Индуктивный, аналитико-синтетический способ
Способ аналогий
Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Отыскание причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.
1.Учащиеся посадили черенки смородины в два ящика, наполненные один песком, другой – черноземом. В первом ящике черенки быстрее образовали корни, и пошли в рост. Чем это можно объяснить?
2. Простейших поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?
3. «Класс птиц» Обыкновенная чайка после вылупления птенцов относит осколки яичной скорлупы далеко от гнезда и выбрасывает. Так же поступают скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках, а вот куриные птицы (куропатки, тетерева и другие) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде. Объясните этот факт.
Способ нахождения обучающимися в излагаемом учителем материале познавательной проблемы, четкое формулирование и аргументирование ее решения.
Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного
Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Выдвижение проблемного вопроса
Ландыш
Тюльпан
Нарцисс
Вьюнок
Черёмуха
Сирень
Боковые оси ветвятся, представляют собой цветоножки, заканчивающиеся цветками.
Соцветия
Сложные
Простые
Ситуация всем понятна, ученики наперебой называют эти препятствия:
-Кожа и слизистая глаз будут пересыхать на воздухе. Как этого избежать?
-Как дышать на суше, ведь жабры тоже сразу высохнут?
-В воде пища и так была мокрая, а теперь ее надо как-то смачивать.
-Что случится с икрой, отложенной на суше? Ответ очевиден — высохнет. И что с этим делать?
-Как передвигаться на суше? Плавники — слабые помощники, да и вес тела возрастает при выходе из воды.
В данном примере проблемная ситуация высвечивает сразу несколько задач, ответы на которые очевидны. Поэтому мы окунаемся в ситуацию, снимаем с ходу варианты решений и сопоставляем их с «природными изобретениями».
В данном примере рассматривается одно «изобретение» – яйцо. Здесь требуется определенная подготовка к выявлению задач и их формулировке. Выстраивается цепь рассуждений:
— для защиты зародыша от высыхания в воздушной среде появляется непроницаемая для испарения воды скорлупа;
— чем выше непроницаемость скорлупы для испарения, тем лучше, но какие при этом возникают негативные следствия?
— через непроницаемую скорлупу становиться невозможным:
— газообмен для дыхания,
— поступление питательных веществ,
— выведение продуктов метаболизма.
На этом этапе почва для понимания особенностей устройства яйца рептилий и птиц подготовлена.
Выявленные противоречия можно положить в основу изобретательских задач:
1. Как осуществлять газообмен, если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой?
2. Как осуществлять поступление питательных веществ, если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой?
3. Как осуществлять выведение продуктов метаболизма, если яйцо покрыто непроницаемой скорлупой?
Пример 2. Размножение пресмыкающихся
Решение
I-й этап – осознание противоречий
III – Доказательства гипотезы
Почему бактериям не доступен фагоцитоз. Для ответа надо вспомнить особенности строения клеточной мембраны, её свойства. Основные источники информации: учебник , дидактические материалы
Формируются доказательства:
поверхность клеток гетеротрофных животных некоторых простейших, лейкоцитов крови) представлена только одной мембраной, которая обладает подвижностью и эластичностью, что позволяет ей достаточно легко обволакивать и захватывать твёрдые частицы;
поскольку бактериальная клетка неспособна к фагоцитозу, значит, причина этого кроется в строении её поверхности, которая представлена не только клеточной мембраной, но и другими компонентами, в частности клеточной стенкой.
IV-й этап - общий вывод
Бактериальным клеткам недоступен фагоцитоз. Они получают пищу в виде растворов, так как их клеточная оболочка представлена цитоплазматической мембраной т клеточной стенкой. Клеточная стенка бактерий состоит из муреина и представляет собой прочный нерастяжимый каркас, через который твёрдые частицы не проникают. Для того чтобы захватить твёрдую частицу, бактериальной клетке пришлось «снять» с себя клеточную стенку, но бактерии на это не способны.
II этап – выдвижение гипотезы
Леопард – теплокровное животное, а крокодил - холоднокровное. Вероятно, для поддержания температуры тела на постоянном оптимальном высоком уровне животным требуется больше пищи.
III этап – доказательства гипотезы
Для доказательства гипотезы необходимо переформулировать вопрос. В данной задаче это можно сделать следующим образом: «В чём преимущества и недостатки теплокровности?
IV этап – общий вывод
Вся жизнь животных – это непрерывное соревнование в борьбе за выживание и продолжение рода. Побеждает тот, кто лучше приспособился: сумел убежать, догнать, заметить, опередить. Важнейшую роль в приобретении этих качеств играет теплокровность. Поэтому в современном мире животных господствуют два класса теплокровных животных: звери и птицы. Чтобы сократить затраты энергии на терморегуляцию у теплокровных в ходе эволюции появился ряд приспособлений: густой мех, перья, подкожный слой жира, особое расположение кровеносных сосудов, сжатие и расслабление подкожных сосудов, потоотделение.
Определить о чем идет речь.
Проблемная ситуация.
Объясните опыт доктора Ч.Блегдена
Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.
Ученики выдвигают предположения, учитель выписывает на доске функции кожи, которые помогают организму противостоять условиям среды, по мнению детей. Проблема остаётся нерешена. Возникает разрыв между проблемой и решением из-за недостатка знаний.
- Что мы должны изучить подробнее, чтобы решить проблему? (ученики ставят задачи урока)
Задачи: изучить строение кожи и её функции, выяснить взаимосвязь между строением и функциями. (
Этап осмысления изучаемого материала
Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?
Последствия:
Сокол – хищная птица, которая является естественным врагом многочисленных представителей грызунов, а значит, регулирует их численность в природе и в агроэкосистемах.
Применение на полях пестицидов приводит к резкому снижению численности сокола, потому что многие птицы погибают в результате отравлений зараженными животными.
Ученые должны постоянно отслеживать численность
соколов, потому что они становятся особо уязвимыми в таких условиях. Нельзя допустить исчезновения соколов из экосистемы т. к. на вершине пирамиды в этом случае окажутся грызуны на некоторое время, а это может вызвать необратимые последствия для всей структуры.
Предлагаемое решение:
Сократить до минимума или практически прекратить применение пестицидов в местах обитания соколов. Практиковать применение биологических методов защиты растений. Оградить естественные гнездовья сокола от антропогенного влияния.
Учитель: Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших государственных задач. Но решать ее нужно на уровне личности, на уровне каждого из нас. Д. Голсуорси: «Если ты не думаешь о будущем, то у тебя его не будет».
1. Составьте схему факторов, вредно влияющих на клетки, а следовательно на здоровье.
2. Факторы, вредно влияющие на клетки (здоровье человека через здоровые клетки)
Учитель: Сформулируйте основную проблему урока: «Здоровье человека через здоровые клетки».
4.Этап: Видеоролик «Вредные привычки у подростков»
Методический прием: Формирование учащимися проблемы – задание для показа видеофильмов.
1. На какие органоиды в первую очередь влияют никотин, алкоголь?
2. Какие органоиды блокируются и почему?
3. Как алкоголь действует на клетку?
4. Как алкоголь действует на организм человека?
Последствия:
Старые деревья – место жительства многих болезнетворных организмов, которые могут заразить молодые деревья.
Распиленные бревна придают парку не респектабельный вид, попросту захламляя, значительную часть парка.
Для детей и взрослых на прогулках они создают дополнительные неудобства, т.к. способствуют нечаянному травматизму.
Предлагаемое решение:
Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печным отоплением, – дрова жители вывезут сами.
Можно организовать субботник и найти спонсоров для предоставления транспорта и вывезти дрова на распродажу.
Можно использовать части деревьев для оформления детской площадки или беседки.
Предлагаемое решение:
Можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность.
Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.
Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.
Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое Время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Решение экологических ситуаций
Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п.
Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.
Проблемная задача — это такая форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть