Слайд 1Топливораздаточные колонки: назначение, устройство, принцип действия
Слайд 2Топливораздаточные колонки: назначение, устройство, принцип действия.
Неисправности и способы их устранения.
Классификация топливораздаточных колонок.
Безопасность труда.
Слайд 4Назначение и принцип действия ТРК
Для выдачи топлива и масел потребителям применяются
топливораздаточные, смесераздаточные и маслораздаточные колонки различных конструкций. Основной задачей колонок является выдача потребителям задаваемых доз топлива или масла с требуемой точностью (погрешность отпуска дозы не должна превышать ±0,5%).
На АЗС и АЗК используются, в основном, топливораздаточные колонки, управляемые дистанционно с помощью специальных пультов дистанционного управления либо с помощью специальных автоматизированных систем, в том числе и систем безналичного отпуска нефтепродуктов.
Слайд 5Несмотря на многообразие конструктивных исполнений, все типы и модели топливораздаточных колонок
имеют общие узлы и детали. Рассмотрим схему топливораздаточной колонки и ее принцип действия на примере топливораздаточной колонки модели 1ТК-40 (подача 40 л/мин) с электромеханическим задающим устройством.
Задается требуемое количество топлива, при этом включается электродвигатель 15 колонки. Под действием разрежения, созданного роторно-шиберным насосом 3, топливо из резервуара поступает по трубопроводу через фильтр 1 и нижний обратный клапан 2, фильтр 4 в роторно-шиберный насос. Насос подает жидкость в отделитель газа 5, верхний обратный клапан 6, поршневой счетчик жидкости 11, поворотный прозрачный индикатор 12, раздаточный рукав, кран 13 и в бак автомашины.
Слайд 6При поступлении жидкости в газоотделитель скорость протекания ее резко снижается, одновременно
происходит изменение направления потока, в результате чего из жидкости выделяются воздух и пары топлива. Воздух скапливается в верхней полости корпуса газоотделителя и через жиклер, вместе с некоторой частью жидкости, и сливную трубку попадает в поплавковую камеру, где воздух и пары через воздушную трубку выходят в атмосферу, а часть жидкости попадает через сливную трубку обратно в фильтр. Жидкость, поступая в счетчик, перемещает попеременно поршни счетчика жидкости, связанные с коленчатым валом и передающие ему вращение. Коленчатый вал, в свою очередь, передает вращение на счетное устройство 7, имеющее два циферблата (передний и задний), на каждом из которых установлено по одной стрелке, которые совершают один оборот при отпуске 100 л горючего.
Слайд 7На передний циферблат выходит окно шестибарабанного суммарного счетчика 8, который показывает
нарастающий итог количества отпущенной жидкости в литрах.
По окончании выдачи дозы жидкости, что видно по стрелочному указателю, дозатор через импульс задатчика 10 автоматически отключает электродвигатель колонки, а нажатием на кнопку сброса 9 стрелку возвращают в нулевое положение.
Слайд 9Принцип работы колонки поясняется гидравлической схемой. На дистанционном устройстве (пульт, компьютер
или кассовый аппарат) задается доза. При снятии раздаточного крана автоматически включается электродвигатель. Под действием разрежения, создаваемого насосом, топливо из резервуара через приемный клапан поступает в насос. Насос подает топливо в газоотделитель. Через клапан и измеритель объема отмеренное количество топлива поступает через раздаточный кран в бак потребителя.
При поступлении топлива в газоотделитель скорость потока резко снижается из-за увеличения проходного сечения потока жидкости, в результате чего из топлива происходит наиболее полное выделение паров топлива и воздуха как при малом, так и значительном его подсосе. Топливо из газоотделителя поступает в измеритель объема. Заполняя цилиндры, топливо приводит в движение поршни, которые перемещаются из одного крайнего положения в другое.
Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала, причем за один ход поршня коленчатый вал и золотник поворачиваются на угол 180°. Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.
Слайд 11Клапан приемный — обратный клапан, устанавливаемый в начале линии выдачи внутри
резервуара и служащий для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК.
