Слайд 1СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Слайд 2Гении падают с неба.
И на один раз,
когда он встречает
ворота дворца,
приходится сто тысяч случаев,
когда он падает мимо.
Дидро
Слайд 3Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4ОДАРЕННОСТЬ:
явная (проявленная);
возрастная;
скрытая (непроявленная).
Слайд 5ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
1. Наличие специфических стратегий деятельности. - быстрое освоение
деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование новых способов деятельности в условиях поиска решений в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
2. Сформированность индивидуального стиля деятельности.
3. Особый тип организации знаний.
4. Своеобразный тип обучаемости. Высокая способность к самообучению.
Слайд 6ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕК:
1. Повышенная избирательная чувствительность к сторонам предметной деятельности
(знакам, звукам, цвету, растениям, техническим устройствам) либо формам предметной деятельности (физической, познавательной, художественной).
2. Повышенная познавательная потребность.
3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности. Упорство трудолюбие
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;
5. Высокая требовательность к результатам своего труда, стремление к совершенству.
Слайд 7КАКИХ ДЕТЕЙ СЧИТАЮТ ОДАРЕННЫМИ?
детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
детей
с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности;
детей, хорошо обучающихся в школе;
детей, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Слайд 8ОДАРЕННОСТЬ БЫВАЕТ:
академической (способность учиться);
интеллектуальной (умение анализировать, мыслить);
художественной (музыкально-художественной);
творческой (не шаблонное мышление);
психомоторной
(спортивной).
Слайд 9ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много
идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Слайд 10ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
индивидуальный подход на уроках;
дополнительные занятия с
одаренными учащимися;
участие в школьных и городских олимпиадах;
психологические консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования:
посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
использование современных средств информации;
создание детских портфолио.
Слайд 11ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
Личность одаренного ребенка несет на себе явные
свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога или школьного психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.
Слайд 12Семья одаренного ребенка
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение
к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.
Слайд 13 Личность одаренного ребенка
Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту,
интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца.
Слайд 14 Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Большое значение для понимания особенностей
личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.
Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.
Слайд 15Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети –
её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.