Слайд 1Сущность модульного обучения
Слайд 2Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг.
XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.
На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.
Слайд 4обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное проиллюстрирование его в
модульной программе и модулях;
четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;
вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Отличительные особенности модульного обучения:
Слайд 5Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать
с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Слайд 6Главная сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно
достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
гарантированность достижения результатов обучения;
возможность работать обучающихся в группах, в парах;
паритетные отношения обучающего и обучаемого;
- возможность общения с товарищами;
- возможность работать в индивидуальном темпе;
Слайд 7Элемент модульной технологии обучения – модульный урок.
Модульный урок состоит из двух
академических часов.
При составлении модульного урока, используют следующие элементы:
формулировка темы урока;
определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
подбор необходимого фактического материала;
определение способов учебной деятельности обучающихся;
отбор методов и форм преподавания и контроля;
составления модуля данного урока
Слайд 8Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению
интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но можно использовать следующие:
· УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
· УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
Слайд 9· УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
· УЭ-п (где п
– номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих). В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса. В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и др. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
Слайд 10Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в
активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.
Слайд 11Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».
Слайд 12Преимущества данной технологии:
– самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;
– урок
четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;
– каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;
– обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);
– использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);
– форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);
– возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.
Слайд 13Недостатки данной технологии:
– разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);
– требуется
большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).
Слайд 14Методические рекомендации:
1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не
большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.
2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т.к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.
3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.
4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).
5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например, лекционную систему можно сочетать с модульной.
Слайд 15Литература:
Батышев С.Я. «Профессиональная педагогика». М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 год.
Бордовская Н.В.,
Реак А.А. Пед: учебное пособие, - СПб.: Питер, 2008г.
Подласный И.П. Пед: учебник – М.: Высшее образование, 2006 г.
Селивончик Г.И.Лекции по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» 2008 год.
Симоненко В.Д. – Общая и профессиональная педагогика – М.: Вентана-граф, 2006 год
Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов_М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 год