Всасывающий клапан монтируется на расстоянии 120 – 200 мм от дна резервуара, что обеспечивает поступление в раздаточную колонку чистого нефтепродукта. Клапан открывается под действием разрежения, создаваемого насосом во всасывающем трубопроводе. При прекращении работы насоса давление топлива в трубопроводе и резервуаре выравнивается и клапаны 2, под действием собственного веса, садятся на седла 4.
Слайд 12Фильтр предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых
частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта. Различают фильтры грубой очистки (размер твердых частиц более 80…100 мкм) и тонкой очистки (размер твердых частиц до 20 мкм). В фильтрах применяются либо сетки, либо разнообразные фильтрующие материалы.
Слайд 14Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуаров АЗС в
баки автомашин. Наибольшее применение получили насосы роторно-шиберного (пластинчатого) типа.
Ротор расположен эксцентрично относительно статора, образуя камеру всасывания и нагнетания. В роторе имеются пазы, в которых находятся пластины (лопатки). Под действием центробежных сил пластинки выдвигаются из пазов ротора. При расширении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении – нагнетание. Перепускной клапан поддерживает постоянное давление в полости нагнетания (например, 0,2 МПа).
Слайд 15Газоотделители топливораздаточных колонок предназначены для отделения от топлива воздуха, который может
раствориться в нем при сливе топлива в резервуары.
Слайд 16В поплавковой камере происходит конденсация паров топлива, осаждение частиц топлива, унесенного
вместе с паровоздушной смесью, и выброс выделенного воздуха и паров в атмосферу.
Слайд 18Клапан электромагнитный – устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы
с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Различают клапаны электромагнитные одинарного или двойного действия.
Клапаны одинарного действия только снижают расход топлива в конце выдачи дозы. Клапаны двойного действия дополнительно после окончания выдачи дозы полностью перекрывают трубопровод.
Слайд 20Измеритель объема предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано
отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива.
Рассмотрим принцип действия поршневого измерителя объёма топлива. Поступательное движение поршня вместе с кулисой, на которой он жестко закреплен, преобразуется во вращательное движение вала. Кулиса (франц. – паз) имеет вырез, в котором движется кривошип коленчатого вала.
Вращение коленчатого вала с золотником дает возможность заполнять поочередно каждый из четырех цилиндров, одновременно вытесняя топливо из противоположного цилиндра (два поршня закреплены на одной кулисе). Вращательное движение коленчатого вала измерителя объема передается через соединительную муфту на вал датчика расхода топлива.
Слайд 21Отсчетные устройства могут быть различных конструкций: механические стрелочные, механические роликовые, электронно-механические,
электронные.
В гидравлической системе колонок обычно перед выходом раздаточного рукава устанавливается индикатор со стеклянным колпачком или окном, через которое можно наблюдать за потоком топлива, выходящего из колонки, и контролировать его загазованность.
Слайд 22Раздаточные рукава колонок выполняются обычно резинотканевыми.
В последнее время стали применять рукава
из полимерных материалов. Работа раздаточных рукавов осуществляется в сложных условиях, часто происходят их перегибы, скручивания, возможны наезды на них колесами заправляемых автомобилей.
Для удобства потребителей выполняются конструкции колонок, имеющих два раздаточных рукава, работающих от одной измерительной системы. В этом случае при выдаче топлива через один рукав второй блокируется специальным клапаном.
Находят широкое применение конструкции колонок, имеющих в одном корпусе две насосно-измерительные системы, работающих самостоятельно, каждая на свой раздаточный рукав. Такими колонками может осуществляться отпуск топлива двух сортов. Отсчетное устройство такой колонки либо двойное, либо одинарное с блокировкой.
С целью обеспечения выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяются многорукавные колонки (4 – 6 рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами, работающими на свои рукава. Такие колонки представляют сплошные агрегаты, позволяющие сокращать площади, необходимые для установки колонок.
Слайд 24На выходных концах раздаточных рукавов устанавливаются раздаточные краны или «пистолеты». Они
могут быть автоматическими и механическими. Краны имеют выходные патрубки, которыми они вставляются в топливные баки заправляемых автомашин. Открытие кранов осуществляется вручную, нажатием на специальные рычаги. В зависимости от силы давления на рычаг регулируется степень открытия крана. В автоматических кранах при наполнении топливного бака до верхнего уровня, когда топливо достигает патрубка крана, происходит его автоматическое закрытие. В неавтоматических кранах закрытие осуществляется вручную. В этом случае существует риск перелива бака и разлива топлива на землю, что нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.
Раздаточный кран, являющийся замыкающим звеном бензоколонки, должен быть удобным в обращении, легким, без подтекания топлива, взрывобезопасным, красивым в оформлении и соответствующим всем требованиям эргономики.
Раздаточные краны имеют различные конструктивные решения, но выполняют одну функцию: наполнение бака топливом. Время заправки зависит от емкости бака и расхода жидкости через кран. Время, затрачиваемое на заправку одного автомобиля, принимается для бензина равным 3 мин, для дизельного топлива – 5 мин.
Слайд 25Виды топливораздаточных колонок
В настоящее время осуществляется выпуск отечественных колонок с расходом
50 л/мин серии 2000, многопостовых колонок серии 4000 с расходом 50 л/мин, колонок с повышенным расходом до 100 л/мин серии 6000, многопостовых блочных колонок с расходом 50 л/мин серии 5000.
ТРК серии 2000 — это одинарные топливораздаточные колонки с механическим или электромеханическим счетчиком разового учета топлива. Элементы облицовки ТРК серии 2000 (передние, задние, боковые панели) выполнены из обычной тонкой листовой стали, покрыты синтетической грунтовкой и эмалью. Все панели съемные.
Слайд 26Узлы ТРК монтируются на каркасе из стального уголка. Измеритель объема —
4-поршневой, из алюминиевого сплава с золотниковым распределителем. Для уплотнения поршней используются кожаные манжеты. Отсчетное устройство: роликового типа — для ТРК «Нара-27М1», стрелочного типа — для ТРК «Нара-27М1С», электромеханического типа — для ТРК «Нара-27М1Э».
ТРК «Нара-27М1ЭН» отличаются более современным внешним видом и комплектуются 5-разрядным электромеханическим табло. Мощность двигателя — 0,55 кВт. Гидравлическая часть — бензонасос, газоотделитель, поплавковая камера, фильтр грубой очистки. Раздаточный рукав длиной 5 м может быть ручного или автоматического действия.
ТРК серии 4000 характеризуются блочно-модульной компоновкой, при которой устройство отображения информации и измерительная часть выполнены отдельными блоками, соединенными между собой коммуникациями.
ТРК серии 6000 — колонки повышенной производительности. Примером такой ТРК является «Нара 61-16». Отличительная особенность ТРК этой серии — наличие насосного агрегата производительностью 100 л/мин, в остальном — узлы и внешний вид унифицирован с ТРК серии 4000. ТРК серии 6000 рекомендуется использовать для заправки грузового транспорта.
Слайд 27Многошланговые модульные ТРК серии 5000 для 1…4 видов топлива обеспечивают оптимальные
возможности оформления любой АЗС.
Смесераздаточные колонки предназначены для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями смесью бензина с касторовым маслом в различных пропорциях. Такие колонки в России не производятся. При необходимости на АЗС и АЗК устанавливают колонки зарубежных фирм.
Слайд 28Требования к технической эксплуатации ТРК и МРК
Топливораздаточные колонки предназначены для измерения
объема и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Класс точности ТРК должен быть не более 0,25. Маслораздаточные колонки предназначены для измерения объема и выдачи масел в тару потребителя. Класс точности МРК должен быть не более 0,5.
ТРК и МРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер Государственного реестра средств измерений. Сведения о сертификате и номере Госреестра указываются производителем в формуляре (паспорте) колонки.
Слайд 29Топливораздаточные колонки являются средствами измерения объема топлива и подлежат государственной поверке:
первичной
- при выпуске из производства или после ремонта;
периодической - в процессе эксплуатации в установленном порядке.
При положительных результатах государственной поверки пломбы с оттиском государственного поверителя навешивают в местах в соответствии со схемой пломбирования, приведенной в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
Слайд 30При ремонте или регулировке ТРК или МРК со снятием пломб государственного
поверителя в журнале учета ремонта оборудования делается запись даты, времени и показаний суммарного счетчика в момент снятия пломб и по завершении ремонта и регулировки погрешности ТРК и составляется акт учета нефтепродуктов при выполнении ремонтных работ на ТРК (МРК).
С целью исключения смешения моторных топлив при выполнении операций по поверке ТРК, а также при контрольных проверках погрешности ТРК топливо из мерника сливается в те резервуары, с которыми работает ТРК.
После завершения ремонта и регулировки ТРК или МРК со снятием пломб государственного поверителя осуществляется вызов государственного поверителя для проведения их поверки и пломбировки.
В целях предотвращения разливов и проливов на АЗС должны использоваться ТРК, оснащенные раздаточным краном с автоматическим прекращением выдачи топлива при полном заполнении бака транспортного средства.
Слайд 31На ТРК и МРК наносятся порядковый номер колонок (либо сторон колонок),
марка выдаваемого нефтепродукта. В необходимых случаях на ТРК, МРК должна быть нанесена или иным способом присутствовать информация об особых условиях работы устройства или заправки автотранспорта. На ТРК, предназначенных для отпуска этилированного бензина, должна быть нанесена надпись: «Бензин этилированный. Ядовито».
Техническое обслуживание, ремонт, поверку ТРК, МРК необходимо фиксировать в журнале учета ремонта оборудования. В формулярах (паспортах) ТРК и МРК делаются отметки о количестве отпущенного топлива с начала эксплуатации, ремонте и замене узлов агрегатов.
В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или в иных случаях невозможности работы ТРК (МРК) на ней вывешивается табличка с надписью «РЕМОНТ», «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ» или иным содержанием, информирующим о ее нерабочем состоянии. Запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг корпуса неисправной ТРК (МРК). На неработающих ТРК и МРК допускается осуществление механической блокировки, исключающей извлечение раздаточного крана из «гнезда» на корпусе.
Слайд 32Не допускается эксплуатация ТРК и МРК:
с погрешностью, превышающей установленную в описании
типа данного средства измерений;
при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
при наличии подтекания топлива из-за негерметичности агрегатов, узлов и соединений;
с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных заводом-изготовителем;
с нарушениями конструкции колонки, описанной в эксплуатационной документации.
Слайд 37Виды ремонтов топливораздаточных колонок АЗС
В соответствии с назначением и характером выполняемых
работ существуют три вида ремонта колонок:
• текущий;
• средний;
• капитальный.
Слайд 38Текущий ремонт предусматривает частичную их разборку, восстановление или замену изношенных и
поломанных деталей. Потребность в текущем ремонте выявляется при профилактическом обслуживании и в процессе эксплуатации. В процессе ремонта проводятся необходимые регулировочные работы.
Средний ремонт предусматривает замену или восстановление одного или нескольких узлов (агрегатов), а также базовых деталей с выполнением технологически более сложных, чем при текущем ремонте операций.
Текущий и средний ремонт проводятся непосредственно на месте установки колонки. При этом желательно не разбирать узел (агрегат), вышедший из строя, а заменять его новым, отремонтированным, из обменного фонда. При таком методе ремонт ускоряется, а вышедший из строя узел (агрегат) ремонтируется в более удобных условиях в мастерских.
Капитальный ремонт имеет целью восстановление всех технических параметров. При капитальном ремонте колонка подлежит полной разборке и ремонту или восстановлению всех узлов. Капитальный ремонт, как правило, ведется в мастерских или на заводе.
Слайд 39Текущий и средний ремонт обычно осуществляется силами слесарей-механиков, обслуживающих АЗС. Рабочее
место слесаря-механика должно быть оборудовано всем необходимым для обеспечения качественного и быстрого проведения технического обслуживания и ремонта. На нем должен быть установлен слесарный верстак с тисками, стеллаж для хранения деталей и узлов, комплект слесарного, монтажного инструмента и приспособлений, образцовые мерники 2-го разряда вместимостью 10 и 50 л.
Слайд 40Текущий и средний ремонт обычно осуществляется силами слесарей-механиков, обслуживающих АЗС. Рабочее
место слесаря-механика должно быть оборудовано всем необходимым для обеспечения качественного и быстрого проведения технического обслуживания и ремонта. На нем должен быть установлен слесарный верстак с тисками, стеллаж для хранения деталей и узлов, комплект слесарного, монтажного инструмента и приспособлений, образцовые мерники 2-го разряда вместимостью 10 и 50 л.
