Презентация, доклад Технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе

Содержание

В нашем законе Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей

Слайд 1технологии организации учебного процесса в инклюзивном классе
Никитина Надежда Викторовна.
Учитель русского

языка и литературы
ГБОУ «Школа №1741»
Отделение «Школа надомного обучения»
технологии организации учебного процесса в инклюзивном классеНикитина Надежда Викторовна. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №1741»

Слайд 2В нашем законе



Пункт 27 статьи 2 этого закона

звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Это важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для получения качественного образования (см. ст.5 п.1 закона).

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».

В нашем законе   Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование – обеспечение

Слайд 3НО!
Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия.

Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников
НО!Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие

Слайд 4Признание ценности каждого ученика
Возможность адаптации образовательной программы
Готовность учителя принимать и вступать

во взаимодействие с любым учеником

Инклюзивное образование

Признание ценности каждого ученикаВозможность адаптации образовательной программыГотовность учителя принимать и вступать во взаимодействие с любым ученикомИнклюзивное образование

Слайд 5Задачи учителя, реализующего инклюзивную практику
Эти задачи в чем-то

очень похожи на привычные, а в чем-то – совершенно новые.

Рассмотрим их подробно

Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
Организация в классе доступной среды в зависимости от
потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-
двигательной системы, поведения. Например, организация
пространства для проезда коляски; рабочего места с
необходимыми приспособлениями – держателями для ручек
и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе;
наличие увеличительных приборов, зоны релаксации.
Задачи учителя, реализующего инклюзивную практику   Эти задачи в чем-то очень похожи на привычные, а в

Слайд 6Задачи учителя
Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений

в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).

Основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

Задачи учителя Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей

Слайд 7Принципы подхода к работе в инклюзивном классе
Работа
в сотрудничестве
с другими
специалистами.
Создание специальных образовательных условий
Освоение

современных образовательных технологий

Освоение новых подходов к оценке достижений своих учеников

Индивидуальный подход к ребёнку не на словах, а на деле

Принципы подхода к работе в инклюзивном классеРаботав сотрудничествес другимиспециалистами.Создание специальных образовательных условийОсвоение современных образовательных технологийОсвоение новых подходов

Слайд 8Методы организации учебного процесса в инклюзивном классе
ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе организации

инклюзивного образования происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителя, администрации школы, специалистов.

Формы работы на этом этапе:
экскурсия по школе,
тренинг знакомства,
анкетирование родителей.
Помощники учителя: психологи, дефектологи, логопеды, родители,
тьютор.
Методы организации учебного процесса в инклюзивном классеПЕРВЫЙ ЭТАПНа первом этапе организации инклюзивного образования происходит знакомство и формирование

Слайд 9Второй этап
Второй этап – это период адаптации к школьной жизни, который

переживает каждый ребенок.
На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.
Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня.
Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях – что делать, если:
захотел в туалет;
необходимо идти в столовую;
следующий урок – физкультура;
класс идет на прогулку;
необходимо подготовиться к следующему уроку;
звенит звонок и т.д.
Второй этапВторой этап – это период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок. На первых порах

Слайд 10Третий этап

На третьем этапе (скорее всего вместе
с

первым этапом) главной задачей
становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.
В случае с «особым» ребенком инициатором общения детей часто становится взрослый – учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них – плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет.
Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Ведь первоклассники формируют свое отношение к тому или иному ученику своего класса в зависимости от отношения, демонстрируемого взрослым.
Третий этапНа третьем этапе (скорее всего вместе    с первым этапом) главной задачей

Слайд 11Четвертый этап
Четвертый этап заключается

в организации пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. В школе должны быть комнаты релаксации. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.

Четвертый этапЧетвертый этап заключается          в организации пространства

Слайд 12Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
Индивидуальное

обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
Фронтальное обучение всего класса.

Технологии организации инклюзивного образовательного процессаФормы занятий, зависящие от количества участников процесса:Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке,

Слайд 13Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
При организации индивидуальной работы на уроке необходимо

учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам. При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.
Технологии организации инклюзивного образовательного процессаПри организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть

Слайд 14Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Для работы в парах с особенным ребёнком

сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно положительное отношение к нему, готовых помочь и поддержать. Это необязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает от постоянного груза ответственности
Технологии организации инклюзивного образовательного процессаДля работы в парах с особенным ребёнком сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно

Слайд 15Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу

носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.
Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.
Технологии организации инклюзивного образовательного процессаВключение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными

Слайд 16Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей
Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции,

можно выделить три типа:
прямое обучение социальным навыкам;
организация групповых видов активности;
формирование социальных навыков через подражание

Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детейСреди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:прямое

Слайд 17Прямое обучение
При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению

через правила и примеры. Очень важно научить детей договариваться о правилах взаимоотношений с ребенком с ОВЗ.
ПРИМЕР. Слабослышащий ребенок не понял просьбу своего одноклассника. Тот его стукнул. Оба пришли жаловаться учителю.
Учитель – однокласснику:
-Покажи, как ты обратился к Игорю.
-Я стоял сзади и попросил его отойти в сторону. Учитель:
-Помнишь, мы говорили о том, что к Игорю надо обращаться, стоя к нему лицом, чтобы он тебя видел, иначе ему трудно понять, что ты ему говоришь.
Прямое обучениеПри прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Очень важно

Слайд 18Организация групповых видов активности
При организации групповых видов активности, таких как дежурство,

подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой учитель
планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
контролирует и корректирует
групповую активность.
Организация групповых видов активностиПри организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных

Слайд 19Организация групповых видов активности
Учитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать незрячего

ребенка по школе, сначала он сам выбирает тех детей, которые могут это делать – ответственных и доброжелательно относящихся к ребенку. Потом учитель обучает детей, как надо сопровождать незрячего ребенка по школе. При этом он может воспользоваться тренинговым упражнением «Слепой–поводырь». Зрячему ребенку завязывают глаза и проводят по школе. После чего обсуждают его впечатления, что ему было сложно. Потом рассказывают правила сопровождения незрячих людей по коридорам, лестницам, помещениям с мебелью, улице. Когда ребенок подготовлен, ему предлагают сопровождение. Сначала учитель контролирует процесс, задает вопросы и подсказывает где необходимо, как и что надо делать. Потом предоставляет детям самим передвигаться по школе.
В дальнейшем обученный таким образом сопровождению
ребенок может обучить всех остальных.
Организация групповых видов активностиУчитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать незрячего ребенка по школе, сначала он сам

Слайд 20Формирование социальных навыков через подражание
Формирование социальных навыков

через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.
Когда дети могут учиться, например, на физкультуре, в одном темпе совершать одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее.
Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.
Формирование социальных     навыков через подражание Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей:

Слайд 21Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения

Основной формой взаимодействия всех

специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) или психолого-педагогический консилиум(ППк), если в него не входят медицинские работники.
Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения  Основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум

Слайд 22Технологии взаимодействия
Родители выполняют рекомендации
Учителя выполняют рекомендации
Специалисты создают ИОП
Учитель создаёт адаптированную программу

на основе ИОП

Учитель обращается с запросом В ПМПк

Специалисты проводят углублённое обследование ребёнка и дают рекомендации

Технологии взаимодействияРодители выполняют рекомендацииУчителя выполняют рекомендацииСпециалисты создают ИОПУчитель создаёт адаптированную программу на основе ИОПУчитель обращается с запросом

Слайд 23Трудности
Снижен темп работы – разрешить пропустить какую-то запись, предложить задание, на

которое нужно меньше времени (Карточки – не писать, а вставлять буквы)
Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. – разрешить выйти в игровую зону, в коридор (с тьютором), посидеть в домике (для детей с РАС). НО! Регламентировать время отдыха


ТрудностиСнижен темп работы – разрешить пропустить какую-то запись, предложить задание, на которое нужно меньше времени (Карточки –

Слайд 24Технологии взаимодействия
Со всеми возникающими проблемами учитель обращается к психологу или дефектологу

немедленно
Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.
1 этап. Осознание проблемы педагогом,
формулирование запроса
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана
3 этап. Реализация плана действий в классе
4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение выносится на внеочередное заседание ПМПк

Технологии взаимодействияСо всеми возникающими проблемами учитель обращается к психологу или дефектологу немедленноЭтапы работы по преодолению возникшей проблемы.1

Слайд 25Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании

в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http:// www.inclusive-edu.ru/stat/1/254/
2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.
3. Е.В. СамсоноваТ.П., ДмитриеваТ.Ю. , Хотылева
Основные педагогические технологии инклюзивного образования
Е.Н. Кутепова. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования
ребенком с ОВЗ
Спасибо за внимание!ЛИТЕРАТУРА:1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть