Слайд 1технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе
Никитина Надежда Викторовна.
Учитель русского
языка и литературы
ГБОУ «Школа №1741»
Отделение «Школа надомного обучения»
Слайд 2В нашем законе
Пункт 27 статьи 2 этого закона
звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Это важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования (см. ст.5 п.1 закона).
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».
Слайд 3НО!
Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия.
Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников
Слайд 4Признание ценности каждого ученика
Возможность адаптации образовательной программы
Готовность учителя принимать и вступать
во взаимодействие с любым учеником
Инклюзивное образование
Слайд 5Задачи учителя, реализующего инклюзивную практику
Эти задачи в чем-то
очень похожи на привычные, а в чем-то – совершенно новые.
Рассмотрим их подробно
Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
Организация в классе доступной среды в зависимости от
потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-
двигательной системы, поведения. Например, организация
пространства для проезда коляски; рабочего места с
необходимыми приспособлениями – держателями для ручек
и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе;
наличие увеличительных приборов, зоны релаксации.
Слайд 6Задачи учителя
Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений
в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).
Основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий
Слайд 7Принципы подхода к работе
в инклюзивном классе
Работа
в сотрудничестве
с другими
специалистами.
Создание специальных образовательных условий
Освоение
современных образовательных технологий
Освоение новых подходов к оценке достижений своих учеников
Индивидуальный подход к ребёнку не на словах, а на деле
Слайд 8Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе
ПЕРВЫЙ ЭТАП
На первом этапе организации
инклюзивного образования происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов.
Формы работы на этом этапе:
экскурсия по школе,
тренинг знакомства,
анкетирование родителей.
Помощники учителя: психологи, дефектологи, логопеды, родители,
тьютор.
Слайд 9Второй этап
Второй этап – это период адаптации к школьной жизни, который
переживает каждый ребенок.
На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.
Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.
Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если:
захотел в туалет;
необходимо идти в столовую;
следующий урок – физкультура;
класс идет на прогулку;
необходимо подготовиться к следующему уроку;
звенит звонок и т.д.
Слайд 10Третий этап
На третьем этапе (скорее всего вместе
с
первым этапом) главной задачей
становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.
В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый – учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет.
Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.
Слайд 11Четвертый этап
Четвертый этап заключается
в организации пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. В школе должны быть комнаты релаксации. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.
Слайд 12Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
Индивидуальное
обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
Фронтальное обучение всего класса.
Слайд 13Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
При организации индивидуальной работы на уроке необходимо
учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам. При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.
Слайд 14Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Для работы в парах с особенным ребёнком
сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно положительное отношение к нему, готовых помочь и поддержать. Это необязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности
Слайд 15Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу
носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.
Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.
Слайд 16Технологии,
направленные на развитие
социальной компетенции детей
Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции,
можно выделить три типа:
прямое обучение социальным навыкам;
организация групповых видов активности;
формирование социальных навыков через подражание
Слайд 17Прямое обучение
При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению
через правила и примеры. Очень важно научить детей договариваться о правилах взаимоотношений с ребенком с ОВЗ.
ПРИМЕР. Слабослышащий ребенок не понял просьбу своего одноклассника. Тот его стукнул. Оба пришли жаловаться учителю.
Учитель – однокласснику:
-Покажи, как ты обратился к Игорю.
-Я стоял сзади и попросил его отойти в сторону. Учитель:
-Помнишь, мы говорили о том, что к Игорю надо обращаться, стоя к нему лицом, чтобы он тебя видел, иначе ему трудно понять, что ты ему говоришь.
Слайд 18Организация групповых видов активности
При организации групповых видов активности, таких как дежурство,
подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой учитель
планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
контролирует и корректирует
групповую активность.
Слайд 19Организация групповых видов активности
Учитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать незрячего
ребенка по школе, сначала он сам выбирает тех детей, которые могут это делать – ответственных и доброжелательно относящихся к ребенку. Потом учитель обучает детей, как надо сопровождать незрячего ребенка по школе. При этом он может воспользоваться тренинговым упражнением «Слепой–поводырь». Зрячему ребенку завязывают глаза и проводят по школе. После чего обсуждают его впечатления, что ему было сложно. Потом рассказывают правила сопровождения незрячих людей по коридорам, лестницам, помещениям с мебелью, улице. Когда ребенок подготовлен, ему предлагают сопровождение. Сначала учитель контролирует процесс, задает вопросы и подсказывает где необходимо, как и что надо делать. Потом предоставляет детям самим передвигаться по школе.
В дальнейшем обученный таким образом сопровождению
ребенок может обучить всех остальных.
Слайд 20Формирование социальных навыков через подражание
Формирование социальных навыков
через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.
Когда дети могут учиться, например, на физкультуре, в одном темпе совершать одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее.
Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.
Слайд 21Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического
сопровождения
Основной формой взаимодействия всех
специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) или психолого-педагогический консилиум(ППк), если в него не входят медицинские работники.
Слайд 22Технологии взаимодействия
Родители выполняют рекомендации
Учителя выполняют рекомендации
Специалисты создают ИОП
Учитель создаёт адаптированную программу
на основе ИОП
Учитель обращается с запросом В ПМПк
Специалисты проводят углублённое обследование ребёнка и дают рекомендации
Слайд 23Трудности
Снижен темп работы – разрешить пропустить какую-то запись, предложить задание, на
которое нужно меньше времени (Карточки – не писать, а вставлять буквы)
Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. – разрешить выйти в игровую зону, в коридор (с тьютором), посидеть в домике (для детей с РАС). НО! Регламентировать время отдыха
Слайд 24Технологии взаимодействия
Со всеми возникающими проблемами учитель обращается к психологу или дефектологу
немедленно
Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.
1 этап. Осознание проблемы педагогом,
формулирование запроса
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана
3 этап. Реализация плана действий в классе
4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение выносится на внеочередное заседание ПМПк
Слайд 25Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании
в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http:// www.inclusive-edu.ru/stat/1/254/
2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.
3. Е.В. СамсоноваТ.П., ДмитриеваТ.Ю. , Хотылева
Основные педагогические технологии инклюзивного образования
Е.Н. Кутепова. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования
ребенком с ОВЗ