Презентация, доклад Тема 1.2. Психические состояния человека.

Содержание

иметь практический опыт: общения с различными категориями граждан, нуждающимися в социальной помощи;установления психологического контакта с клиентами;адаптации в трудовом коллективе;использования приемов эффективного общения в профессиональной деятельности и саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;общения с лицами пожилого возраста

Слайд 1ПМ 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и

социальной защиты

Цели и задачи модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:

ПМ 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защитыЦели и задачи модуля С

Слайд 2иметь практический опыт:
общения с различными категориями граждан, нуждающимися в социальной

помощи;
установления психологического контакта с клиентами;
адаптации в трудовом коллективе;
использования приемов эффективного общения в профессиональной деятельности и саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
публичного выступления и речевой аргументации позиции;
иметь практический опыт: общения с различными категориями граждан, нуждающимися в социальной помощи;установления психологического контакта с клиентами;адаптации в

Слайд 3уметь:
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
объяснять сущность психических процессов

и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
характеризовать различные виды и формы девиаций, выделять их социальные и социально-психологические причины;
уметь:оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и

Слайд 4знать:
основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
основы психологии личности;
особенности психологии

инвалидов и лиц пожилого возраста;
современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
понятие девиантного поведения, различные виды и формы девиаций, их социальные и социально-психологические причины.
знать: основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;основы психологии личности;особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;современные представления

Слайд 5МДК. 01.02.
Психология
социально-правовой деятельности

МДК. 01.02.Психология социально-правовой деятельности

Слайд 6Тема 1.1.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГОБУ СПО ВО
«Острогожский многопрофильный техникум»
Психолог
Елена Владимировна

Сизова
Тема 1.1.ПСИХИЧЕСКИЕ  СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОБУ СПО ВО «Острогожский многопрофильный техникум»Психолог Елена Владимировна Сизова

Слайд 7План лекции:
1. Основные формы психических процессов человека и их виды.
2.

Основные формы изменения психических процессов.
3. Значение в практике социальной защиты
План лекции:1. Основные формы психических процессов человека и  их виды.2. Основные формы изменения психических процессов. 3.

Слайд 91. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах

психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫПсихические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это

Слайд 10Классы психических процессов
познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения,

восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);
эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).
Классы психических процессов познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);эмоционально-волевые,

Слайд 11Виды психических процессов
Познавательные
Ощущение
Восприятие
Мышление
Внимание
Память
Воображение
Речь
Эмоциональные
Эмоции
Чувства
Аффекты
Стресс
Волевые
Борьба мотивов
Принятие решения
Постановка цели

Виды психических процессовПознавательныеОщущениеВосприятиеМышлениеВниманиеПамятьВоображениеРечьЭмоциональныеЭмоцииЧувстваАффектыСтрессВолевыеБорьба мотивовПринятие решенияПостановка цели

Слайд 12Ощущение –
простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение

отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее

Слайд 13Восприятие –
это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их

непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире.
Восприятие –это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на

Слайд 14Представление –
это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в

данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.
в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт.
Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются

Слайд 15Воображение –
это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов

на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла.
Воображение –это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений.

Слайд 16Мышление –
это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное

отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности.
Мышление –это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных

Слайд 17Память –
это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем

воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти
Память –это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его

Слайд 18Внимание –
это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на

каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса.
Внимание –это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность

Слайд 192. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Психические состояния – это определенный в данное время относительно

устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния.
Чувства, аффекты, настроения, стрессы
2. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯПсихические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется

Слайд 20Психические состояния различаются по ряду характеристик:
уровню и форме эмоциональности (эмоциональные:

стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
уровню интенсивности (активационные);
уровню психофизиологического ресурса (тонические);
уровню психического напряжения (тензионные);
продолжительности состояния (временные: настроения);
знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).
Психические состояния различаются по ряду характеристик: уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

Слайд 213. Психические свойства человека
Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие

определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой.
3. Психические свойства человекаПсихические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности

Слайд 22Ключевые понятия
Ощущение

Восприятие
Предсталения

Внимание

Память

Воображение

Мышление
мыслительные процессы и действия

Ключевые понятияОщущениеВосприятиеПредсталенияВниманиеПамятьВоображениеМышлениемыслительные процессы и действия

Слайд 23Возрастные изменения Возрастные изменения организма хотя и не являются болезнью в

медицинском смысле, но вызывают ощущение болезненности, недужности, немощи

Старение – естественный физиологический процесс и само по себе не является болезнью. Хотя старение человека и является нормальным процессом, оно сопровождается сложным комплексом возрастных изменений практически во всех органах и системах организма.
Постепенно увядает кожа, седеют волосы.
Кости становятся хрупкими, суставы теряют подвижность.
Слабеет работа сердца, сосуды становятся менее эластичными, замедляется скорость кровотока.
Меняется обмен веществ, повышается уровень холестерина, липидов, сахара крови.
Нарушается деятельность системы дыхания, пищеварения.
Снижается активность иммунной системы.
Уменьшается зоркость, слабеет слух, снижается острота других органов чувств.
Ослабевает деятельность эндокринной и нервной системы.

