Слайд 1Общее недоразвитие речи. Система коррекционной работы.
Учитель-логопед Лебедева С.В.
Слайд 3Основные понятия:
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых
нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При ОНР отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Условно можно выделить четыре уровня общего недоразвития речи.
Слайд 4Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств
общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо «машина поехала» ребенок говорит «биби», вместо «пол» и «потолок» –«ли», сопровождая речь указательным жестом и т.д.
Одновременно с лепетными словами и жестами на этом уровне развития речи дети могут пользоваться и отдельными общеупотребительными словами, однако, как правило, эти слова еще недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов почти отсутствует.
Слайд 5Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают,
общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.
Иногда дети прибегают к пояснениям неправильно названного слова жестами (чулок – «нога» - жест надевания чулка).
Нередко дети заменяют нужное слово названием сходного другого предмета, но при этом добавляют отрицание не ( помидор – «яблоко не» ).
Существительные в косвенных падежах в речи детей встречаются, но употребление их носит случайный характер, фраза, как правило, бывает аграмматичной («играет с мячику»).
Прилагательные употребляются значительно реже, чем существительные и глаголы, и притом они могут в предложении не согласовываться с другими словами ( «красин лента»). Союзами и частицами дети пользуются мало.
Понимание форм числа и рода прилагательных на этой стадии речевого развития почти полностью отсутствует, а значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.
Для детей с поздним началом речи характерны замены твердых согласных мягкими или, наоборот, мягких согласных твердыми ( пять – «пат», пыль – «пил»). Гласные обычно артикулируются неотчетливо.
Еще более ярко выраженные затруднения встречаются при воспроизведении звукового состава двухсложных слов, имеющих в своем составе обратный и прямой слоги.
Недостаточное овладение звуковым составом слова мешает овладению словарным запасом и грамматическим строем, о чем свидетельствует смешения значений слов ( грива понимается как грибы, шерсть как шесть и др.). Дети с этим уровнем недоразвития речи вовсе не усваивают чтение и письмо без специального обучения.
Дети, находящиеся на этом уровне речевого развития, составляют основной контингент дошкольного возраста и учащихся младших классов логопедической школы.
Слайд 6Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более
или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.
В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи.
Общее недоразвитие речи этого уровня проявляется, прежде всего, в незнании, неточном знании и употреблении некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова.
На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор слов. Что касается имен прилагательных, то из их числа употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов.
Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Чаще на этом уровне страдает понимание оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
На данном уровне дети пользуются слоговой структурой слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечаются перестановки звуков, слогов и слов (колбаса- «кобалса», сковорода – «соквоешка»). По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития, здесь нарушения слоговой структуры слова проявляются значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.
Слайд 7Четвертый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями не резко выраженного недоразвития лексики,
грамматики, фонетики и связной речи. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Так, дети свободно общаются с другими людьми, пользуясь структурой не только простых, но, иногда, и сложных предложений. Эти дети довольно охотно вступают в диалог, могут самостоятельно задать несложные вопросы и вполне адекватно ответить на вопросы окружающих. У них нет грубых нарушений звукопроизношения, они пользуются наиболее употребительными грамматическими категориями и владеют некоторыми, наиболее продуктивными способами словообразования.
У них не наблюдается таких ярких нарушений звукопроизношения, как на предыдущем уровне; как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация отдельных звуков, некоторая нечеткость, смазанность произношения фонем позднего онтогенеза (р-рь,л-ль,ш-щ-ч, с-ц и т.п.).
Следующей отличительной особенностью речи на данном уровне является своеобразие их связной речи. По-прежнему затруднительным является передача логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Овладение звуковым анализом на базе развивающегося слухового восприятия, правильного произношения звуков идет через наблюдения и обобщения в области звуковой стороны речи; овладение словом; практическое овладение различными типами предложений возможно только на основе практических наблюдений над связью слов.
Слайд 91. Коррекционная работа строится следующим образом:
- логопед проводит индивидуальные и подгрупповые
занятия;
- воспитатели дублируют занятия по заданию логопеда, развивая все компоненты речевой системы;
- родители выполняют домашние задания логопеда.
Слайд 10 Работа логопеда.
Индивидуальные занятия с детьми в кабинете.
Они включают в себя:
-
упражнения на развитие правильного дыхания;
- работу по воспроизведению слов как простого, так и сложного слогового состава;
- артикуляционную гимнастику для губ и языка, служащую для укрепления мышц речевого аппарата;
- постановку и автоматизацию необходимых звуков.
Слайд 11Подгрупповые занятия.
На этих занятиях дети знакомятся:
- со звуками (гласными и согласными);
-
учатся различать звуки (по твердости - мягкости и глухости- звонкости);
- делить слова на слоги;
- определять количество слогов;
- определять место звука в слове;
- составлять звуковые схемы слов;
Слайд 12- выполнять пальчиковую гимнастику, поскольку тонкие движения наших пальцев напрямую связаны
с формированием речи и, соответственно, правильного произношения.
Частью таких занятий является лексическая работа, в ходе которой происходит обогащение словарного запаса детей по определенной теме, изучаемой неделю или две в зависимости от сложности.
Актуальна и работа над развитием грамматического строя речи, подразумевающая развитие умений и навыков формирования правильных грамматических окончаний слов:
зеленый - зеленая- зеленое- зеленые;
согласование прилагательных с существительными:
сочный апельсин, ароматное яблоко, мягкая слива;
Слайд 13числительных с существительными:
один мяч, два мяча, пять мячей;
правильное употребление простых и
сложных предлогов,
образование относительных и притяжательных прилагательных и т.п.
Слайд 14Работа воспитателей.
Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных
с ним, осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных общеобразовательной программой воспитания и обучения дошкольников.
Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений.
Ежедневное проведение вечерних занятий с детьми на закрепление знаний по:
- лексической теме;
- коррекции слоговой структуры слова,
Слайд 19Вывод:
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса и родителей возможно
успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.