Слайд 1Воспитательная система общей заботы
Выполнили студентки 722 группы:
Гилязина, Гилазиева, Юсупова
«
Зарубежные и отечественные воспитательные системы »
Слайд 2Идея общей заботы
Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992)- доктор педагогических наук, академик
Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.
Основа воспитательной системы:
социально полезная направленность детей и их наставников,
сотрудничество детей и взрослых,
многоролевой характер и романтизм деятельности,
творчество
Слайд 3 Общая забота – это забота всего коллектива,
которая осуществляется в разнообразной деятельности и объединяет воспитанников и педагогов, превращая их в содружество единомышленников. Ключевое место в реализации идеи общей заботы занимает коллективная творческая деятельность.
Слайд 5
Понятие коллективной творческой деятельности
Коллективная творческая деятельность - это полнокровная жизнь старших
и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Ее можно назвать “педагогика социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание
Слайд 6 Определение
Самоуправление – это способ организации
коллективной жизни.
Соуправление –
совместное управление вместе со взрослыми – это Совет школы, положение о существование которого закреплено в Законе РФ “Об Образовании”, которым, как правило, по Уставу школы, руководит директор образовательного учреждения.
Слайд 8Необходимое условие воспитания в системе общей заботы – особым образом складывающиеся
воспитательные отношения.Эти отношения включают в себя, помимо общей заботы (реальных отношений), ещё и товарищеское уважение, товарищескую требовательность (уровень духовных отношений).
Слайд 9 Воспитательная система школы диалога культур
Основателем является Сергей Юрьевич Курганов –
учитель-экспериментатор.
Слайд 10 В этой системе находят свое воплощение идеи
М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура – это живой процесс общительной связи»), идея Л. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.
Слайд 11Основные положения нового типа образования в школе диалога культур(В.С. Библер)
• переход
от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур. От молодого человека в современной культуре требуются знания о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умения, навыки изменения и переформирования навыков;
• школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе – это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли. В школе диалога культур углубленное понимание диалогизма мышления развернуто через идею диалога культур;
• процесс обучения в школе диалога культур строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур. Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я?
• основное содержание школьного курса – это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.
Слайд 12
Таким образом, школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли
школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре – не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. В каждой идее, слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, новые идеи, новые взаимоотношения.