Слайд 1
ПРОБЛЕМНЫЕ КУРСЫ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
(апрель-2018)
“Голова, наполненная отрывочными, бессвязными
знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто”, — писал Ушинский.
Слайд 2
С каждым годом обучения современные школьники получают все больший объем
знаний, который нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике.
Как помочь ученикам справиться с таким обилием информации? Каким способом структурировать полученные ими знания?
Один из ответов на поставленные вопросы — систематизация и обобщение знаний учащихся.
Слайд 3СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ
- это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Слайд 4
Цели систематизации и обобщения в процессе обучения:
обнаружение достижений, успехов учащихся; указание
путей совершенствования, углубления знаний, умений;
выявление и устранение пробелов в знаниях;
подготовка к контролю знаний;
создание условий для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
Слайд 5
Функции систематизации и обобщения в процессе обучения:
контролирующая;
обучающая (образовательная);
диагностическая;
прогностическая;
развивающая;
ориентирующая;
воспитывающая.
Слайд 6КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Контролирующая функция состоит
- в выявлении состояния знаний и
умений учащихся, уровня их умственного развития,
-в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Слайд 7ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Обучающая функция систематизации заключается в совершенствовании знаний и умений, их
систематизации.
В процессе формы учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.
Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Слайд 8ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Сущность диагностической функции систематизации и обобщения – в получении информации
об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Слайд 9ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего
сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности
Слайд 10РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Развивающая функция систематизации состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в
развитии их творческих способностей.
Систематизация обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе систематизации развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников.
Систематизация оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Слайд 11ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Сущность ориентирующей функции систематизации - в получении информации о степени
достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Систематизация ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Систематизация помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Слайд 12ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Воспитывающая функция систематизации состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения
к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий.
Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Слайд 13КАКАЯ ФУНКЦИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ?
Обучающая (образовательная)?
Диагностическая?
Контролирующая?
Прогностическая?
Развивающая?
Ориентирующая?
Воспитывающая?
Слайд 14Основной является контролирующая функция
Она состоит в выявлении состояния знаний и умений
школьников, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи систематизации определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения.
Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Слайд 15ВЫВОД
Выделение функций систематизации и обобщения подчеркивает их роль и значение в
процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях.
Реализация выделенных функций на практике делает систематизацию и обобщение более эффективной, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения.