Слайд 1Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха
Выполнила: Миронова О.В.
Слайд 2.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»
учащиеся с отклонениями в развитии имеют равные с другими детьми права. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционо-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения равного со слышащими детьми образования, коррекцию нарушений развития, лечение и оздоровление, социальную адаптацию.
Слайд 3 Педагогические системы специального образования
Специальная педагогика — это наука, изучающая
сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.
Слайд 4Система образования детей с нарушением слуха
Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших.
Слайд 5В процессе специального образования
Создаются:
адекватные условия обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья и их социальной реабилитации
Проводятся:
лечебно-профилактические и оздоровительные работы
коррекция недостатков развития
общеобразовательная подготовка
трудовая и начальная профессиональная подготовка.
Слайд 6Школьная система специального образования
1 вид — для глухих
2 вид — для
слабослышащих
Слайд 7.
Специальные школы I и II видов
Особенности организации обучения.
равноправное обучение языку словесной
и жестокой речи;
в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;
индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;
классы для детей со сложной структурой дефекта;
наполняемость класса (группы) — до 6 чел.
Слайд 8Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется
Специалистами в области коррекционной педагогики
Учителями
Воспитателями
Психологическое сопровождение воспитанников образовательного учреждения в коррекционном учреждении осуществляет психолог
Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
дети, для которых в результате врожденной
или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью
дети, у которых снижен слух, но на его основе
возможно самостоятельное развитие речи.
К ним относятся дети со снижением слуха
от 20 до 75 дБ.
Слайд 10ГЛУХИЕ ДЕТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
РАНООГЛОХШИЕ
Речь детей не формируется
ПОЗДНООГЛОХШИЕ
У этих детей
к моменту
наступления нарушения
слуха речь уже была
сформирована.
Слайд 11КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
Легкая – Восприятие разговорной
речи 6-8 М
Восприятие шепотной речи 3-6 м
Умеренная – Восприятие разговорной речи 4-6 м
Восприятие шепотной речи 4-6 м
Значительная –
Восприятие разговорной речи 2-4 м
Восприятие шепотной речи не далее 1 м от ушной раковины
Тяжелая –
Восприятие разговорной речи - не далее 2 м
Восприятие шепотной речи - не далее 0,5 м
СТЕПЕНИ
СНИЖЕНИЯ
СЛУХА
Слайд 12Обучение неслышащих детей
ЗРИТЕЛЬНЫЙ
КОЖНЫЙ
ВИБРАЦИОННЫЙ
ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ
ОПОРА
НА
СОХРАННЫЕ
АНАЛИЗАТОРЫ
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА
I ВИДА
Увеличение срока обучения
Занятия по
формированию звукопроизношения
Формирование специфических форм речи: жестовой, чтения с губ, дактильной речи
Обучение проводит сурдопедагог
Проведение занятий
по развитию
слухового восприятия
Занятия социальной
направленности
Слайд 14СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
дактильная речь
Слайд 15ОБУЧЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АУДИОАППАРАТУРЫ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУХОВЫХ
АППАРАТОВ
ОПОРА НА
ОСТАТОЧНЫЙ
СЛУХ
МИКРОФОНОВ, НАУШНИКОВ,
АУДИО-ТЕЛЕАППАРАТУРЫ
КОМПЬЮТЕРОВ
Слайд 16ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
ШКОЛА
II ВИДА
Увеличение срока обучения
Создание специальных условий для
фронтального обучения – микрофонные классы
Обучение проводит сурдопедагог
Использование специальных индивидуальных аудиосредств
Логопедические занятия
по коррекции
звукопроизношения
Использование
специальной
системы
обучения языку,
обучение чтению с губ
Слайд 17ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Педагог должен соблюдать следующие правила:
ПОСАДИТЬ РЕБЕНКА
ЗА ПЕРВУЮ ПАРТУ
ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ МАТЕРИАЛА СТОЯТЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ,
С ЧЕТКОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ
ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВТОРНО ОБЪЯСНИТЬ МАТЕРИАЛ
Слайд 18Интегрированное обучение
ребенок может обучаться в классе школы общего назначения, отдельные дети
могут проводить часть дня, например вторую его половину, в обычных классах, дети специальных и массовых классов объединяются для проведения различных мероприятий, на прогулках, праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях.
Слайд 19Трудовое обучение и воспитание является важным разделом образовательно-коррекционной работы.
Трудовое обучение строится
с учетом местных условий и потребностей. Оно включает первоначальную трудовую подготовку (1 – 4 классы), общетрудовую подготовку (5—9 классы), предпрофессиональную подготовку (10—11 классы).
Слайд 20 Продолжительность обучения в начальной и основной школе специальных (коррекционных) образовательных:
учреждений
I вида — 10—11 лет (подготовительный, 1—11й классы), за период обучения с 1-го по 12-й класс дети получают среднее образование.
• в первоначальный период (подготовительный класс);
• начальная ступень (1—4 классы);
• 1-я основная ступень (5—7 классы);
• 2-я основная ступень (8—11 классы).
II вида – 11 лет
• начальная ступень (1—4 классы);
2-й ступени (неполная средняя школа)
3-й ступени (средняя школа)
Слайд 21Основные общеобразовательные области
Родной язык и литература, математика, естествознание, история, искусство
(рисование), черчение, физкультура, трудовая подготовка.
Коррекционные занятия:
ознакомление с окружающим и основы безопасности жизнедеятельности, предметно-практическое обучение, развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмические занятия.
Слайд 22образовательных учреждений используют в своей работе верботональный метод.
Верботональная система реабилитации детей с
нарушениями слуха разработана выдающимся хорватским ученым, академиком
П. Губерина.
ЦЕЛЬ: интеграция лиц с нарушениями слуха в общество.
Слайд 23верботональная система открывает в человеке новые возможности. Работа эта ведётся в
определённой последовательности и состоит из трёх этапов: диагностика, реабилитацияи и обучение, интеграция. Она сделала возможным развитие у глухих детей слушания , используя телесную проводимость, низкие частоты, к которым чувствителен каждый живой организм, а также индивидуальные остатки слуховой чувствительности. Учитывая основные принципы верботональной системы, академиком Губерина и его соратниками были разработаны следующие технологии для достижения поставленной цели:
Вибротактильная фаза (с использованием вибрационной доски)
Фонетическая ритмика
Музыкальная стимуляция
Пиктографическая ритмика
Аудиовизуальный курс
Слайд 24.
В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск
моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.
Слайд 25Список литературы
1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2002.
2.Дети с отклонениями в развитии.
М., 1997
3.Зыковой Т.С,,Корвяковой Л.П.,. Васиной Л.Г. Поиск новых решений (инновационная модель школы). М., 2001.
4.Концепция Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., Министерство образования РФ, 1997. (Проект).
5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М., 2003.
6.Положение о специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии // Дефектология.— 1995. № 1. С. 28—31.
7.Речицкая Е.Г. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха М., 1994.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
9.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-фЗ (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступающими в силу с19.05.2013) «Об образовании в РФ»
10.Хотеева Э.Н. Взаимодействие школы и семьи в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Белгород, 2000.