Слайд 1Образовательные
технологии: осознанный
выбор
Технология
критического
мышления
«Перед прошлым - склони голову,
перед будущим - засучи рукава.»
ЦПМ группа №9 первый уровень Шымкент 2013
Слайд 2Тема коуч-сессии: КМ
Цель: в ненавязчивой форме убедить в необходимости применения этой
технологии в вашей школе
Задача: снабдить необходимыми знаниями, ресурсами, материалами (т.е. собрать приданое, с которым Вы отправитесь завоевывать умы учителей, обращая их в фанатов технологии КМ)
Слайд 3Концептуальная идея ТКМ
КМ является методическим стержнем преподавания ряда академических дисциплин, т.е.
является не просто одним из предметов, а системообразующим фактором образования.
Слайд 4
Искусство вопросов – инструмент для развития навыков критического мышления
Вопрос –
основная движущая сила мышления.
Уровень вопросов определяет уровень мышления.
Задав вопрос, мы озвучиваем проблему, получаем возможность ее обговаривать и уточнять нюансы и детали. Умение задавать вопросы – это искусство, которому можно научиться.
Слайд 5Современная таксономия Блума. Интеллектуальная область.
Слайд 6Шесть лепестков – шесть типов вопросов
ЗППАСО
Вопросы - интерпретации
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Практические вопросы
Оценочные
вопросы
Творческие вопросы
Слайд 7ПРИЕМЫ ТРКМ.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкие» вопросы: вопросы, требующие однозначного, простого ответа:
кто…?
что…?
когда…?
может…?
согласны ли вы…?
как зовут…?
было ли…?
«Толстые» вопросы: вопросы, требующие развернутого ответа:
Почему ты считаешь, что…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если..?
Что, если…?
Слайд 8Знание. Понимание. (Простые вопросы)
Что...? Кто были главные...? Когда... произошло?
Вспомните...
Где ...? Кто/Что
из ...?
Как бы вы объяснили …? Выберите ... Почему ...?
Как ..произошло?
Как бы вы описали...? Определите ...
Когда ...?
Как бы вы показали ...?
Перечислите три ...
Назовите ...
Как...? Кто был...?
Сравните ...
Дайте классификацию следующего: ...
Что подразумевается ...?
Найдите контраст ...
Какая главная идея ...?
Что вы можете сказать о ...?
Продемонстрируйте ...
Какие предложения подтверждают ..?
Каков наилучший ответ ...?
Передайте своими словами ... Объясните, что сейчас происходит ... Как бы вы кратко передали ....?
Как бы вы передали другими словами ...?
Какие факты ил идеи показывают ...?
Слайд 9Применение
Как бы вы использовали...?
Как бы по-другому вы сделали, чтобы ...?
Какие примеры
вы можете найти ...?
Как бы вы решили ..., используя то, чему сейчас
Примените факты, чтобы ... научились?
Как бы вы показали ваше понимание ...?
Как бы вы расположили ..., чтобы показать ...?
Какой подход вы бы использовали ...?
Какие элементы вы выбрали бы, чтобы изменить ...?
Что случилось бы в результате ...?
Какие факты вы бы отобрали, чтобы показать ...?
О чем вы бы спросили в интервью с ...?
Как бы вы применили то, чему научились, чтобы развить ...?
Слайд 10Анализ
Как ... связано с ...?
Каковы части или характерные черты ...?
На какие категории вы бы
распределили ...?
Почему вы думаете ...?
Как бы вы проклассифицировали ...?
Какова тема ...?
Определите разные части ...
Какое заключение можно вывести
Какой мотив в ...?
Какие доказательства можно найти ...?
Перечислите части ...?
Какие взаимоотношения между ...?
Какие можно сделать выводы...?
Какова функция ...?
Проведите различия между ...
Какие идеи подтверждают ...?
Слайд 11Оценивание
Вы согласны с действиями ...?
Что бы вы процитировали в защиту действий
...?
Вы согласны с последствиями ...?
Какой выбор вы сделали бы на их месте?
Каково ваше мнение о ...?
В каком порядке по важности вы бы расставили ...?
Как бы вы доказали ...? опровергли...?
