный документ о назначении ответственного за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (п.4.1.32 СП 9.13130.2009);
- Сертификаты соответствия на применяемые на объекте первичные средства пожаротушения ( п.70 ППР);
- Эксплуатационные паспорта на огнетушители, установленные на объекте (п.475 ППР; п.4.1.33 СП 9.13130.2009);
- Журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а так же иных первичных средств пожаротушения (п.475 ППР).
Слайд 39 6. Не регламентированные нормативными актами документы:
- Акты (протоколы) испытания
и измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
- Копии свидетельств (удостоверений, протоколов) о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму работниками организации;
- Приказ «Об организации работы по обеспечению пожарной безопасности в организации на 201__ год»;
- План противопожарных мероприятий на год;
- Инструкция об осмотре и закрытии помещений после окончания работы;
- Инструкция о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами;
- Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации;
- Положение о пожарно-технической комиссии организации (если ПТК в организации создается).
Возможна разработка других необходимых инструкций и документов (по решению руководителя организации).
Слайд 40Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
(утверждены приказом МЧС
России от 12.12.2007 г. № 645)
п.1. Нормы пожарной безопасности устанавливают требования ПБ к организации обучения мерам ПБ работников организаций.
п.2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области ПБ и проверку знаний правил ПБ работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций.
п.3. Контроль над организацией обучения мерам ПБ работников организаций осуществляют органы надзорной деятельности.
п.4. Основными видами обучения работников организаций мерам ПБ являются: * противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (ПТМ).
п.34. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в организации возлагаются на её руководителя.
п.50. Контроль над своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации.
Слайд 41
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности
Слайд 42Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности»
Состоит из: 8 разделов, 33 глав, 152 статей, (29 приложений);
принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров;
определяет основные положения технического регулирования в области ПБ;
устанавливает общие требования ПБ к объектам защиты (продукции), в том числе к *зданиям, *сооружениям, *промышленным объектам, *пожарно-технической продукции и *продукции общего назначения.
Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные: - статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании", - статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
а также следующие основные понятия: (см. след. слайд)
Слайд 43ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: (из ст. 2 ФЗ № 123)
Пожарная безопасность объекта защиты
– состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Объект защиты – продукция, в том числе имущество, а также здания, сооружения и др., к которым установлены или должны быть установлены требования ПБ для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Система предотвращения пожара – комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.
Система противопожарной защиты – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты.
Необходимое время эвакуации – время с момента возникно вения пожара, в течение которого люди должны эвакуироваться в безопасную зону без причинения вреда жизни и здоровью людей в результате воздействия опасных факторов пожара.
Класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружений и пожарных отсеков) – их классификационная характеристика, определяемая *назначением и *особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе *особенностями осуществления в них технологических процессов производства.
Слайд 44Технический регламент о требованиях ПБ:
Из ст.4.
1. Техническое регулирование в
области ПБ представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по ПБ требований ПБ к *продукции, *процессам проектирования, *производства, *эксплуатации, *хранения, *транспортирования, *реализации и *утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. К нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся *технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом ФЗ-123 "О техническом регулировании", *федеральные законы и *иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Слайд 45 Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты (ст. 5 ФЗ №
123)
Целью создания системы обеспечения ПБ является: - предотвращение пожара; - обеспечение безопасности при пожаре.
Система обеспечения ПБ включает в себя: * систему предотвращения пожара; * систему противопожарной защиты; * комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению ПБ.
Система обеспечения ПБ в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, *исключающих возмож-ность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного ФЗ №123, и *направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Слайд 46
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности: (Из ст.6 ФЗ №
123)
1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим ФЗ.
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по ПБ.
3. При выполнении обязательных требований ПБ, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.
Слайд 475. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты *на праве
хозяйственного ведения, *оперативного управления либо *ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 123-ФЗ разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности – форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности
Форма и порядок регистрации декларации утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 (в ред. Приказов МЧС России от 26.03.2010 № 135, от 21.06.2012 № 350).
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.
Слайд 48Требования к декларации ПБ (из ст. 64 ФЗ №123)
1. Декларация
ПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (оценка может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
2. При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования * технических регламентов, принятых в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и *нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.
Слайд 49ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
На основании Приказа МЧС России "Об утверждении формы и
порядка регистрации декларации пожарной безопасности" за № 91 от 24.02.2009 г., некоторые объекты в обязательном порядке должны подлежать декларированию.
Декларация пожарной безопасности (ДПБ) является документом, содержащим информацию о соответствии объекта (здания) всем требованиям пожарной безопасности. Фактически этим документом оценивается соответствие имеющихся на объекте мер пожарной безопасности (в том числе пожарной сигнализации) требованиям нормативов пожарного риска.
Объекты, обязанные представлять ДПБ:
Разрабатывается и представляется декларация пожарной безопасности для регистрации в территориальный отдел Госпожнадзора МЧС России собственниками либо владельцами на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения зданий, обладающих потенциальной пожарной опасностью:
образовательные и детские дошкольные учреждения;
больницы;
дома престарелых;
общежития;
гостиницы;
дома отдыха;
санатории.
Слайд 50Декларирование зданий диктуется их потенциальной пожарной опасностью. Среди мероприятий по осуществлению
пожарной безопасности объекта в обязательном порядке должен быть предусмотрен монтаж пожарной сигнализации.
Состав ДПБ
Декларация пожарной безопасности состоит из следующих разделов:
Оценка риска пожарного.
Оценка предполагаемого ущерба в результате пожара имуществу третьих лиц.
Список нормативных актов, нормы которых должны быть обеспечены на объекте.
Подпись в Декларации ставит, а также полностью отвечает за все продекларированные в ней сведения руководитель либо собственник охраняемого объекта. В случае несвоевременного представления Декларации, либо представления ее с заведомо недействительными сведениями, владелец объекта может быть привлечен к административной либо к уголовной ответственности.
Оформление Декларации
Оказывают помощь в оформлении декларации пожарной безопасности специальные органы, имеющие аккредитацию на оказание данных услуг. Стоимость оказания услуги зависит от состава объекта и в среднем составляет 5000 рублей. Заказать услугу и освободить себя от множества проблем декларант может на сайтах аккредитованных органов. Оформлять ДПБ требуется только один раз. Но каждые три года пожарная инспекция проверяет объекты в плановом порядке.
Слайд 51 Первичные меры ПБ включают в себя (Ст. 63 ФЗ
№123):
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, *обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, *содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых про-грамм по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Слайд 52 Второй учебный вопрос
Организационные и правовые основы
обеспечения пожарной безопасности в Санкт-Петербурге.
Слайд 53Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 № 368-52
«О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге»
Определяет организационные и правовые основы в области обеспечения пожарной безопасности в СПб.
Закон в настоящее время состоит из 5 глав (24 статьи):
- Глава 1. Общие положения. В ней: - основные понятия (ст.1); - участники обеспечения ПБ в СПб (ст.2); - пожарная охрана в СПб (ст.3); - противопожарная служба СПб (ст.4); - полномочия противопожарной службы СПб (ст.5);
- Глава 2. Обеспечение пожарной безопасности в СПб.
- Глава 3. Гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы СПб.
- Глава 4. Финансирование и материально-техническое обеспечение противопожарной службы СПб.
- Глава 5. Заключительные положения.
Слайд 54
Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 № 368-52
«О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге»
Ст. 2. Участниками обеспечения пожарной безопасности в СПб являются *органы государственной власти СПб, *организации, *должностные лица и *граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и РФ и Санкт-Петербурга.
Ст. 3. Пожарная охрана в Санкт-Петербурге.
Пожарная охрана в Санкт-Петербурге включает в себя:
1) федеральную противопожарную службу на территории Санкт-Петербурга; (42 пожарно-спасательных части);
2) противопожарную службу Санкт-Петербурга; (21 ПСЧ);
3) ведомственную пожарную охрану;
4) добровольную пожарную охрану;
5) частную пожарную охрану.
Ст. 4. Противопожарная служба Санкт-Петербурга создается с целью *защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, *организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, *организации тушения пожаров на территории СПб в пределах своей компетенции.
Слайд 55
Закон Санкт-Петербурга от 18.07 2005 № 368-52
«О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» (ст. 9)
1. В случае повышения пожарной опасности в Санкт-Петербурге Правительством Санкт-Петербурга может устанавливаться особый противопожарный режим.
3. На период действия особого противопожарного режима Правительством Санкт-Петербурга устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе:
1) запрет посещения гражданами лесопарковых зон;
2) усиление охраны объектов, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность населения Санкт-Петербурга;
3) эвакуация населения Санкт-Петербурга за пределы территории Санкт-Петербурга, на которой введен особый противопожарный режим;
4) иные дополнительные требования пожарной безопасности.
4. Информация о введении особого противопожарного режима незамедлительно доводится до сведения населения Санкт-Петербурга через средства массовой информации.
Слайд 56 В Санкт-Петербурге имеются:
- Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Ему подведомственны: Управление надзорной деятельности; пожарно-спасательные подразделения, входящие в пожарно-спасательный гарнизон СПб. Имеется 64 пожарных депо.
В каждом районе Санкт-Петербурга находится: - отдел надзорной деятельности по _________ району СПб Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
- Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по __________ району СПб» (ПСО ППС). ПСО созданы на основании Постановления Правительства СПб от 01.08.2005 № 1140). Находятся в ведении Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства СПб (Постановление Правительства СПб от 23.01.2008 № 46).
В составе ПСО ППС района с 2015 г. имеется пожарная часть (профилактическая), включающая начальника части, инструкторов противопожарной профилактики и специалистов гражданской обороны.
Слайд 57Пожарно-профилактическое обслуживание организаций, находящихся в собственности СПб и расположенных на территории
района СПб, проводится инструкторами противо- пожарной профилактики ПСО района по направлениям:
- разработка и участие в реализации мероприятий по обеспечению ПБ;
- организация и осуществление наблюдения за противопожарным состоянием организаций.
На каждую организацию закрепленным за ней инструктором ведётся контрольно-наблюдательное дело.
Основным результатом пожарно-профилактического обслуживания должно быть устранение на месте выявленных нарушений ППР.
При невозможности устранения нарушения требований ППР в течение проверки, руководителю объекта вручается Предложение об устра- нении нарушений пожарной безопасности, сроки устранения с ним согласуются. Второй экземпляр предложения регистрируется в ПСО.
По окончанию учебных тренировок по эвакуации в случае пожара *работников организаций (объектов), *учащихся и детей образовательных организаций, составляется Справка, один экземпляр которой вручается руководителю организации (объекта).
Результаты осуществления профилактических мероприятий по обеспе-чению ПБ на объектах отдыха и оздоровления детей в период каникул оформляются Справкой, один экземпляр которой вручается руководителю организации (объекта).
Слайд 58 Третий учебный вопрос
Права, обязанности и ответственность должностных
лиц за обеспечение пожарной безопасности
Слайд 59
Федеральный закон «О пожарной безопасности» предоставляет права организациям: (ст. 37)
Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Слайд 60
Федеральный закон «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности для организаций:
Руководители организации обязаны:
• соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
• разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
• проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
• содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
• оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
Слайд 61
Федеральный закон №69 «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности для организаций:
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
• обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории *в здания, *сооружения и *иные объекты организаций и предприятий;
• предоставлять по требованию должностных лиц отделов надзорной деятельности УНД сведения и документы о состоянии ПБ в организации;
• незамедлительно сообщать в пожарную охрану о *возникших пожарах, *неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, *об изменении состояния дорог и проездов;
• содействовать деятельности добровольных пожарных.
Слайд 62Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей
компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований ПБ (из ст.37 ФЗ № 69).
Ст.38. Ответственность за нарушение требований ПБ в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственны- ми за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований ПБ для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть привлечены к *дисциплинарной, *административной или *уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Слайд 63
Дисциплинарная ответственность реализуется в организации правами руководителя и предусмотрена
Трудовым кодексом РФ, введенным от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 348-ФЗ).
Виды дисциплинарной ответственности: - замечание, - выговор, - увольнение по соответствующим основаниям.
Материальную ответственность за причиненный ущерб работник несет в пределах своего среднего заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными ФЗ РФ.
Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника в случаях, предусмотренных ст. 238 – 250 ТК РФ.
Административная ответственность может реализовываться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, (ФЗ от 30.12.2001 № 195-ФЗ: ст. 20.4, «Нарушение требований пожарной безопасности» части 1- 2, 6-6.1,7,9.
Ответственность за нарушение
правил пожарной безопасности
Слайд 64 Статья 20.4 КоАП РФ часть 1:
Нарушение требований пожарной безопасности,
за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 (Нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и 11.16 (Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Слайд 65Статья 20.4 КоАП РФ часть 2:
Те же действия, совершенные в
условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Утратили силу:
статья 20.4 части 3-5,8 КоАП РФ признаны утратившими силу:
3 - (нарушение требований пожарной безопасности к первичным средствам пожаротушения, электроустановкам);
4 (к путям эвакуации, системам оповещения);
5 (повторное нарушение); статьи 20.4 КоАП РФ признаны утратившими силу.
Слайд 66Статья 20.4 КоАП РФ часть 6,6.1:
6. Нарушение требований пожарной безопасности,
повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)
Слайд 67Статья 20.4 КоАП РФ часть 7:
7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности
по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -
влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Слайд 68Статья 20.4 КоАП РФ дополнена частью 9
Нарушение экспертом в области оценки
пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) – влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
(часть 9 введена Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ)
Слайд 69
Уголовная ответственность наступает по решению суда.
За преступления в области ПБ предусмотрены статьи 167, 168 и 219 Уголовного кодекса РФ,
Ст.167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба,
- наказываются *штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо *обязательными работами на срок до 360 часов, либо *исправительными работами на срок до 1 года, либо *принудительными работами на срок до 2 лет, либо *арестом на срок до 3 месяцев, либо *лишением свободы на срок до 2 лет.
2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,
- наказываются * принудительными работами на срок до 5 лет либо * лишением свободы на срок до 5 лет.
Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Слайд 70Ст.168. Уничтожение или повреждение имущества по неосто
рожности.
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, - наказываются *штрафом в размере до 120 тысяч рублей или *в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо *обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо *ограниче-нием свободы на срок до 1 года, либо *принудительными работами на срок до 1 года, либо *лишением свободы на тот же срок.
Ст.219. Нарушение требований пожарной безопасности
1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,
- наказывается *штрафом в размере до 80 тысяч рублей или *в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо *ограничением свободы на срок до 3 лет, либо *принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,
Слайд 71(продолжение)
- либо *лишением свободы на срок до 3 лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,
- наказывается * принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо *лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается *принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо *лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Слайд 72 ВЫВОД: Руководитель организации и лицо, назначен-ное им ответственным за пожарную
безопасность и обеспечивающее соблюдение требований пожарной безопасности в организации, должны:
уверенно ориентироваться в современных нормативно-правовых актах и нормативных документах, регламентирующих деятельность в области пожарной безопасности и руководствоваться их требованиями при установлении в организации противопожарного режима;
уметь разрабатывать учебно-программную документацию для обучения мерам пожарной безопасности в организации, организовать и проводить в организации обучение работников мерам пожарной безопасности и действиям при возникновении пожара;
обеспечить выполнение в организации основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности;
организовать и обеспечивать строгое соблюдение работниками требований Правил противопожарного режима;
твердо знать свои права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.