Слайд 1Технологии, методы и
формы организации
учебного процесса в
высшей школе
ГОУ ВПУ ЛНР «Луганский
национальный университет имени Тараса Шевченко»
Выполнила:
магистрант 1 года обучения
(заочная форма)
специальность
«Язык и литература (английский)»
Пшеничникова Д.А
Слайд 2Педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее
будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности.
Предметом изучения педагогики высшей школы является лишь один этап в профессиональном становлении – процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.
Слайд 3Учебный процесс в высшей школе - это сложная система организации, управления
и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и вследствие этого является результативным.
Процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации.
лекции;
семинары;,
коллоквиумы;
лабораторные работы;
практикумы;
самостоятельную работу;
научно-исследовательскую работу студентов;
производственную; педагогическую;
дипломную практики и др.
Слайд 4Учебный процесс в вузе слагается из деятельности педагога - преподавания учебной
дисциплины и деятельности студента - учения. Чтобы осуществлять этот процесс, необходимо его организовать.
Этапы процесса обучения:
формирование новых знаний;
закрепление и совершенствование знаний;
формирование умений и навыков;
применение знаний на практике;
повторение;
систематизация знаний;
контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Слайд 5Методы обучения в высшей школе
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos»,
что означает путь, способ продвижения к истине.
Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Остановимся на классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.
Слайд 7Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы,
через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления
2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера
Слайд 8Понятие технологии
Этимологически слово «технология» - technё, греч. – искусство, мастерство +
logos –понятие, учение.
Технология обучения – система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем тиражировании и воспроизведении.
Слайд 9Технология обучения в вузе
представляет собой систему психологических, общепедагогических, дидактических, частнометодических
процедур взаимодействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию подготовки специалистов.
Слайд 10Структура технологии
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание
обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
преподаватель, студент;
результат деятельности.
Схема технологического построения учебного процесса
Слайд 11Функции технологии
Условно можно выделить следующие функции технологий обучения в высшей школе:
инициирование
активности студентов;
оснащение способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;
стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества;
обеспечение развития критичности мышления, обмена ценностными суждениями;
активизация сотрудничества в коллективной работе;
помощь в самоуправлении исследовательской деятельностью; получение «Я-сообщений»
Слайд 12Классификация технологий
по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т. д.);
по целям
обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т. п.);
по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);
по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т. д.);
по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).
Слайд 13Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения
Слайд 14Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения
Слайд 15Инновационные технологии
проблемное обучение,
программированное обучение,
обучение, основанное на теории поэтапного
формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда),
развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий),
проектное обучение.
Слайд 16Интерактивные технологии
Лекции:
– проблемная лекция,
– лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация),
– лекция-визуализация,
–
лекция «пресс-конференция»,
– лекция-диалог и др.
Семинары:
– дискуссия,
– деловая игра,
– кейс-стади,
– ролевая игра,
– тренинг,
– метод проектов, портфолио и др.
Слайд 17Список использованной литературы
1.Авво Б. В., Заир-Бек Е. С. Гуманитарные технологии в
педагогическом
образовании // Педагогика в вузе как учебный предмет: Сборник научных трудов. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 88–106
2.Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 2012. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513950/
3.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – С. 3.
4.Борисова, И.И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе / И. И. Бычков, Е.Ю.Ливанова. – Нижний Новгород, 2011. – С. 15 – 34.
5.Малькова М.А. Педагогика высшей школы /
6.Нигматов, З.Г.Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / З.Г. Нигматова. Л.Р. Шакирова – Казань, 2012. – 357 с.
7.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие (ред. М. В. Буланова-Топоркова) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
8.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации/ Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 255 с.