Слайд 1Структурированный подход в индивидуальном обучении детей-инвалидов с РАС
Из опыта работы учителя
Сазоновой И.П.
ГОУ ТО «ТОЦО» Отделение №1
Слайд 3Особенности детей с РАС
Стереотипность в поведении, ритуалы (один и тот же
маршрут, парта, схема работы, порядок деятельности и т.д.).
«Отключения», «зависания» на определенных поверхностях, моторных действиях, фрагментах.
Нарушение обработки сенсорной информации.
Не функциональная деятельность и игра.
Слайд 4Особенности детей с РАС
* Эхолалии (повторения
услышанного), стереотипные фразы, автономная речь.
* Сложности понимания вербальной информации.
* Нарушения в обработке информации, трудности понимания эмоций и соц. ситуаций и т.д.
* Отсутствие речи.
* Самостимуляция (потряхивания руками, раскачивания, постукивания и т.д.)
* Специфические интересы
* Агрессия (укусы, удары , плевки и т.д.)
* Самоагресссия (удары головой, кусание рук, выдирание волос и т.д.
* Крик, плач.
Слайд 5Структурированный подход к обучению
Основан на понимании уникальных черт и особенностей учащихся,
связанных с природой аутизма.
Это конструктивный подход к сложностям поведения аутистов и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей.
Слайд 6
Структурированное обучение использует зрительные опорные сигналы, которые помогают аутичным детям сосредоточиться
на актуальной информации, учитывая то, что для них бывает сложно отделить важную информацию от несущественной.
Структурирование пространства
Слайд 9Структурирование пространства
Умеренность
Постоянство
Упорядоченность
Слайд 10Упорядоченность пространства
Разделить пространство на зоны
Определить функциональное назначение каждой зоны
Жестко закрепить зоны, за видами деятельности
Жестко закрепить зоны за предметами
Структурировать материалы
Слайд 11Постоянство пространства
Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени.
Все перемены
должны осуществляться постепенно.
Важно наличие индивидуального постоянного места за учебным столом.
Слайд 12Умеренность пространства
Разреженность, не перегруженность пространства предметами быта, учебными и игровыми материалами.
Все
предметы должны быть функциональными и немногочисленными.
Все материалы должны быть структурированы.
В учебной зоне необходимо придерживаться правила, что самостоятельно материалы ребенок не использует
Слайд 13Визуальное расписание
Визуальное расписание необходимо использовать на постоянной основе
Расписание должно быть горизонтальным
или вертикальным, м.б. написано на школьной доске
Все карточки должны быть расположены на уровне глаз
Перед каждым действием, показываем на карточку и называем действие
После выполнения действия, просим ребенка самого снять карточку
Слайд 14Визуальное расписание
Комментировать происходящее простыми, доступными словами, что происходит и для чего.
Всегда работать с расписанием.
Выполнение всех дел, включенных в расписание – обязательно. Однако время выполнения и количество проб варьирует учитель.
Очень важно проводить процедуру максимально одинаково и четко, что бы сформировать стереотип:
«Сначала будет задание»
«А потом будет приз»
Деятельность закончена, когда все пункты плана выполнены
Слайд 15Компоненты процесса обучения
Все задания, которые даёт педагог
должны быть
систематизированы
должны быть презентованы в визуально-логичной форме:
1. Опора на наглядно-образное мышление
2. Учет интересов ребенка
3. Нарастание уровня сложности
4. Практическая направленность обучения
Использование предметов повседневного обихода (пуговицы, прищепки, стаканчики, соломинки и т.д.)
5. Преемственность в обучении
Слайд 16«Адаптация прописей и материалов»
Письмо
Слайд 19Подсказка
Важно!!!
Подсказка используется сразу после определенной инструкции, или одновременно с ней.
Если подсказка происходит уже после реакции ребенка - то этот процесс осложняет обучение, и препятствует переносу контроля на основной стимул.
Даже если вчера ребенок выполнял реакцию самостоятельно, но сегодня затрудняется это сделать - нужно дать подсказку, постепенно убрать ее - от обучающего блока к блоку, и закрепить самостоятельную реакцию.
Слайд 20Психологические установки
стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях, быть для него опорой,
по мере необходимости.
готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.