Какое суждение вы бы вынесли о ...?
Определите ценность или важность ... Основываясь на том, что знаете, как бы вы объяснили ...?
Было бы лучше, если бы ...?
Почему они (персонаж) выбрали ...?
Какие данные были использованы, чтобы прийти к
Что бы вы порекомендовали ...?
К какому сорту вы бы отнесли ...?
Как бы вы сравнили идеи ...? людей ...?
Как бы вы могли определить ...?
Как бы вы обосновали ...?
Почему это лучше, чем ...?
Слайд 12Творческие вопросы (прогноз)
Как бы вы улучшили ...? Что бы вы изменили,
чтобы …?
Что можно было бы скомбинировать, чтобы…?
Как вы думаете, почему ...? решить ...? улучшить (изменить) ...?
Предложите альтернативу ... Что бы случилось, если бы …?
Как бы вы переделали ..., чтобы создать……? Придумайте... другое...?
Предскажите последствия…?
Как бы вы протестировали ...? Как бы вы изменили (видоизменили) содержание (план)...?
Постройте модель, которая …?
Какие факты вы можете….?
Что могло бы быть сделано, ...чтобы собрать ...? уменьшить (увеличить)...?
Как бы вы спроектировали …?
Придумайте необычный способ для...
Если вдруг вы могли бы ..., что бы вы сделали?
Сформулируйте теорию о ...
Слайд 13Практические вопросы
Как мы можем…?
Как поступили бы вы …?
Как мы можем
это использовать в …?
Какое применение может иметь…?
Слайд 14"Великие вопросы, которые
задают великие ученые".
«Самый важный вопрос, который
может задать человек, - это вопрос о том, является ли вселенная дружественной сферой?». А. Энштейн.
Умение задавать важные вопросы — это и искусство, и наука, и мастерство.
Уметь задавать правильные вопросы — необходимое условие успеха.
Слайд 15Основные фазы урока по технологии РКМ
вызова: ставится задача не только заинтересовать
учащегося, мотивировать его на работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания;
осмысление: идет непосредственная работа с информацией;
рефлексия: информация анализируется, интерпретируется, перерабатывается творчески.
Слайд 16Приём “Хокку”
ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр
японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.
ПРИМЕР
Опавший пион
По-своему прекрасен
С одним лепестком ПРОБА
Бережно грабли кладу
Перед дверью соседа.
Ошибкам учиться хочу.
Слайд 17Диаграмма Венна
Задание: используя графические методы, представьте (назовите, выпишите) общие и уникальные
черты творческого критического мышления
Уникальное
Уникальное
общее
Слайд 18Приём схемы«Фишбоун» или «Фишбоун» диаграммы были придуманы профессором Кауро Ишикава поэтому
часто называются диаграммами Ишикава
Слайд 22Риски применения КР
Жесткое образование Конформизм
Цензура
Ригидность
Форсирование
Агрессивность
Тревожность
Критические установки
Superego
Спонтанность
Слайд 24Правило первое
Если хочешь узнать,
что такое ТРКМ
применяй ее в своей
практике и только
после этого делай
выводы.
Правило яблока: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал.
Слайд 25Правило второе
Применяй технологию,
если у тебя есть потребность .
Правило яблока: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.
Слайд 26Правило третье
Применение отдельного
приема или стратегии
без осознания целостной
теории непродуктивно.
Правило яблока: если ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься.
Слайд 27
Отдельный прием или стратегия МОГУТ не совпадать с индивидуальным стилем преподавателя,
ищи свои приемы.
Правило четвертое
Правило яблока: яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.
То, что хорошо получается у одного преподавателя, может совсем не получиться у другого. Мы разные.
Слайд 28Помни, что преподавание
требует меры, меры между
репродукцией и
творчеством. Освой
ТРК
сначала на репродуктивном уровне, а затем твори.
Правило пятое
Правило яблока: если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным
Слайд 30Размышляйте над этим...
Только критически
Слайд 31Видео-ресурсы
http://youtu.be/h1JbxXh3KQA о командном мышлении
http://youtu.be/ChSa1KYCmjM о индивидуальном мышлении