Возрастные изменения  Возрастные изменения организма хотя и не являются болезнью в медицинском смысле, но вызывают ощущение

Слайд 24В процессе старения страдает и психика.
Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к

изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются память и внимание, уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни, появляется своеобразный старческий консерватизм.
Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека.
В процессе старения страдает и психика.Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и

Слайд 25Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических

заболеваний в пожилом и старческом возрасте.
Самые частые проявления психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте – депрессия, тревога и ипохондрия.
Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

Слайд 26Депрессия – серьезное заболевание. Без лечения депрессия в пожилом и старческом

возрасте может длиться годами, создавая массу проблем, как самому больному, так и его родственникам. При первом же подозрении на развитие депрессии необходимо обратиться к врачу. Чем раньше начато лечение депрессивных расстройств – тем быстрее достигается положительный результат. Депрессия в старости излечима.
Депрессия – серьезное заболевание. Без лечения депрессия в пожилом и старческом возрасте может длиться годами, создавая массу

Слайд 27Многие люди, достигнув пожилого возраста, становятся более тревожными. Простые житейские ситуации,

с которыми раньше человек справлялся без труда, вызывают целый ряд необоснованных опасений, волнение и беспокойство. Поход к врачу, оплата коммунальных услуг, встреча со знакомыми, покупка продуктов, уборка и многое другое становятся источником бесконечных опасений и страхов. В этих случаях говорят о развитии тревожного (невротического) расстройства. Такие пациенты суетливы, беспокойны, донимают окружающих непрекращающимся повторением своих опасений. Постоянное чувство внутреннего напряжения с ощущением надвигающейся катастрофы делает жизнь таких людей невыносимой.
Многие люди, достигнув пожилого возраста, становятся более тревожными. Простые житейские ситуации, с которыми раньше человек справлялся без

Слайд 28Частая тема страхов в старости – собственное здоровье или здоровье и

жизнь близких людей. Такие пациенты боятся остаться в одиночестве, требуют, чтобы кто-нибудь из близких людей их постоянно сопровождал, бесконечно звонят родным с вопросами об их самочувствии. Временами тревога достигает степени паники. Больные не могут находиться в покое, мечутся по квартире, стонут, плачут, заламывают руки. Тревога часто сопровождается разнообразными неприятными ощущениями в теле (боли, сердцебиение, внутренняя дрожь, спазмы в животе и т.п.), что еще больше усиливает волнение и порождает новые страхи. При тревоге часто нарушается сон. Больные долго не могут уснуть, просыпаются ночью. Нарушения сна в свою очередь становятся источником новых опасений и страхов.
Частая тема страхов в старости – собственное здоровье или здоровье и жизнь близких людей. Такие пациенты боятся

Слайд 29Ипохондрия – чрезмерная фиксация человека на телесных ощущениях с появлением страхов

или убеждения в наличии тяжелого физического заболевания, не подтверждающегося объективными медицинскими обследованиями. Сама старость с неизбежным развитием физического недомогания и разнообразных болезненных ощущений дает обильную пищу для формирования ипохондрических переживаний. Ипохондрия проявляется, как правило, в виде новых необычных и крайне тягостных для человека телесных ощущений. Жжение, стягивание, скручивание, стреляющие или непрекращающиеся ноющие боли, «удары током», ощущение горения в теле – вот далеко не полный перечень жалоб больных с ипохондрией.
Ипохондрия – чрезмерная фиксация человека на телесных ощущениях с появлением страхов или убеждения в наличии тяжелого физического

Слайд 30Пожилые люди часто отличаются подозрительностью. Они нередко жалуются на несправедливое отношение

со стороны окружающих, притеснение со стороны родных, ущемление прав. В тех случаях, когда эти жалобы не имеют под собой реальных оснований, речь может идти о развитии бредовых идей - ложных, не соответствующих действительности суждений и умозаключений, обусловленных расстройством психической деятельности. Бредовые идеи – основное проявление хронического бредового расстройства – заболевания, часто встречающегося в старости. Постепенно подозрительность усиливается, любые действия окружающих трактуются как направленные против больного. Содержание бредовых идей разнообразно. Чаще всего это идеи воровства, материального или морального притеснения, преследования с целью овладения имуществом, отравления.
Пожилые люди часто отличаются подозрительностью. Они нередко жалуются на несправедливое отношение со стороны окружающих, притеснение со стороны

Слайд 31Адаптация человека к старению включает в себя решение следующих психологических задач

(Hanighurst, 1983):

приспособиться к ухудшению здоровья и снижению физической силы;
приспособиться к последствиям выхода на пенсию и снижению доходов;
совладать с жизненными утратами, например, смертью супруга или членов семьи;
приспособиться к условиям жизни, отличным от тех, к которым привык раньше;
приспособиться к «удовольствиям старения», например увеличению количества свободного времени или возможности больше общаться с внуками.

Адаптация человека к старению включает в себя решение следующих психологических задач (Hanighurst, 1983):приспособиться к ухудшению здоровья и

Слайд 32Вопросы для контроля знаний
Вопрос 1. В процесс старения вносят свой вклад:
а)

генетические факторы
б) повреждения клеток в течение жизни человека
в) нейроэндокринные влияния
г) верно все перечисленное
Вопросы для контроля знанийВопрос 1. В процесс старения вносят свой вклад:а) генетические факторыб) повреждения клеток в течение

Слайд 33Вопросы для контроля знаний
Вопрос 2. Для патологического старения характерны:
а) высокие показатели

смертности
б) быстро развивающиеся атрофические изменения нейронов коры головного мозга
в) нарастание нарушений памяти
г) наследственная отягощенность
д) верно все перечисленное

Вопросы для контроля знанийВопрос 2. Для патологического старения характерны:а) высокие показатели смертностиб) быстро развивающиеся атрофические изменения нейронов

Слайд 34Вопросы для контроля знаний
Вопрос 3. Структурные изменения в коре головного мозга

при нормальном старении представлены:
а) умеренно выраженной атрофией нейронов коры больших полушарий
б) повышением содержания межклеточной жидкости
в) увеличением боковых желудочков мозга
г) верны варианты а и в
д) верно все перечисленное

Вопросы для контроля знанийВопрос 3. Структурные изменения в коре головного мозга при нормальном старении представлены:а) умеренно выраженной

Слайд 35Вопросы для контроля знаний
Вопрос 4. Изменения памяти при старении характеризуются:
а) ухудшением

кратковременной и долговременной памяти
б) развитием амнестической афазии
в) умеренным снижением оперативной и кратковременной памяти при сохранности долговременной памяти
г) снижением слуховой памяти при сохранности зрительной
д) отсутствием единого стереотипа нарушений

Вопросы для контроля знанийВопрос 4. Изменения памяти при старении характеризуются:а) ухудшением кратковременной и долговременной памятиб) развитием амнестической

Слайд 36Вопросы для контроля знаний
Вопрос 5. Изменения интеллекта при старении характеризуются:
а) дефицитом

понятийного мышления и снижением словарного запаса
б) сохранностью «кристаллизованного» интеллекта при некотором ухудшении «подвижного»
в) равномерным снижением всех компонентов интеллекта
г) снижением способности к выработке стратегий компенсации когнитивного дефицита
д) верны варианты б и г

Вопросы для контроля знанийВопрос 5. Изменения интеллекта при старении характеризуются:а) дефицитом понятийного мышления и снижением словарного запасаб)

Слайд 37Вопросы для контроля знаний
Вопрос 6. Личностные изменения при старении включают:
а) сужение

круга интересов и эгоцентризм
б) изменения полоролевой идентичности
в) склонность к интраверсии
г) повышенную тревожность и снижение самооценки
д) верны варианты а и в
е) верны варианты б и в

Вопросы для контроля знанийВопрос 6. Личностные изменения при старении включают:а) сужение круга интересов и эгоцентризмб) изменения полоролевой

Слайд 38Вопросы для контроля знаний
Вопрос 7. Социальное и трудовое функционирование при нормальном

старении характеризуется:
а) снижением творческой продуктивности
б) повышением социальной активности
в) снижением способности к самостоятельному существованию
г) снижением уровня мотивации при сохранной физической работоспособности
д) верны варианты а и г

Вопросы для контроля знанийВопрос 7. Социальное и трудовое функционирование при нормальном старении характеризуется:а) снижением творческой продуктивностиб) повышением

Слайд 39Вопросы для самостоятельной работы
Значение изменения психических процессов в практике социальной защиты


2.

Астенический и органический типы реагирования на ситуацию болезни или инвалидности.
Вопросы для самостоятельной работыЗначение изменения психических процессов в практике социальной защиты2.  Астенический и органический типы реагирования

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть