Слайд 1Средства и формы воспитания.
Характеристика основных форм воспитания
Выполнила: Акулова А.А.
Слайд 2Средства воспитания
Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую,
экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания
Слайд 3Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры,
которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
Слайд 4Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:
• объективно они есть
продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;
• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;
Слайд 5• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей
и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;
• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;
Слайд 6• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они
обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.
Слайд 7К объектам материальной и духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги,
живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.
Слайд 9Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены
и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Слайд 10Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить
его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей
Слайд 11Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры.
Они различаются по следующим
признакам:
- по целевой направленности;
- по позиции участников воспитательного процесса;
- по объективным воспитательным возможностям.
Слайд 12Мероприятие - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо
для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Слайд 13
Дело- процесс и результат создания чего-то нового на основе прошлого опыта
Дело- воспитательная
технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:
- коллективности- все решения принимаются совместно
- активно-личностного участия- каждый имеет право попробовать себя в каждом деле
- Творческого подхода
.
Слайд 14По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
- дела, в которых
организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Слайд 15КТД включает в себя следующие этапы:
Включение в дело (организация отношения к
самому делу, т.е. нужно увлечь детей)
Планирование (привлечь всех детей к участию)
Распределение поручений (приучение детей к взаимной ответственности)
Контроль (формирование у детей нравственной привычки нести взаимную ответственность за порученное )
Проведение дела (настроить участников на проведение дела, массовость участия, темп проведения)
Подведение итогов (анализ успеха; соизмерение задач с результатами)
Слайд 16Виды КТД
КТД спортивные (футбол, эстафеты и т.д.)
КТД познавательные (различные олимпиады, КВН,
классные часы)
КТД эстетического развития (день именника, праздники, дни здоровья)
Слайд 17Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников
с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Слайд 18По времени подготовки и проведения:
- экспромт;
- относительно длительная предварительная подготовка.
По способу
организации:
- организуемые одним человеком;
- организуемые группой участников;
- организуемые коллективно.
По характеру включения в деятельность:
- обязательное участие;
- добровольное участие.
Слайд 19По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
- «открытые» (для других,
совместно с другими);
- «закрытые» (для своего коллектива).
По методам воспитания:
- словесные (конференции);
- практические (походы);
- наглядные (выставки).
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
- организация познавательно-развивающей деятельности;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
-физическое воспитание.