В интересах наиболее четкой организации и лучшего проведения ремонтных работ обычно придерживаются следующего порядка:
• определение неисправностей;
• установление последовательности разборки;
• разборка оборудования на узлы и детали;
• выявление характера и величины износа деталей, их отбраковка и определение деталей, подлежащих замене;
• выбор способов восстановления изношенных деталей;
• восстановление деталей;
• сборка узлов и оборудования с необходимой подгонкой;
• проверка, регулировка и тарировка.
Слайд 41
Неисправности выявляют внешним осмотром оборудования и его отдельных узлов, опросом лиц,
работающих на данном оборудовании, а также путем контрольного пуска колонки.
Слайд 42Требования безопасности при работе ТРК
Колонка должна быть установлена на основании через
уплотнение. Уплотнение должно быть выполнено так, чтобы при утечке топливо вытекало снаружи колонки. Это позволяет обнаружить утечку топлива на ранней стадии.
Сквозные отверстия для кабельных каналов, труб, топливных трубопроводов и болтов, а также для кабелей в кабельных каналах должны быть загерметизированы с целью исключения проникновения топлива в другие системы.
При наличии утечки необходимо немедленно отключить электропитание и вызвать сервисную службу.
Необходимо постоянно следить за наличием и исправностью огнетушителей на заправочном островке и обеспечивать свободный доступ к ним.
Слайд 43Пожарная безопасность
Основные причины возникновения пожаров:
• использование негерметичных осветительных приборов и арматуры;
•
неисправность электропроводки;
• грозовые разряды;
• самовозгорание горючих веществ;
• нарушение правил проведения зачистных работ в резервуарах;
• нарушение требований по защите от проявлений статического электричества;
• загрязненность нефтепродуктами (маслами) площадок АЗС;
• нарушение техники безопасности при проведении ремонтных и сварочных работ;
• курение на территории АЗС;
• неисправности оборудования ТРК;
• нарушение правил заправки автомобилей (возгорание электропроводки, искры из выхлопных труб, заправка с включенным двигателем, переполнение топливных баков);
Слайд 44Основные показатели пожароопасности нефтепродуктов:
Бензины всех марок и некоторые виды дизтоплива относятся
к легковоспламеняющимся или горючим жидкостям.
Легковоспламеняющаяся жидкость (далее – ЛВЖ) – жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61 °С.
К взрывоопасным относятся ЛВЖ, у которых температура вспышки не превышает 61 °С, а давление паров при температуре 20°С составляет менее 100 кПа (около 1 ат.).
Горючая жидкость (далее – ГЖ) – жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки выше 61 °С.
Горючие жидкости с температурой вспышки выше 61 °С относятся к пожароопасным, но, нагретые в условиях производства до температуры вспышки и выше, относятся к взрывоопасным.
-Температура вспышки – самая низкая (в условиях специальных испытаний) температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары и газы, способные вспыхивать от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения.
Слайд 45-Температура воспламенения – наименьшая температура горючего вещества, при которой выделяются горючие
пары с такой скоростью, что после воспламенения их от внешнего источника зажигания вещество устойчиво горит.
-Температура самовоспламенения – самая низкая температура горючего вещества, при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций, заканчивающееся возникновением пламенного горения.
Бензин А-95 ДСТУ 4839:2007 ДТ ДСТУ 4840:2007 Температура вспышки {'С) -в открытом тигле -в закрытом тигле от -27 до -39 Температура самовоспламенения (*С) от 225 до 370
-Верхний и нижний концентрационные пределы воспламенения – соответственно максимальная и минимальная концентрации паров ЛВЖ в воздухе, выше и ниже которых взрыва не произойдет даже при возникновении источника инициирования взрыва.
Слайд 46Пожары и взрывы
Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров
с воздухом.
Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания.
По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Тем не менее, взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паровоздушной смеси бензина.
Взрывоопасная зона – помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в котором имеются или могут образоваться взрывоопасные смеси.
Слайд 47Основные причины возникновения пожаров на АЗС
• Открытый огонь: зажженная спичка, брошенный
окурок сигареты у ТРК, резервуаров; проведение ремонтных работ с источником от
• Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования;
• Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкции молниезащиты).
• Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения и т.д.
окрытого огня;