Слайд 1Типы уроков в соответствии с ФГОС
Слайд 2Требования
к современному уроку
Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
Учитель выступает
в роли организатора, а не информатора
Обязательная рефлексия учащихся на уроке
Высокая степень речевой активности учащихся
Слайд 3Методические принципы современного урока
Субъективизация
Метапредметность
Деятельностный подход
Коммуникативность
Рефлексивность
Импровизационность
Слайд 4Главная методическая цель урока
при системно - деятельностном обучении –
создание
условий для проявления познавательной активности учеников.
Слайд 5Как создать условия для проявления познавательной активности учеников?
Учитель составляет
и обсуждает план урока вместе с учащимися. Ход познания – «от учеников».
Учитель пробуждает обучающихся к мыслительной деятельности и её планированию (ученики наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности).
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями. Задания с включением механизма творчества. Учитель создает проблемные ситуации.
Слайд 6Как создать условия для проявления познавательной активности учеников?
Коллективный поиск,
направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Слайд 7Требования к учителю
Чётко и точно формулирует задания
Не даёт новые знания ученикам
в готовом виде
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
Использует формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся в учебном процессе.
Подбирает комплексные задания
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
Слайд 8Уроки деятельностной направленности
по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) уроки
«открытия» нового знания;
2) уроки отработки умений и рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Слайд 9
1 тип урока-
урок открытия нового знания (ОНЗ).
Деятельностная цель:
формирование у учащихся
умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 10Структура урока открытия нового знания (ОНЗ).
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 11Логика построения урока ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода
Слайд 12Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
1. Знаю, что значит уметь
учиться
(норма учебной деятельности)
2. Хочу учиться
3. Могу учиться (содержательные рамки)
4. Зачем мне надо учиться
Слайд 13На мобилизующем этапе ученик
1. выполняя предложенные учителем задания
частично поискового характера, определяет тему урока;
2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию.
Слайд 142. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель этапа:
готовность
мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Слайд 16Учитель организует фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия
и его обосновании
Затруднение – фиксация того, что я не могу сделать.
Фиксация невозможности получить запланированный результат
Слайд 17
3. Выявление места и причины затруднения
(3–4 мин)
Цель этапа:
выявление и фиксация места и причины затруднения.
1. Перестаю действовать –
начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение?
(место)
4. Почему оно возникло?
(причина)
Слайд 18
4. Построение проекта выхода из затруднения
(4–6 мин)
Цель этапа:
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
1. Какое знание строю, чему учусь?
(цель проекта)
2. Как строю и с помощью чего?
(выбор способа и средств)
3. План построения нового знания.
Слайд 19
5. Реализация построенного проекта
(5 – 8 мин)
Цель этапа:
построение и фиксация нового знания.
1. Реализация построенного проекта.
2. Фиксация нового знания в речи и знаково.
(эталон)
Слайд 20План построения нового знания
1) Воспользоваться выбранным средством.
2) Построить новый
способ.
Слайд 21На этапе овладения новыми знаниями ученик
1. формулирует задания к упражнениям.
2. выполняет
упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
3. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала
Слайд 226. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Цель этапа:
применение нового знания в типовых заданиях.
1. Решение типовых заданий
на новое знание
2. Проговаривание во внешней речи
(всеми учащимися)
Слайд 23
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа:
самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
овых условиях.
1. Выполнение самостоятельной работы
(решение типовых заданий)
2. Самопроверка
(по эталону для самопроверки)
3. Коррекция ошибок
4. Ситуация успеха
Слайд 24
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа: включение
нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
1. Границы применимости нового знания
2. Задания, в которых новое
знание связывается с ранее
изученными
3. Задания на повторение
4. Задания на пропедевтику изучения
последующих тем
Слайд 25
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2–3 мин)
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности
(затруднение, цель, результат,
как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание
Слайд 26Деятельность ученика
на этапе рефлексии
вспоминает ход урока;
анализирует свою деятельность или деятельность
товарищей;
формулирует свои впечатления
Слайд 27Пример карточки для проведения этапа
рефлексии деятельности на уроке
1) Я
понял, как вычитать двузначные числа с переходом через разряд новым способом.
2) Я не допустил ошибок в самостоятельной работе.
3) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить эти ошибки).
4) Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были).
5) Сегодня я учился самостоятельно учиться.
6) Я достиг поставленной цели урока.
7) Я доволен своей работой на уроке.
8) У меня остались затруднения…
Слайд 28Пример карточки для проведения этапа
рефлексии деятельности на уроке
У меня
сегодня всё получилось, я не допускал ошибок («+» или «?»)
Я допустил ошибки в самост. работе № 1 (перечислить ошибки)
Я исправил свои ошибки при работе с заданиями по выбору
Я без ошибок выполнит самост. работу № 2 («+» или «?»)
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)
Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера)
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)
Мне необходимо поработать над…. (перечислить темы)
Слайд 292 тип урока –
урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель:
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 30Структура урока отработки умений и рефлексии.
1) Этап мотивации (самоопределения) к
коррекционной деятельности.
2) Этап актуализации и пробного учебного действия.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 31
3 тип - уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
Деятельностная цель:
формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель:
построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Слайд 32Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах,
связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода
Слайд 33
4 тип - уроки развивающего контроля
имеют следующую структуру:
1) этап мотивации (самоопределения)
к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Слайд 34
Формы проведения урока нетрадиционного типа
Урок-соревнование
Урок-путешествие
Урок-сказка
Урок-игра
Урок-конференция
Интегрированный урок
Слайд 35
Принципиальное отличие
уроков деятельностной направленности
от традиционных уроков:
системная реализация деятельностных
целей образования;
ученик
является субъектом учебной деятельности.
Слайд 36Мобилизующий этап
Заполни четвёртую строку, исключив из каждой строки лишнее слово:
ноч…, проч…,
глуш…;
сплош…, стереч…, береч…;
умываеш…, держиш…, настеж…;
…, …, … .
Запись на доске:
Цель урока:
Познакомиться с … и учиться … .
Слайд 37Этап овладения новыми знаниями
сплошь, прочь, настежь;
Уж, замуж, невтерпёж (исключ.)
Познакомьтесь
с записью.
Сформулируйте правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Слайд 38Закрепление изученного
Прочитайте фразеологизмы под цифрами и в справке. Сформулируйте задание к
упражнению:
кидает в жар 4) сжигать мост
отлегло от сердца 5) что правда, то правда
как две капли воды 6) кругом и всюду
Справка: точ…(в)точ…, бросает в дрож…, сплош… и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, гора с плеч…
Слайд 39
Любое препятствие преодолевается настойчивостью.
(Леонардо да Винчи)